Японская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Самыми древними предками японцев считаются племена эбису, заселившие восток острова Хонсю во II – III веках н. э. В это время центром Востока является Китай, наподобие европейскому Риму. Именно китайская цивилизация, которая посредством «великого шелкового пути» имела тесные экономические и культурные контакты с Европой, стала базисом японской государственности, экономического уклада, культуры. Однако уже с начала раннесредневекового развития (IV век) Япония начинает приобретать черты колоритности, самобытности, в которых и отразятся традиции Востока и Запада.

Содержание

Японская цивилизация. Введение 3
1. Начало японской государственности 4
2. Рост имущественного реравенства 6
3. Феодальные и аграрные отношения 9
4. Влияния Западной культуры 11
5. Культурная жизнь 12
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

     5. Культурная жизнь

 

     С VIII в. японцы пользовались лунным календарем. Новый год начинался в конце января и считался первым весенним праздником. Месяцы именовались по порядку (первая луна), но каждому из них придавалось специальное дополнительное название, например, “месяц сокрывшихся богов”. Летоисчисление велось по годам царствования императоров. Им также придавалось особое название, девиз, например, “Тайка” (“великие реформы”). В целях преодоления идейно-политической раздробленности, освящавшейся родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к буддизму, с помощью которого была оформлена общегосударственная идеология. Буддизм способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности и потому более соответствовавшей системе государственных отношений.

     Проникновение буддизма в Японию началось в середине VI в. с прибытием в страну посольства из корейского государства. Сначала буддизм был поддержан влиятельным кланом Сога, утвердился в Асука, а оттуда начал свое победоносное шествие по стране. В эпоху Нара буддизм становится государственной религией Японии, правда, поддержку на этом этапе находит лишь в верхушке общества, не затрагивая среду простонародья.

     Приход  буддизма вызвал качественный скачок в развитии архитектуры и изобразительного искусства Японии. До этого времени  жилище простолюдинов и дома знати отличались в основном размерами, а не обликом. Скульптура была представлена глиняными статуэтками – ханива, которые устанавливали на местах захоронения знати. В ритуальных целях производили бронзовые зеркала и бронзовые колокола. Само же синтоистское святилище представляло собой культовый комплекс деревянных свайных построек, включавший внутреннее святилище, место хранения реликвий божества, которому посвящен храм, внешнее святилище, где совершались ритуальные церемонии и обряды.

     Первые  буддийские храмы, создававшиеся на японской земле, хотя и носили следы  влияния своих корейских  и китайских прототипов, отличались отсутствием в них помещений для молений. Они традиционно ориентировались с юга на север, в направлении повышенной сакральности, по представлением японцев, а их интерьер преимущественно предназначался для сохранения храмовых святынь. Непременным атрибутом буддийских храмовых комплексов являются размещенные в северной части главный алтарный зал со скульптурными изображениями и пятиярусная пагода – место хранения мощей Будды. В Японии индийские ступы приобрели облик пагод, многоярусных мемориальных башен-реликварий с нечетным числом этажей, каждый из которых символизировал один из традиционных первоэлементов мироздания: дерево, огонь, воду, землю и железо.

     Первый  буддийский храм был сооружен в 596 г. во владениях Сога, в Асука-дыра. Сейчас от его былого величия сохранилась лишь трехметровая статуя сидящего Будды, первый образец буддийской скульптуры на японской земле. В VI в. храмовым строительством занялось государство. В первой четверти VII в. насчитывалось 46 культовых буддийских построек в стране.

     Наиболее  известная постройка этого времени, сохранившаяся до наших дней, - Храм процветания законы.  Весь комплекс состоит из 53 зданий, расположенных на площади 90 тыс. кв. м.  Это комплекс знаменит также своими скульптурами (265 статуй), произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства (свыше 1500).

     Объектом  изображения ранней буддийской скульптуры в Японии были сам Будда и представители  буддийского пантеона. Но изображение  Будды являлось не столько произведением  искусства, сколько предметом веры и иллюстрацией основных положений вероучения. Скульптор должен был знать 32 основных и 80 вторичных черт изображений, а также многочисленные положения рук (мудра), позволявшие отличать будд и бодхисаттв друг от друга.

     В XII-XIII вв. в Японию проникло учение дзэн-буддизм. Особенно популярным оно стало в самурайских кругах. Под его влиянием сформировалась эстетическая концепция  XIV в. (красота сокровенного), в основе которой лежал метод отражения истины, сокрытой в красоте вещей – сала, букета, картины. Возникла также монохромная живопись символического “сухого пейзажа”  - сада из песка и камней, а также знаменитый обряд чайной церемонии. Но об этом поподробнее будет рассказано далее.

 

      Заключение 

     Подводя итоги общественно-экономического развития Японии раннего средневековья, можно заметить некоторые параллели с Западной Европой, однако не влияние. Данный факт, возможно, связан с одной общей чертой исторического развития: историческим вызовом, например в Месопотамии — была река, в Киевской Руси – степь, а в Западной Европе и Японии – леса, однако в Японии это ещё и море, что определило в дальнейшем гармоничное сочетание традиций восточной мудрости и европейского динамизма в общественном развитии.

     У японцев и у европейцев, как  ни странно, сложилась и общая черта в мировосприятии – «свой-чужой». В Западной Европе это связано с влиянием католической церкви, с прикрепленностью людей к земле, а в Японии понимание «свой-чужой» сложилось по причине главенствующего положения семьи в жизни человека, когда, например, соседское поле, люди из другой семьи или политического клана воспринимались чужими.

     Общим итогом периода V – VIII вв стало заложение  феодального фундамента в дальнейшем продвижении Японии к более прогрессивным формам хозяйствования и организации общества.

     Литература

 

     1. Арутюнов С.А, Комаровский Г.Е.  Религия в жизни японцев//Азия  и Африка сегодня.-1966.-№8.

     2. Иофан Н.А. Культура древней  Японии. - М.,1972.-261 с.

     3. Корнев В.И. Синтоизм и конфуцианство.  М.,-1994.-169 с.

     4. Маркарьян С.Б. Молодянова Э.В. Праздники в Японии М.-1990.-248с.

     5. Мещеряков А.Н. Синтоизм и конфуцианство.  М.,-1987.-192с.

     6. Накорчевский А.А,  Синто. М.,-2000.-455 с.

     7.  Сондерс Э.Д. Японская мифология.- мифы древнего мира., М. 1997.- 450 с.

     8. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.2. Религии мира.- Э 68 М: Аванта, 1996.-520 с.

Информация о работе Японская цивилизация