Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Краткая теория по истории для студентов медицинских вузов

Работа содержит 1 файл

шпоры по истории.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

      1.История  как наука. Структура  исторического знания. Основные этапы  развития науки.

Термин  « история » происходит от греческого слова «ictopia”– исследование, рассказ. Первоначальное значение этого слова  продолжает широко использоваться в  бытовой лексике и литературе.  Это слово вошло во все современные языки. В науке термин “история” используется в большинстве языков, в двух основных смыслах:

  • История – как всякий процесс развития в природе и обществе, т.е сам объективный процесс развития Вселенной, Земли, природы, общества
  • История – как наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии. История дает нам знание о прошлом с целью понимания настоящего и перспектив развития в будущем.

Известный русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал, что история как наука имеет двоякий смысл: как движение во времени, процесс и как познание этого процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием научного исторического знания является сам исторический процесс, т.е. ход, условия человеческого общежития, жизнь человечества вообще в ее развитии и результатах.В современной исторической науке происходит заметное слияние этих двух значений вследствие   повышенного внимания к  изучению влияния, во-первых, геологических и биологических факторов на развитие отдельного человека и человеческого общества; во-вторых, через изучение влияния человеческой цивилизации на  окружающую  среду. Проблемы  экологии становятся тем мостиком, который соединяет естественные, гуманитарные и точные науки, и потому они постепенно переходят в область практической политики. Структура исторического знания. Сегодня историческая наука - это целый комплекс взаимосвязанных между собой наук. Представим схему исторических наук в виде трехгранной усеченной пирамиды. Историческое знание имеет несколько граней. Во – первых, это история отдельных видов человеческой деятельности –науки и техники, политическая история, история экономики, история духовной культуры и др. Легко заметить, что каждый из этих разделов включает более частные деления, например история экономики – историю земледелия, историю ремесла, историю промышленности. Политическая история – историю войн, революций, государства    и  права, наконец, историю династий и многое другое.Другой гранью является всемирная история, которая    опирается на историю видов человеческой деятельности, включает её в себя, но в свою очередь, делится на историю континентов, историю стран, отдельных народов,  отдельных регионов.Третьей гранью исторической науки являются ряд исторических дисциплин, которые обслуживают собственно историческую науку и включают в себя вспомогательные исторические дисциплины, а также различные методы исторических исследований, таких как археология , источниковедение, статистика, этнография, математическое моделирование, историография и др. Такая структура исторического знания  соответствует процессу специализации во всех областях научного знания, который резко усилился в конце XIX – начале XX века. Завершает эту структуру «философия истории» или точнее, теория исторического процесса, которая призвана на основе накопленного сегодня исторического материала раскрыть общие закономерности, тенденции развития человеческого общества, и при этом выделить совокупность тех факторов, которые определили  различные этапах его развития.В структуре исторического знания четко видна взаимосвязь истории, как с точными, так и естественными науками, не говоря уже о других гуманитарных науках.  3 подхода к изучению истории:

  1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД– появился первым в средние века. 1. древнейший мир (с древнейших времен до 5-6в н.э.). Иногда выделялись исторические первобытные общества, история древнего Египта,др.Рима,  Китая,  др.Греци, т.е. античность.          2. Средние века (5в. н.э.-15в.)    3. Новое время (15в. – 1917г.)    4. Новейшее время (1917 - …)
  2. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД – уделяет большое время экономике, производственным силам и отношениям, вопросам собственности. Этот подход страдал односторонностью. Был полпулярен да 80-х г. 1.первобытнообщинная; 2.рабовладельческая; 3.феодальная; 4.капиталлистическая; 5.комуннистическая;
  3. ЦИВИЛЛИЗАЦИОННЫЙ –современен на сегодняшний день. Начал работать в 19в.-20в. Включает в себя экономику, искусство, религию.  1.дикость- период собирательства и охоты (3мил.л.-10-8т. до н.э.)  2.варварство-господство аграрной культуры (10т. до н.э.-2-я пол. 18в.) 3.промышленная цивилизация, фирма «Интель»- компьютер. Постиндустриальная революция.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ.

Историческая  наука  в своем развитии прошла целый ряд этапов, которые в целом отражают и повторяют развитие науки в истории человечества. Сравним развитие науки с лучом света. Это поможет понять, как менялась общая структура  научного знания и его классификация.Также как и луч света у своего истока, знания древнейших людей носили узкий характер. Добывание знаний было одним из важнейших условий выживания первобытного человека. В эти времена «дикости» были сделаны научные открытия, повлиявшие на судьбы человечества ничуть ни в меньшей степени, чем изобретение автомобиля или космических спутников. Человек научился не только хранить, но и добывать огонь, изобрел великое множество каменных орудий, лук и стрелы. Этот достаточно интенсивный этап, этап синкретической науки, т.е. единой, мифологическая  культура первобытного человека. Возникновение  науки,  связывается с периодом древнейших цивилизаций с Античностью. В этот период, (с 1 тыс. до н.э и до V в. н.э) наука выделяется вслед за военным делом и религией в самостоятельную отрасль человеческой деятельности. Первой наукой являлась философия, точнее, натурфилософия. Она открывает этап недифференцированной науки,  науки  соединяющей в себе черты искусства (художественной литературы и эстетики), черты естествознания и собственно философию. Однако внутри единой науки уже просматриваются черты будущих отдельных наук. Отцом истории считается Геродот (V в. до н.э) в труде которого мы находим сведения по естествознанию, географии,  литературе. У Геродота были  великие предшественники, в первую очередь, Гомер и безымянные создатели древнегреческих мифов. Не случайно первая книга труда Геродота называется «Клио» по имени древнегреческой богини истории. В средние века недифференцированный этап развития науки продолжался. Только теперь центрами развития науки стали не школы и кружки натурфилософов, а монастыри, с ХII -ХIII веков – университеты, носящие религиозный характер. Многое из достижений периода античности было утрачено. Только Византия являлась хранителем и продолжателем античного наследия, соединяя его как с  христианством, так и достижениями в математике. В историографии окончательно утверждается хронологический подход. Меняется и сам календарь, за точку отсчета принимаются библейские события: рождение Христа  в католичестве, создание мира в православии. Анналы, хроники, летописи стали главной формой исторических произведений. Главное внимание уделялось истории войн, житиям святых и правителей. Этап дифференцированной науки открывает эпоха Возрождения. Луч «науки» как бы распадается на отдельные отрасли фундаментального научного знания. Эпоха Возрождения начала процесс формирования того мышления, которое мы сегодня называем научным. Изобретение Гуттенбергом печатного станка в середине ХVв. дало простор распространению научных знаний. К концу эпохи Возрождения наука окончательно разделились вначале на две большие группы: естественные – науки о природе; и гуманитарные – науки о человеке и человеческом обществе. К началу ХVIII века из прикладного знания окончательно оформляется группа точных наук. В историографии эпохи Возрождения хронологический подход остается традиционно господствующим, но его характер резко меняется. Быстрыми темпами развивается светская  гуманистическая историография. Н. Макиавелли явился основоположником новой политической истории, поставив вопросы ответственности «государей» перед народом и государством. Начинает развиваться критика исторических источников зачатки В ХУI – ХУII веках интенсивно менялось мировоззрение человека. Реформация изменила характер религии: человек сам стал отвечать за себя и перед богом и перед другими людьми. Церковь была лишена многих своих привилегий. Священники теперь были призваны служить людям, а не только богу. Рационалисты ХУII века поставили вопрос о естественной истории и «системе естественного права народов», XYIII век назван веком Просвещения, т.е. веком, в течение которого было изменено мировоззрение и миропонимание, и мироощущение человека.  Теория общественного договора получила новое звучание в теории и практике «просвещенного абсолютизма».                                 На рубеже XVIII-XIX вв. на смену ученым энциклопедистам приходят специалисты в отдельных областях науки. Век XIX идет под знаком узкой специализации, создания узкоспециализированных школ, выработки даже  своеобразного, характерного только для данной науки языка, экспериментальной и теоретической базы.                Именно в XIX в. наряду с другими науками, наукой в современном понятии этого слова, становиться и историческая наука. История в основном занимавшаяся составлением хронологии описанием деятельности монархов, политических и военных деятелей превращается в труд научный. В этот период историки стремятся найти и обосновать те основные факторы, которые определяют характер исторического прогресса и регресса, выявить законы исторического развития и дать периодизацию истории, как отдельных государств, так и всего человеческого общества. При этом историки начинают опираться на данные выделившихся  из истории исторических наук, таких как археология, этнография. А также на данные новых философских наук антропологию, с конца XIX начала XX в. – социология, культурология, психология, ряда естественных и точных наук, биология, физиология, статистика, математическое моделирование и многих других.                                         В XIX в. возникают различные исторические школы, которые различные факторы считают решающими в истории: географические, антропологические или расовые, национальные. На рубеже ХУIII-ХIХ веков больших успехов добивается политическая экономия, что связано было с первой промышленной революцией и утверждением буржуазного общества. Возникают различные социальные и экономические теории в историографии.  В середине ХIХ  века возникает марксизм, в котором решающим фактором развития считается уровень развития производительных сил и классовая борьба. Утверждается формационный подход к истории.  В конце ХIХ века дифференциация наук начинает заменяться их интеграцией. Появляются науки переходного характера, своеобразные мостики между уже сложившимися фундаментальными науками, которые по мере своего развития все более отдалялись друг от друга. В результате начавшейся интеграции разрывы между фундаментальными науками стали закрываться. В середине ХХ века интеграция наук приобретает новое направление: возникают как бы «стержневые» науки, которые пронизывают не только родственные фундаментальные науки, но и науки далеко стоящие друг от друга, как фундаментальные, так и прикладные. С начала XX в. нарастает среди философов и историков понимание взаимосвязи и взаимозависимости различных факторов, взаимодействующих в человеческом обществе. Более того, в различные этапы развития человека роль различных факторов,  их место в жизни отдельного человека и общества меняются.      Так на ранних этапах развития человека решающим представляется биологический и географический факторы, затем экономический, и, наконец, в  наше время технический и научный.  В современной исторической науке рассматривается вся совокупность факторов, их переплетение, взаимодействие. История человечества делится на три основных периода: дикость (период собирательства и охоты), варварство (период аграрной культуры), период промышленной цивилизации. Очевидно, что в основе этой периодизации лежит характер деятельности большинства людей в данном обществе в данное время. Цивилизационный подход к истории не отрицает, а органически включает в себя как хронологический, так и формационный подходы.

3. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИИ Идея эволюции живой природы возникла в Новое время ка противопоставление креационизму – учение о сотворении мира богом из ничего. Креацианизм как мировоззрение сложился в эпоху поздней античности и в Средневековье и занял господствующие позиции в культуре. Фундаментальную роль в мировоззрении того времени играли также идеи телеологии – учения, по которому все в природе устроенно целесообразно и всякое развитие явл.осуществлением заранее предопределенных целей. Теология приписывает процессам и явл.природы цели, которые или устанавливаются богом , или явл.внутренними причинами природы. В становлении идеи эволюции органического мира  существенную роль сыграла систематика-биологическая наука о разнообразии всех существующих и вымерших органихмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами. Основными задачами систематики явл.определение путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждой группы более высоко ранга, выяснение общих свойств у тех или иных групп. Основы систематики заложены в трудах Дж.Рея и К.Линнея.  То, что Линней называет «естественным методом», есть по сути некоторая фундаментальная теория живого.  Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвел биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов. Большую роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла эмбриология,. В 17-18в. возникла идея исторических изменений наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы – идея эволюции органического мира. Эволюция – от лат. «развертывание»- историческое развитие природы. В ходе эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие форм организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и совершенствуются. Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19в – Ж.Ламарком и Ч.Дарвином. Они создали эволюционные теории, которые противоположны по характеру аргументации, основным выводам. Теория Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория Дарвина стала основной эволюционного учения.  В 1809 г. вышла книга Ламарка «Философия зоологии», В которой была изложена первая целостная теория эволюции органического мира. Он был одним  из первых естествоиспытателей, которые развили идею эволюции органического мира до уровня теории. Он включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие эволюции.  
 

6 НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

К концу ледникового  периода человек, доказавший своё право  на жизнь, в условиях вымирания или  сокращения популяций многих животных, столкнулся с новыми трудностями. Резкое сокращение популяции животных, служивших основой питания, вынудило человека перейти в основном на растительный рацион.

В растительном рационе большую роль стало играть собирание дикорастущих злаков –  ячменя и пшеницы.  Человек начал строить жилища в тех местах, где росли злаки, потому что в постоянных жилищах было удобнее  хранить зерно и перерабатывать его. Наблюдение за ростом злаков, в конце концов, позволило человеку самому перейти к выращиванию злаков. Так человек сам одомашнил себя.

Затем наступила  пора одомашнивания  животных. С  одной стороны, еще в эпоху  дикости  охотники и собиратели бродили  в сопровождении  собак,   оленей. Многие животные были предметами охоты, но человек понял, что убитое животное не сохранишь долго и человек начал перегонять их вместе с собой, естественно, тех животных, которые это позволяли, например, овцы и козы.

С другой стороны  по мере того, как человек переходил  к собиранию и хранению злаков и, тем более, их выращиванию многие животные перемещались в места проживания человека, пожирая злаки, как на корню, так и в местах его хранения, и человек вынужден был защищаться от них, строя ограждения, загоны. Таким образом, животные приручали человека, который давал им более устойчивое пропитание. Так произошел переход к аграрной культуре, переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, переход от кочевого образа жизни к оседлому, переход ОТ ЭКОНОМИКИ ПОТРЕБЛЯЮЩЕЙ К ЭКОНОМИКЕ  ПРОИЗВОДЯЩЕЙ. Этот переход ученые и называют НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ.

Неолитическая революция произошла почти одновременно в различных районах мира, но расположенных  приблизительно на одной широте. Неолитическая  революция началась почти одновременно на Ближнем Востоке, на севере и центральной  части Индии, в Китае, и Центральной Америке. И произошло это с 10-6 тыс. до н.э., а на территории Европы несколько позднее – с 5 тыс. до н.э.

Создание излишков продовольствия привели к быстрому росту населения. К 4 тыс. оно выросло  более чем в 10 раз. Естественно  выросла плотность населения. В 7 тыс. появился и первый город – Иерихон,  в котором жило около 3 тыс. Большая  часть первых земледельцев жила небольшими поселениями, так как для пропитания требовались большие земельные площади. С ростом излишков появляется возможность не только их производства, но и присвоения.

 Если первые  земледельцы вынуждены были переходить  к оседлому образу жизни,  занимались  одновременно и скотоводством,  то племена, обитавшие вне зоны  неолитической революции, как  правило, становились скотоводческими  и продолжали еще долгое время вести кочевой образ жизни. Это, в первую очередь, относится к территории нашей страны, где впервые была одомашнена лошадь.

К неолитической  революции относя многомиллионное  развитие человека в предшествующую эпоху к "предыстории".

Период аграрной культуры (варварство) охватывает в  истории человеческой цивилизации  значительный период времени с 10 тыс. до н.э. и до конца XYIII в. Многие народы, в первую очередь Азии и  Африки, и сегодня находятся на данном этапе развития, так как большинство населения этих стран занято с/х.

Эпоха аграрной  культуры открытая неолитической революцией  занимает большую часть знакомой нам  истории человечества.  К  этой эпохе принадлежат столь  разные личности как Первый земледелец, работающий каменным серпом и Леонардо да Винчи, Вавилонский царь Хаммурапи и изобретатель универсального парового двигателя  Джеймс Уатт, Ярослав Мудрый и Пётр 1.

В рамках аграрной культуры выделяют следующие периоды:

Неолитическая революция, в ходе которой человечество перешло от охоты и собирательства к земледелию и животноводству. Неолитическая революция датируется 10–8 тыс. до н.э.

Период небольших  государств – 8000–3500 до н.э.

Период древних  империй – 3500–600 годы до н.э.

Античность (расцвет  древней Греции и Рима) –600 годы до н.э.–500 годы н.э.

Средневековье – 500–1750 годы. Довольно часто последний  этап средневековья с ХV века по 1750 выделяют в отдельный период – период разложения феодального строя и зарождения новой промышленной цивилизации.

 Как видно  из этой периодизации период аграрной культуры связан не только с переходом к земледелию, животноводству, которые повлекли за собой оседлый образ жизни, но и с формированием и развитием первых классовых обществ – рабовладельческих и феодальных. В основе этих классовых обществ лежала частная или государственная собственность на землю, а также личная зависимость работающих на этой земле людей.

Период  аграрной культуры характеризуется  также сменой  форм религиозного мировоззрения от развернутых форм язычества (первые четыре периода)  до господства  в эпоху средневековья трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"