Шумеро-аккадская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:33, реферат

Описание работы

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран.

Содержание

1. Шумеро-аккадская культура …………………………………………………3
2. Вавилонская культура…………………………………………………………6
3. Культура Ассирии……………………………………………………………10
4. Культура Ирана………………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….13

Работа содержит 1 файл

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ КУЛЬТУРА.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

      Вавилон был огромным и шумным городом. Его  окружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъехаться  две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семиярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90м – Вавилонская башня – одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как висячие сады Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э., - также одно из семи чудес света.

      Для вавилонского изобразительного искусства  типичным было изображение зверей, - чаще всего льва и быка. Замечательные также мраморные статуэтки из Тель-Асмара изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были тонкая проработка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.  

      Культура  Ассирии. 

      Культуру, религию и искусство Вавилонии  заимствовали и развили ассирийцы.

      Ассирийское искусство I тысячелетия до н.э. исполнено  пафосом силы, оно прославляло  мощь и победы завоевателей. Для  него характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII век до н.э.). Но и другие  знаменитые рельефы из ассирийских дворцов – это всегда прославление царя – могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства – беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: есть сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирание кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

      В городах Ассирии преобладали  не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же, как в рельефах и росписях ассирийских дворцов – не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

      Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство – был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.  

      Культура  Ирана. 

      На  смену Вавилонии и Ассирии  пришла в VI веке до н.э. Иранская империя. искусство Ирана, как полагают исследователи, - еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестокости, которая была так свойственная искусству ассирийцев. Важнейшим элементом изобразительного искусства здесь остается изображение животных – это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

      В III веке н.э. правящей династией в Иране становятся Сасаниды. Они старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изображающие сцены их победных завоевательных войн. Стены дворцов были украшены фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкантов, богов.

      Государственной религией в Сасанидском Иране был зороастризм2. Это учение объясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал – доброго, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олицетворяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала был Ангхро Майнью. Согласно зороастризму, человек принимает этические решения, находясь между этими двумя силами. Важной частью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыслителя изложено в 17 частях Авесты.3  Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли считалась красавица Анахиту.

      Смена господствующей религии относится  к VII веку н.э., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры – ислама, разрушающими цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий – мечетей, минаретов, мавзолеев и т.п. однако замечательное Сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов – на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы Сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлантики.  

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Авдеев  В.И. История Древнего Востока. –  М.: Центр, 1970.
  2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. Редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999.
  3. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред.проф. А.Н. Марковой – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАСА, 2001.
  4. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Издат.группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1999.
  5. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая. – М.: Центр, 1972.
  6. Учебный курс по культурологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 ВВЕДЕНИЕ   

      Философия – это мировоззрение, система  общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем  человека, уяснение различных форм отношения  человека к миру, человека к человеку. Она зародилась в странах Древнего Востока. В её рамках было создано большое количество оригинальных философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в развитие человеческой цивилизации. Древневосточная философия – это большое, относительно самостоятельное направление историко-философского процесса, тесно связанное с религией и культурой данного региона. Изучением культуры данного, а также других регионов занимается наука культурология.

      Тема  моего реферата звучит следующим  образом «Историческое значение шумеро – аккадской культуры».

      Культура  древних шумерийцев и аккадцев, возникшая  в IV-III тысячелетии до н.э., является одной из древнейших очагов человеческой цивилизации. Вавилоно-Ассирийская культура – культура народов, населявших в древности, в IV-I тысячелетии до н.э., Месопотамию - Двуречье Тигра и Евфрата (территорию современного Ирака), - шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства – Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии- с другой. Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Развивалась наука, химия, крупный шаг вперед сделала медицина, стали развиваться астрология и астрономия, литература. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии.

      Ассирийское искусство – искусство древней Ассирии, составляет важный раздел в истории искусства Древнего Востока. Ассирия являлась  крупной военно-деспотической рабовладельческой державой; власть соединялась в руках царей, которые вели грабительские войны и захватывали большую военную добычу и рабов, жестоко эксплуатировавшихся. Это политика, проводимая в интересах господствующего класса, требовала от искусства прославления и обожествления особы царя и его военной деятельности. Этим объясняется особенное развитие в Ассирии дворцового искусства, произведения которого выполнялись соответственно строгим каноническим требованиям. Таким образом, Ассирийское искусство, в отличие от вавилонского искусства, носило более «светский» характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства и религии, типичную для всех древневосточных культур. Ассирийское искусство, связанное в своем развитии с искусством соседних стран, сыграло значительную роль в истории искусств Древнего мира.

      Основной  целью данного реферата, как это  уже видно из его названия, является изучение одного из древнейших очагов человеческой цивилизации -  шумеро-аккадской культуры и раскрытие его исторического значения.

      Исходя  из этой цели, можно выделить главные  задачи, стоящие передо мной при  написании реферата:

    1. изучение шумеро-аккадской культуры. Доказательство того, что шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры: создателями первой в человеческой истории поэмы, первых элегий, составителями первого в мире библиотечного каталога, медицинских книг, первого календаря. Раскрытие того, что в верованиях шумеров преобладали культы богов и богинь- покровителей отдельных общин.
    2. подробное раскрытие вавилонской культуры, описание того, что в целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона были достаточно реалистичны. Религия не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отдельных местных культов, не исключавших культы других божеств. Огромную роль в верованиях играл культ воды, и культ небесных светил, благодаря которому быстро развивалась математика и астрономия. Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов. Эти религиозные верования отразились в их монументальном искусстве.
    3. описание культуры Ассирии. Изучение того, что основными темами в этой культуре становятся войны, прославление царей-победителей.
    4. изучение культуры Ирана, пришедшей на смену культуре Вавилонии и Ассирии, его искусства, являющегося ещё более светским и придворным, более спокойным.

Информация о работе Шумеро-аккадская культура