XIII. Влияние монгольского ига на Россию

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 09:09, реферат

Описание работы

Сто лет тому назад Российская императорская Академия наук объявляла дважды, с трехлетним промежутком, конкурс на всех языках на научную тему: "Влияние монгольского ига на Россию". К сожалению и стыду русских историков, представлено было на конкурс всего одно сочинение - и то на немецком языке, - которое премии не удостоилось.

Работа содержит 1 файл

XIII.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

В окрестностях располагались дворцы, окруженные садами. В предместьях размещались шатры прикочевавших к городу степняков. В Новом Сарае обнаружено немало христианских погребений. Там же развалины, приурочиваемые к деревней русской церкви. В Сарае существовал особый русский квартал.

 

Наблюдения  П. Н. Савицкого по этому поводу следующие: за последние века мы знаем четыре столицы, каждая из которых администрировала в свое время все пространство евро-азиатских низменностей-равнин; это два Сарая, Москва и Петербург. Все четыре города на географической карте располагаются на одной прямой, а именно на линии, соединяющей устье Волги с устьем Невы. Эта линия есть как будто "ось развертывания" почвенно-ботанических зон предуральской России. От XIII к XVIII веку административный центр этих низменностей-равнин перемещался по этой линии с юго-востока к северо-западу: каждая более поздняя столица расположена на северо-запад от более ранней: Новый Сарай на северо-запад от Старого, Москва на северо-запад от Нового Сарая, С.-Петербург на северо-запад от Москвы. В XX веке процесс пошел в противоположном направлении: столица вернулась в Москву. Возможно, что процесс на этом не остановится. В широкой исторической перспективе представляется вероятным дальнейшее перемещение столиц на юг и восток, быть может, в Среднее или Нижнее Поволжье.

 

Сарай в 1260 г. посетил венецианец Марко Поло, пробираясь с золотой дощечкой на право взимания ямщицких подвод с  другого конца монголосферы - Хан-Балыка (Пекин) - через Черное море в Венецию [+55]. Араб Ибн Баттута описывает Сарай как город прекрасный и населенный. Полдня надо употребить, чтобы объехать его кругом. Он населен, говорит этот писатель, монголами, татарами, аланами, черкесами, русскими и греками.

 

Таким образом, мы здесь, очевидно, имеем  дело с одной из исчезнувших цивилизаций, и на современных монголов надо смотреть как на греков и римлян (итальянцев) [+56]. Глубоко ошибочный путь избирают те казенные историки, которые, подобно Д. И. Иловайскому, вскользь трактуют "монгольское иго" как нечто второстепенное в русской истории, а также те многочисленные европеизированные представители русского общества, стыдящиеся слов "Азия" и "монгол". Необходимо решительно отбросить эти предрассудки европеизма и иметь гражданское мужество; хотя бы после столь жестоких ошибок и потрясений русского народа посмотреть исторической истине прямо в глаза и, познав себя, выбрать правильный путь. "Познай самого себя" и "будь самим собой" - вот исходные точки правильности пути. Поэтому пора перестать думать и твердить со слов все тех же казенных учебников, что суть "монгольского ига" исчерпывается тем, что какие-то "неизвестные дотоле" монголы нахлынули на Русь и, покорив ее силой оружия, стали взимать с русских дань, что эпоха эта представляет самое мрачное время русской истории, в течение которого наш народ испытывал огромный культурный регресс и унижение своего национального достоинства; это унижение усматривается, между прочим, в том, что русские князья принуждены были ездить в Орду "на поклон" для получения от хана ярлыка на княжение и по другим надобностям, а также в обложении русской земли данью, собираемой теми же князьями, которую и отвозили в ханскую ставку.

 

С прекращением этих поездок связь  с Ордой как будто прерывается  и начинается период самостоятельного существования Московского Великого княжества.

 

В русских исторических трудах, в  особенности в учебниках, Бату трактуется как будто независимый хан, между  тем он управлял Золотой Ордой  только на правах удела или наместничества Великой Монгольской Империи. Нигде не приходится прочесть у наших казенных историков, что Бату явился на Русь как внук Чингис-хана, как наследник старшего сына Джучи, которому дана была в походе на Запад мощь и авторитет Чингис-хана и всей его империи. Мало того, историки даже не замечают монголов, этих настоящих хозяев около 300-летнего периода русской истории; они говорят о подчиненных монголам татарах: "татарское иго", "татары", "хан татарский" и т.д., как будто монголы к этому не имеют никакого отношения.

 

Подобная, слишком поверхностная, трактовка предмета похожа на то, как если бы кто вздумал писать историю, например, Рязанского удельного княжества вне связи с историей Москвы. Она, безусловно, не захватывает всей глубины исторического процесса. В течение около трехвекового вхождения Руси в состав Монгольской империи, несомненно, жизнь взаимно влияла на русских и монголов. Как мы видели, помимо постоянного соприкосновения у себя на родине русские люди проникают в глубину Азии, откуда они должны были приносить с собой все новые и новые влияния, т.е. в это время Азия культурно стояла много выше - не только Руси, но и Запада, и не только в духовном, но и в техническом отношении. Мы знаем также, что не только в Сарае, но и в Каракоруме и в Хан-Балыке постоянно жили русские, имея свои кварталы и даже свои экзархаты.

 

Однако главная доля влияния  монгольского ига на Россию относится  именно к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества  монголов. Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность, а главное, такое значение в государстве, что могла, например, позволить себе предоставлять убежище многочисленному люду, искавшему у нее защиты от княжеского произвола.

 

Вообще православное духовенство пользовалось у монголов, еще язычников в то время, почетом и покровительством: это факт, представляющийся маловероятным в эпоху ожесточенных религиозных гонений в Европе, где господствовал принцип: curius regio, eius religio (чья власть, того и вера), когда пылали костры альбигойцев и тамплиеров и считалось богоугодным делом избивать сарацин и других иноверцев.

 

Для характеристики отношения монголов к чужим религиям подчиненных  им народов интересен указ Чингис-хана, этого родоначальника золотоордынских ханов и основателя политики абсолютной веротерпимости, даже покровительства. Указ этот дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь. "Святейшее Повеление царя Чингиса, Повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие священные книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета; они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков; вне сего, кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям и наказывать по усмотрению и по получении настоящего Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано сие свидетельство".

 

Сие послание вручено шен-сяню для  хранения. Свидетельство (местной власти): "Принадлежащие шень-сяню монахи и усердно и строго пребывающие в скитах люди равно избавляются от податей, повинностей и оброков. Да сообразуются с ним. В год Овцы, третьей луны (с приложением Императорской алой печати) 1223 г." [+57].

 

Наследники Великого Чингис-хана, - золотоордынские ханы продолжали его политику покровительства чужим религиям на Руси.

 

В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал  следующий указ: "На Руси да не дерзнет  никто посрамлять церквей и обижать  митрополитов и подчиненных ему  архимандритов, протоиереев, иереев и  т.д.

 

Свободными от всех податей и повинностей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства.

 

Все это принадлежит Богу, и сами они Божьи. Да помолятся они о  нас".

 

Хан Узбек даже расширил привилегии церкви: "Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога".

 

Можно ли подумать, что это было 650 лет тому назад? А теперь?

 

На это могу привести следующий  исторический факт. В феврале 1918 г. Красная гвардия и Советы докатились до Уфы, которая большей своей частью - татарская. Совет приказал арестовать митрополита Уфимского Андрея (Ухтомского) и реквизировать церкви для каких-то целей... Но приказ не был приведен в исполнение не благодаря сопротивлению православных, а благодаря энергичному протесту татар-мусульман, заявивших, что они не выдадут "этого великого муфтия" врагам Бога, как не позволят оскорбить "православные мечети" [+58].

 

О брате Бату, хане Берке, наследовавшем ему в Золотой Орде, Н. М. Карамзин пишет, что он "любил искусства и науки; ласкал ученых, художественников; украсил новыми зданиями свою Кипчакскую столицу и позволил Россиянам, в ней обитавшим, свободно отправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл в 1261 г. учредил для них особую экзархию под названием Сарской, с коею соединил епископию южного Переяславля впоследствии".

 

Тот же хан Берке отпустил на храм митрополита Кирилла в Ростове  годовой оброк со всей Ростовской земли за то, что по всему Ростову пели молебны о здравии ханского сына, который действительно выздоровел.

 

Царский племянник, молодой и пылкий татарин, прибыл с владыкой в Ростов и пленился здесь красотою учения Христа. После смерти хана Берке  царевич принял православие, раздав все свое имение "татарским нищим": таким образом явился на Руси Св. Петр, царевич Ордынский [+59]. Когда царевичу Петру пришло время жениться, то в Ростове нашли ему и невесту - православную татарку. Брат князя Бориса Васильевича, князь Глеб, кратковременно сидевший в Ростове, тоже был женат на татарке, названной при крещении Феодорою.

 

Сестра хана Узбека, Кончака, была выдана им за русского князя Юрия Даниловича, и ей было разрешено креститься. Надо заметить, что в это время  золотоордынские ханы были уже мусульманами [+60]. Жена хана Джанибека, Тайдула, была исцелена св. митрополитом Алексием от слепоты и во многих случаях брала русских под свою защиту.

 

Из немногих исторических фактов, приведенных для иллюстрации, можно  судить об отношении Золотой Орды к православию. Св. Александр Невский, поняв, что России еще не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе, быть может, в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство, подобно участи, постигшей западных славян: поляков, чехо-словаков, хорватов и словенцев.

 

В этой своей исторической роли Золотая  Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов - язычников и мусульман - не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее. Объяснение этого кажущегося парадокса надо искать в родстве религиозных настроений русского и восточных народов.

 

"В своем бытовом исповедничестве, - пишет митрополит Антоний [+61], - русское православие ближе к  восточным религиям, чем к западному  католицизму и другим христианским  исповеданиям". К этим словам  архипастыря можно было бы  прибавить еще, что русское православие ближе к этим восточным религиям, чем даже к тому же православию у южных славян. В этом выражается влияние мистики Востока, влияние религиозной напряженности в народной массе. На Востоке религия в быте и быт в религии - в этом ее манящая сила, в этом ее сила духовной культуры и ее основное преимущество перед материалистической культурой Запада. Русское "богоискательство", "сектантство", паломничество к Святым Местам, готовность на жертвы и муки ради духовного горения могли быть приняты только с Востока, так как на Западе религия не влияет на жизнь и не трогает сердца и души своих последователей, ибо они всецело и без остатка поглощены только своей материальной культурой. Там полный отрыв жизни от религии, заветы которой не исполняются не только мирянами, но и духовенством. Нигде это явление не наблюдается на Западе.

 

Веротерпимость, составлявшая у монголов один из принципов их сожительства с покоренными народами, позволила  монгольской правящей аристократии после татарского ига массой влиться в аристократию русскую, в жилах которой и поныне течет немало монгольской крови. Один из татарской знати, перешедший служить московскому царю после падения Золотой Орды, Борис Годунов, добрался до царского престола. Смущаться этим нечего, так как на свете нет вообще ни одной чистокровной нации, а если бы такая и была, она должна бы выродиться по общим законам биологии. Монгольское иго влило известный процент монгольской крови в кровь русского народа (и не только его высшего слоя), так же как в монгольской крови оказалась примесь русской. В результате мы имеем русских омонголившихся и монголов обрусевших. Прилив свежей, посторонней крови создает условия для рождения талантов и гениев. Примесь негритянской крови к русской дала нам Пушкина, шотландской - Лермонтова, калмыцкой - Плевако, этого "московского соловья". Собственно между великороссом и монголо-калмыком этнографически разница довольно большая, но если взять цепь народов России: великоросс - мордвин - татарин, киргиз - башкир - калмык, то мы видим постепенный переход от одного типа к другому, пишет князь Н. С. Трубецкой.

 

Смешение крови и взаимное духовное влияние русских и монголов было не только в верхах правящего класса с момента прихода монголов, с  начала XIII века, оно шло и идет до сего дня через всю толщу народную, так как народ, составлявший тогда Золотую Орду, теперь составляет СССР. "Трудно найти, - пишет Н. С. Трубецкой, - великоросса, в жилах которого так или иначе не течет туранская кровь, а эта же туранская кровь в значительной мере течет и в жилах малороссов от древних степных кочевников, поэтому ясно, что русским ради самопознания необходимо изучить монголо-туранский народ России, тем более что сам факт объединения почти всей территории современной России под властью одного государства был впервые осуществлен не русскими-славянами, а туранцами-монголами".

 

Родство "славянской крови", по последним  научным данным медицины, оказалось  мифом [+62]. За последние четверть века в медицине стали переливать кровь  здорового человека малокровному, в особенности в острых стадиях, например после операционной, родовой и острой стадии малокровия [+63] причем на практике оказалось, что при переливании кровь некоторых людей действует на больного как яд, а кровь других - благотворно. Наука теперь точно установила, что при переливании крови должна употребляться только "родственная кровь", с одинаковыми биохимическими коэффициентными показателями. До сего времени и во время европейской войны имелась возможность определить коэффициентный показатель всех наций, причем обнаружилось много новых, даже, казалось бы, парадоксальных научных положений в противоположность существовавшим до того воззрениям, хотя они и не были научными. Так, например, оказалось, что кровь западных и южных славян с коэффициентным показателем 2,5 ближе и "роднее" крови романо-германских, европейских народов (показатель их 2,5 - 3,5), а кровь восточных славян, русских (показатель 1,3) ближе к тюркским, угро-финским народам (показатель 1,5), даже азийским народам: калмыкам, бурятам и монголам (показатель 0,5), т.е. к народам современной России.

Информация о работе XIII. Влияние монгольского ига на Россию