Шпаргалка по "Истории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

1) История в системе социально-гуманитарных наук.
Предмет, принципы изучения и значение истории. Историю называют «учительницей жизни». Место истории в систе-
ме наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее
с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной
проблемы есть своя история.

Работа содержит 1 файл

Istoria_otvety.docx

— 132.57 Кб (Скачать)

   1) История в системе социально-гуманитарных наук.

Предмет, принципы изучения и значение истории. Историю называют «учительницей жизни». Место истории в систе-

ме наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее

с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной 

проблемы есть своя история.

В переводе с греческого языка «история» — «рассказ о  прошлом».

Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами,

человечеством. История  является коллективной памятью много-

численных народов, населяющих землю. Объект истории — жизнь 

людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как  на

отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом

исторической науки  является деятельность людей, или субъективный

фактор исторического  процесса. Профессиональные

историки придерживаются принципа научности (объективности), то

есть стараются выявить  все факты по изучаемому вопросу, а не под-

бирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается

в конкретно-исторических обстоятельствах определенного  времени 6

(принцип историзма), в развитии (принцип диалектики).

   2)  Сущность, формы, функции исторического знания.

 Методы и источники  изучения истории. Как и всякие другие формы обществ. сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня: 1-формируется на основе накопления непосредств. жизненного опыта; 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ.  3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе; 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Функции:

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка изученного обоснованного политического курса.

Метод - в переводе с греческого означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели. Методы изучения истории - сравнительный, системный, типологический, ретроспективный, идеографический.

Метод - в переводе с греческого  означает «правильный путь», то есть способ или план для достижения определенной цели.

История как наука  использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины  события, явления.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

Методология истории. 

Под историческим источником в настоящее время понимаетсяпродукт культуры, объ ективизированнный результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.

   3) Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития исторической науки.

Историография - в широком  смысле слова- вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Этапы развития исторической науки.

1)Исторические представления Древнего мира. Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов.

2)Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, исторический процесс общественного развития трактовался идеалистически.

3)В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). 

4)Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби (1889-1975), американца Уолта Ростоу (р. 1916), Макса Вебера (1864-1920), Марка Блока (1886-1944), Алвина Тофлера (р. 1928) и др.

4) Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности Русской истории.

 Россия - уникальная евразийская цивилизация, центр устойчивости и неустойчивости геополитического, глобального развития человеческой цивилизации. Такая функция России в механизмах социально-глобального развития человечества обусловлена особенностями Евразии как единственного места, где на единой территории происходит соединение Запада и Востока.Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от "этнических войн" с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии.Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного "скрепа" российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

 

В отечественной и мировой  историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. 

Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают что те или иные особенности российской истории проявляются как отсталость России и русских.(Историки-профессионалы придерживаются термина "отсталости" России)

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация. 

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода 

5) Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

Восточный тип - тип циклического развития возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего в Индии и Китае.  

    Цель существования обществ понимается на Востоке как движение и приближение к высшему божественному идеалу. А жизнь воспринимается бесконечным спектаклем, в котором участвуют и люди, и боги. Постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей - главная ценность бытия народов Востока. Общества Востока построены на принципах коллективизма. Личностное начало развито слабо, личные интересы полностью подчинены общине. Общество построено на особом типе связей вертикального характера. Горизонтальные связи между общинами не развиты. Власть единого правителя ничем не ограничена, человек зависел от бюрократии и чиновников, управляющих от имени властелина.

 

 

     Анти́чность это цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. 

     В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

6)  Место средневековья во всемирном историческом процессе.

 Средневековый период мировой истории это история феодального строя. Основой феодального строя считался такой способ производства материальных благ, при котором земля (главное средство производства) находится в собственности крупных землевладельцев, эксплуатирующих труд зависимых от них крестьян, ведущих свое хозяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. 

    В рамках истории средних веков (V – середина XVII вв.) выделялось три периода, отражающих основные закономерности становления, расцвета и заката феодализма. 

    В период раннего средневековья (V – середина XI вв.) происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю, складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, создавались раннефеодальные государства, на всю Западную Европу распространялось влияние католической церкви – основной идеологической силы средневековой Европы. 

    Период классического средневековья (XI – XV вв.) характеризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало формированию светской городской культуры; образованием централизованных монархий с сословным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложения феодализма. В результате мощные крестьянские восстания XIV – XV вв. потрясли здание западноевропейского общества. 

    Содержание позднего средневековья (XVI – первая половина XVII вв.) состояло в разложении феодализма, возникновении и развитии предпосылок, необходимых для перехода к капиталистическому способу производства. Позднее средневековье – это время великих географических открытий, начала колониальных захватов. 

   Средневековье, таким образом, представляет собой одну из стадий в процессе становления современной европейской цивилизации.

7) Формирование Древнерусской государственности. Принятие христианства и его влияние на дальнейшее развитие страны.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.

Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен 

Первые сведения о  государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

Креще́ние Руси́ — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (в 988) году князем Владимиром Святославичем.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии оказало большое влияние  на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание  местных, племенных различий в отдельных  областях Руси и формирование древнерусской  народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также  способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться, и  обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные  части Руси обособились друг от друга  или попали под власть иноземных завоевателей.  
Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало к консолидации древнерусского сознания - как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могло не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"