Шпаргалки по "Истории Средних Веков"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История Средних Веков".

Работа содержит 1 файл

История Средних Веков.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Образование Византийской империи. Особенности социально-экономического, развития Византии/ 

В 330 г. император  Константин I перенес столицу Римской  империи в город Византий, Новую столицу назвали Константинополем. Исключительно удачный выбор места для новой столицы в перекрестье торговых путей между странами Востока и Запада, юга и севера, а также в центре интенсивного культурного обмена, обусловил ее быстрое превращение в крупнейший город Европы.

Выделение восточных  провинций в особую государственно-политическую систему было завершено официальным  разделом Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную. В состав Восточно-Римской империи вошли: Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении и грузинских земель, Сирия, Палестина, Египет, Киренаика, Кипр, Крит, Родос и другие острова Восточного Средиземноморья, а также южное побережье Крыма. После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная осталась единственным продолжением некогда единой империи.  В долинах рек, на равнинах было широко распространено хлебопашество, На Балканах и плоскогорьях Малой Азии преобладало скотоводство. Большая  численность городов: Константинополь и Фессалоника, Коринф и Фивы, Смирна и Эфес, Никея и Никомидия, Дамаск и Бейрут, Антиохия и Александрия. Которые были средоточием ремесла и торговли, экон политич центрами. Особенности социально-экономического, общественно-поли¬тического и культурного развития Византии позволяют выделить в ее истории несколько периодов: ранний (IV — первая половина VII в.), средний (вторая половина VII—XII в.) и поздний (XIII -середина XV в.).. В истории ранней Византии выделяют внутренний рубеж - конец VI в. Распространено свободное крестьянское землевладение, Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на неподеленную сельскую округу. Общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной. Общинники были связаны круговой порукой.  Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Главной производственной организацией в городе была небольшая ремесленная мастерская (эргастирий), нередко совмещенная с лавкой, в которой ее хозяин продавал изделия, изготовленные им самим, своим собственным инструментом, с помощью двух-трех наемных работников или рабов. Верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежала императору. Сложился союз государственной власти с христианской церковью: Император признавался единственным законным повелителем всей ойкумены Административный аппарат империи был чрезвычайно громоздким. В его организации господствовал принцип разделения гражданской и военной властей Центральное управление концентрировалось в его дворце и было специализировано по ведомствам-канцеляриям. Как правило, высокую должность мог занять лишь человек, имевший определенный титул  Территория империи делилась на административные области — провинции. Гражданским управлением ведали назначаемые императором наместники со своим штатом чиновников, военной властью обладали военачальники. С середины IV в. христианство было официальной религией, обязательной для всех полноправных подданных Римской империи. Начавшееся еще значительно раньше формирование на всей территории империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно оформилось при поддержке государства. Уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в церковной обрядности. Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всех отработочных повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях. 

Византия  в эпоху Юстиниана. 

Заключительный  период в истории позднеантичного  мира совпал с 30-летним правлением Юстиниана, когда Восточно-Римская империя достигла апогея своего могущества Возведенный на престол воинами, дядя Юстиниана Юстин I (518—527) приблизил к себе племянника и провозгласил его своим соправителем. После смерти дяди Юстиниан занял престол как его законный преемник. Жена – Феодора, куртизанка. Император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение. Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых торговых путях на Восток. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов. В «Своде гражданского права» (528-534), систематизировавшем и отчасти реформировавшем богатое наследие римских юристов, (идея полной частной собственности на землю и имущество, идея неограниченной власти императора и идея прочного союза государства с христианской церковью. ) В свод вошли: «Институции» (руководство к пользованию Кодексом), собственно «Кодекс» (законы императоров II — начала VI в.), «Дигесты» (выдержки из сочинений римских юристов) и, наконец, «Новеллы» (законы самого Юстиниана).

Существенное значение в социальной жизни общества имело признание равенства перед законом всех свободных подданных императора, равенство прав наследования, Огромную роль в развитии товарно-денежных отношений имело законодательное регулирование таких имущественных отношений, как аренда, кредит, залог, наем.  Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533— 534 гг. Вандальского королевства, было ликвидировано Остготское королевство и завоевана Италия. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе. В ответ на усиление налогового гнёта восстание в Константинополе в 532, названное «Ника». Низы димов «голубых» и «зеленых» объединились. До 30 тысяч безоружных константинопольцев были убиты на месте.  Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова (набеги варваров). Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в. Особенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в. 

Византия  в конце VI- первой половине IX в.

Постаревший Юстиниан успел увидеть начало краха своих  трудов. Население было разорено. Упали  доходы казны. Крупные имения, в том  числе императорские, были разорены. Крупные социально-экономические  перемены произошли в аграрной сфере  Свободное крестьянское землевладение стало основной формой земельной собственности и организации сельского хозяйства. Колонат исчез. Соседская община переживала время интенсивного развития. Росло также число крестьян, потерявших свои участки и вынужденных наниматься к богатым. Часть крестьян вообще покидала деревню в поисках средств к жизни в городах. Значительные изменения произошли в VII—IX вв. и в управлении империей. Император стал средневековым монархом, исполнителем воли господствующего слоя. Вся полнота военной и гражданской власти в каждой из провинций вручалась теперь императором военачальнику-стратигу (военачальнику). Стратигу были подчинены также судья и чиновники фиска провинции, а сама она получила отныне наименование «фема» (так называли первоначально отряд местного войска). Воинская служба стала наследственным жребием внесенной в каталог семьи (освобожденной ото всех налогов, кроме поземельного, и от отработок в пользу казны) Новая организация военных сил и управления позволила империи отразить натиск врагов, а затем перейти к возвращению потерянных земель. В данный период нужно отметить конфликт между гражданской  знатью и военной аристократией. Этот конфликт на четыре последующих столетия стал стержнем политической жизни империи: в борьбе за трон каждая из группировок стремилась обеспечить себе преимущественное право на присвоение доходов казны и ренты с крестьян. В 726 г. специальным эдиктом Лев III объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством, Выдвинул тезис — кто за почитание икон и мощей, против трона и державы=>Борьба  иконоборцев и иконопочитателей   более столетия, и вовлечены в нее были все слои населения. Ей сопутствовали конфискации, ссылки, пытки, истребление инакомыслящих. Закрывались монастыри, монахов насильственно зачисляли в войско, принуждали вступать в брак. С конца VIII в. иконоборчество стало ослабевать. Его основные задачи были выполнены: монастыри ослаблены и поставлены под надзор государства и церковной иерархии.

Жестокий кризис поразил центральные органы власти. Поднявшие мятеж в 602 г. дунайские легионы возвели на трон из своей среды сотника Фоку, который обрушил жестокий террор на сановную землевладельческую знать, вызвав гражданскую войну в Малой Азии. Сын экзарха Карфагена Ираклий явился в 610 г. с военным флотом провинции к Константинополю и легко овладел им. Фока был казнен. Став императором (610—641), вокруг которого сплотились все оппозиционные Фоке группировки знати, он реформировал армию, усилив кавалерию и отряды лучников, заключил перемирие с аварами и стал наносить персам одно поражение за другим. По сравнению с эпохой Юстиниана, территория империи сократилась более чем втрое.

Наиболее подробные  сведения о жизни византийской деревни  содержит «Земледельческий закон» VIII в., представляющий собой, как и западные «варварские правды», запись обычного права, которая приобрела характер официального правового сборника. Он был очень популярен в империи, в том числе в районах, населенных славянами.

Существенно иным было хозяйственное положение городов  в ту же эпоху. Набеги варваров, разрыв торговых связей, сокращение спроса на дорогие изделия со стороны обедневшей и уменьшившейся численно знати (многие ее представители погибли в войнах и во время террора Фоки) ударили прежде всего по экономике города. Мелкие и средние города, особенно на Балканах и на востоке Малой Азии, аграризировались, т.е. их население занималось почти исключительно сельским хозяйством. Уровень ремесла резко снизился, торговля почти замерла.

Значительные  изменения произошли в VII-IX вв. и  в управлении империей. Потеря восточных провинций с преобладающим негреческим населением повлекла за собой повышение удельного веса греческого этноса среди подданных императора. Монарх сменил латинский титул «император» на греческий — «василевс». 

Понятие «феодализм» и его интерпретация в исторической науке.

Понятие «феодализм», представляет собой некий абстрактный  образ социальной системы, отразивший общую суть её явлений и процессов.  Феодальный мир как эко- и социосистема. Основным средством производства и  основным видом богатства-земля. При феодализме земля в виде крупной собственности находилась в монополии феодалов, 1 особенность – реализация в среде  мелких производителей — крестьян(держатель), Рента-платежи феодалу(экономич зависимость)  В отношениях земельной собственности сотрудничество обеих сторон был взаимовыгодно.(появление внеэкономич принуждения, с помощью которого  реализовывалась собственность в виде ренты).  Третьей особенностью феод земельн собств. условный характер и иерархическая структура. (аллод — безусловная и наследуемая собственность;—> бенефиций, условная собственность, получаемая за военную службу пожизненно.—> феодом наследственную условную земельную собственность, связанную с несением военной службы) Собственность при феодализме имела корпоративный характер. Эта особенность определялась уровнем развития общества и незащищенностью человеческой личности перед лицом природы и социальных трудностей. Корпоративизм общества нашел своеобразное отражение в  социальной структуре, которую отличало сложное переплетение классового и сословного деления. Понятие «.класс» определяет место той или иной общности людей в производстве и ее отношение к собственности на средства производства и орудия труда. В феодальном обществе два класса — феодальные земельные собственники и зависимое крестьянство. Сословия же отличал в первую очередь социально-правовой, юридический статус,— духовенства и дворянства, Городское сословие,  Сословия утверждали свои права и привилегии в письменных хартиях.  Если в условиях родоплеменного строя  главным хозяйственным и социальным организмом являлась община, то с конца VIII в. в Западной Европе складывается вотчина(сеньорина, манор). Она концентрировала в себе все средства, необходимые для реализации крупной земельной собственности (хозяйственная функция), взимания ренты и внеэкономического принуждения (социальная функция). Вотчина, делилась  на господскую часть — домен — и землю, отданную в держание крестьянам.

С утверждением феодальных отношений в X—XII вв. политическая власть сосредоточивалась в руках крупных земельных собственников — князей, герцогов, графов

Сущность феодального  строя. Буржуазно-дворянская историография, широко пользуясь с начала XVIII в. термином «феодализм», не сформулировала, однако, его единое научное определение. Чаще всего историки-немарксисты определяют феодализм по его второстепенным, главным образом политическим и юридическим, признакам. Одни считают его главной отличительной чертой политическую раздробленность; другие — феодальную иерархию; третьи — соединение политической власти с землевладением; некоторые — господство личностных связей и т. д.

Термин «феодализм»  стал широко употребляться в исторической науке с начала XVIII в. Произошел  он от латинского слова feodum — феод, которым в средние века во многих странах Западной Европы обозначались наследственное «условное» земельное держание, получаемое вассалом от сеньора на условии выполнения какой-либо (обычно военной) службы.

Историки эпохи  Просвещения впервые стали рассматривать  феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, трактуя его только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду, в целом отрицательно.

Историки первой половины XIX в. в определении сущности феодализма недалеко ушли от историков  эпохи Просвещения, хотя в отличие  от них оценивали феодализм как  положительное историческое явление: реакционные романтики — потому, что видели в нем свой политический идеал, либерально-буржуазные — потому, что в рамках феодального строя зародились, выросли в борьбе с дворянством предшественники современной им буржуазии в лице «третьего сословия». И те и другие в большинстве своем также понимали феодализм как систему политической раздробленности или господства вассально-ленных отношений. Французский буржуазно-либеральный историк Ф. Гизо дал на этой основе определение феодализма, надолго затем укоренившееся в буржуазной медиевистике. Основными чертами феодализма он считал: 1) условный характер земельной собственности, 2) соединение земельной собственности с верховной властью, 3) иерархическую структуру класса феодальных землевладельцев.

Основоположники марксизма впервые выдвинули  материалистическое понимание феодализма как особой социально-экономической  формации, существовавшей на протяжении столетий у многих народов мира. Они проанализировали основные экономические  и социальные черты этого строя, пути его возникновения, развития и гибели в Западной Европе. 

Информация о работе Шпаргалки по "Истории Средних Веков"