Шведская модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:49, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ "шведской модели" социально-экономического развития.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- рассмотреть процесс формирования "шведской модели";

- определить основные черты шведской социально-экономической модели.

- рассмотреть политику Швеции в области образования и здравоохранения.

Содержание

Введение 3

1. Становление шведской модели 10

2. Система образования и здравоохранения

в Швеции на современном этапе. 27

Заключение 55

Список использованной литературы 58

Работа содержит 1 файл

диплом окончательный.doc

— 815.22 Кб (Скачать)

          На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции ⅔ домашних хозяйств тем или иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От ½ до ⅔ продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно1.

          Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло поддержку среди членов других народных движений: «свободного” религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной частей. В 1896-1899 годах появилось более 200 новых потребительских кооперативных ассоциаций. В 1899 году они образовали Кооперативный союз .

          Кооперативный союз - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число обществ заметно сократилось вследствие слияний; с 950 в 1920 году до 138 в 1987.1 Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности мукомольные, пекарни, по упаковке мяса, пивоваренные и консервные, а также несколько промышленных предприятий.

          Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже похоронные.

    Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ШВЕЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 

   У Швеции долгая история развития системы социального обеспечения. Система развилась за последнее столетие. Немногим более ста лет назад Швеция все еще была аграрной страной, одной из беднейших в Европе. Положение в стране радикальным образом улучшилось в результате ряда преобразований, происшедших в конце 19-го столетия. Ряд шведских изобретателей и предпринимателей, работающих в машиностроительной промышленности, заложили основу промышленной революции. Изменения в обществе, последовавшие за индустриализацией, привели к возникновению новых требований к механизмам социальной защиты, отличающихся от тех, что были нужны при сельском укладе жизни общества.

    Швеция явилась первой страной во многих социальных начинаниях. Это касается, прежде всего, института социального партнерства, начало которому было положено в 1938 году, когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерации работодателей подписали соглашение о мирном урегулировании трудовых конфликтов и необходимости заключения коллективных договоров. Швеция раньше всех пришла к необходимости и начала осуществлять активную политику на рынке труда; ввела запрет на строительство АЭС; выработала курс на построение общества всеобщего благоденствия, перераспределяя через государственный бюджет огромные средства.1

  Послевоенный период, с 1945 по 1970 годы, был временем беспрецедентного экономического процветания Швеции. Уровень жизни людей значительно вырос, улучшились жилищные и рабочие условия, повысился уровень обучения, попечения о детях, здравоохранения, заботы о людях старшего поколения, появилось большее разнообразие социальных пособий и систем страхования.

    Таким образом, постепенно создавалась шведская система социального обеспечения, отличающаяся трехкомпонентным подходом, в основе которого лежат общественные программы, совмещающие в себе и корпоративные элементы, и, к тому же, частные страховые полисы.

     Основной элемент шведской  политики социального обеспечения-- страхование.  Его цель -- удовлетворение общественных потребностей в надежной страховой защите от случайных рисков: обеспечение граждан экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями (страхование от несчастных случаев на производстве), безработицы (страхование по безработице и материальная помощь). Применение страховых механизмов в системе социального обеспечения предоставляет равные возможности получения гарантированной социальной помощи независимо от причины обращения (страхового случая), известной как «общественная помощь». Ключевым в этом подходе следует считать универсальность: подобная защита распространяется на всех жителей Швеции независимо от рода занятий и потому именуется «всеобщая социальная политика»1. Однако право на ряд социальных выплат зависит от оценки их необходимости, занятости и добровольности участия. Социальная политика Швеции обеспечивает высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире. 2                  

   Первые шаги в направлении принятия государством ответственности за социальное страхование были предприняты в конце 1800-х годов. Идея, заключающаяся в охвате всех граждан единой системой, начала политически воплощаться в период между 1910 и 1920 годами. 3

          В 1974 произошло реформирование системы страхования от болезни, в соответствии с принципом, при котором размер денежных пособий должен быть прямо пропорционален утраченному уровню дохода. В настоящее время так называемый принцип утраты дохода применяется в каждой схеме индивидуального социального обеспечения, страхующем от потери дохода: страхование родителей, страхование от болезни, страхование от производственных травм, пенсии по нетрудоспособности, страхование от безработицы, пенсии по возрасту.

    Общественные программы предоставления денежных выплат покрывают потери до определенного максимума, который ежегодно корректируется согласно изменениям индекса потребительских цен. Для лиц, уровень дохода которых превышает установленный максимум, важную роль играют коллективно согласованные дополнительные схемы страхования.

    Произошло изменение общего курса: от системы выдачи пособий, учитывающих уровень нуждаемости, корни которой уходят в традиционные системы оказания помощи бедным людям, был сделан переход к общим и основанным на уровне дохода страховым системам, которым уделяется все возрастающее внимание. Доминирующая тенденция представляется, как расширение сферы влияния системы социального страхования для охвата большего спектра ситуаций с участием большего количества людей. 1

     Общественная система страхования является общей в нескольких смыслах; она на равных условиях охватывает все население. Страхование в большей степени финансируется за счет пропорциональных отчислений от заработка и налогов, и условия одинаковы для всех.

   Все родители, например, получают детские пособия одного размера, независимо от их финансового положения. Аналогично, лицо, получающее более высокий уровень дохода, имеет право на равную экономическую поддержку на нетрудоспособного ребенка наравне с родителями, финансовое положение которых хуже.

Общий подход при страховании, основанном на учете уровня дохода, заключается в том, что люди делают одинаковые процентные отчисления от дохода, для получения такой же страховой компенсации.

    Развитие шведской политики в отношении семей отражает изменения, которые произошли в сфере занятости среди женщин на рынке труда, в модели семей и ролях представителей разного пола после 1970-х годов. Число работающих женщин стабильно увеличивалось. В настоящее время большинство детей в Швеции растут в условиях, когда родители делят между собой ответственность за содержание семьи.

    Шведская политика в отношении семей основывается на принципах универсальности и индивидуальных прав. Цель семейной политики - выровнять условия жизни для семей, имеющих детей, и семей без детей, для того, чтобы дать возможность родителям сочетать работу вне дома с семейными обязанностями, и оказывать конкретную поддержку семьям, находящимся в более уязвимом положении.

     Страхование родителей обеспечивает компенсацию в случае потери дохода при определенных обстоятельствах: во время беременности, в связи с рождением ребенка, и когда дети из-за болезни или по другим причинам требуют особого ухода. Денежное пособие по беременности или родительское пособие обычно составляет 80 процентов от утраченного дохода. Что касается денежного пособия для родителей, выплачиваемого при рождении ребенка, для него тоже есть гарантированный уровень. Родительское страхование дополняется законом «Об отпуске для родителей»1, гарантирующем родителям, получающем денежные пособия по беременности или родительские пособия, право на отпуск. Беременная женщина имеет право на перевод на другую работу, в случае выполнения ею таких обязанностей, которые не подходят женщинам, в период беременности, или если она была временно отстранена от работы согласно закону «О рабочих условиях»1. Денежное пособие может быть выдано в период между 60-ю и 10-ю днями до ожидаемых родов.

    Родители могут получить денежное пособие за 450 дней для того, чтобы оставаться дома для ухода за ребенком. Количество дней, оплачиваемых денежным пособием для родителей, делится в одинаковой пропорции между родителями, однако та часть, что приходится на одного родителя может быть передана другому, за исключением эквивалента в 30 дней. То лицо, которое является единственным юридическим опекуном ребенка, имеет право на использование всех 450 дней. Сумма компенсации составляет 80 процентов от предыдущего уровня дохода, за исключением 90 дней отпуска для ухода за ребенком, когда уровень компенсации ограничен гарантированной суммой.

    Отец ребенка имеет право на десятидневное денежное пособие при рождении ребенка. Считается, что эти дни будут использоваться для того, чтобы позаботится о матери и новорожденном, или о других детях в семье.

      Интересно отметить, что сейчас отцы все чаще остаются дома, заботясь о детях. Это отражает цель шведского общества, где предпринимались попытки поощрить такое отношение посредством предоставления индивидуальных консультаций, информационных материалов и проведения информационных встреч в родительных домах, и т.д. Эти усилия, наряду с изменениями в нормативно-правовой базе, оказали положительное воздействие на отцов, которые стали брать пособие для родителей.

   Цель выплаты детских пособий - уровнять размеры затрат между теми, кто растит детей и теми, у кого их нет. Родители получают детские пособия на каждого ребенка до 16 лет. Если в семье три или более детей семья имеет право на дополнительные выплаты для больших семей. Детские пособия заменяются на пролонгированные пособия, которые выплачиваются и после 16 лет до тех пор, пока ребенок продолжает учиться.

   Финансовая безопасность в случае болезни, трудовой травмы, увечья или безработицы обеспечивается различным категориям граждан, частично как выплата за потерю дохода и частично в виде пособий.

    Денежное пособие по болезни выплачивается в случае, если заболевание снижает работоспособность не менее чем на 25 процентов. Пособие может выплачиваться либо целиком, либо частично, от трех четвертых, половины до одной четвертой от полной суммы, в зависимости от продолжительности потери работоспособности. Для облегчения процесса возвращения к работе после болезни может выплачиваться также пособие по болезни, покрывающее дополнительные расходы - стоимость проезда на работу и обратно домой. Кроме того, выдается пособие по болезни для оплаты медицинского лечения или реабилитации для профилактических целей, для того, чтобы предотвратить болезнь или сократить ее продолжительность. Пособие по болезни выплачивается неограниченный период.

Информация о работе Шведская модель