Язычество и принятие христианства на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 18:16, реферат

Описание работы

Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Славяно-Русское язычество……………………………………………...4
1. Классификация и общие сведения………………………………………4
2. Обряд погребения………………………………………………………...5
3. Жречество………………………………………………………………....6
4. Пантеон языческих богов………………………………………………...6
5. Влияние язычества на культуру и быт древних славян………………..7
2. Принятие христианства…………………………………………………..8
1. Причины принятия христианства………………………………………..8
2. Выбор веры………………………………………………………………..10
3. Крещение Руси, крещение Владимира………………………………….11
4. Распространение христианства на Руси………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

мои муки.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

          СТРИБОГ – Род – Святовит – Сварог («Небесный»). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, «бог-отец». Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран.

          ДАЖЬБОГ – Солнце – сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

          МАКОШЬ. Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» – русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

          СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле – символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

          ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял  собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» – «солнечно». Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков.

          В итоге появляются как бы три разряда  богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как  бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и «белого света» – Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл – Макошь. 

          1.5 Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян 

          Культура  Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

          Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

          Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли  до нас предметы домашней утвари и  ювелирные украшения. Обилие женских  украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние  ювелиры отразили свои представления  о мире, с помощью витиеватого  растительного орнамента они  могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов… Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

          Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли  и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

          К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом  христианского святого и яpыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние  славянские символы.

          Большим разнообразием отличались языческие  обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами  был создан свой календарь, в котором  особенно ярко выделялись следующие  праздники, связанные с земледельным циклом:

          1. Праздник первых ростков – 2 мая.

          2. Моления о дожде – с 20 по 30 мая.

          3. Ярилин день – 4 июня.

          4. Моления о дожде – с 11 по 20 июня.

          5. Праздник Купала – 24 июня.

          6. Моления о дожде – с 4 по 6 июля.

          7. Отбор жертв для праздника  Перуна – 12 июля.

          8. Моления о дожде – с 15 по 18 июля.

          9. Праздник Перуна – 20 июля.

          10. Начало жатвы – 24 июля. Моления о прекращении дождей.

          11. «Зажинки», окончание жатвы – 7 августа.

          Годичный  цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни  поминования предков, пятым могли  быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

          Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось  дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.1 

          2. Принятие христианства

          2.1 Причины принятия  христианства 

          К X веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли.

                 

 

          1 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: 1987.25-30

 

          В то время Русь граничила на юге  с Византией – государством, имевшим  двух- тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Конечно  же Византия намного обгоняла Русь в развитие и с этим связан распределение  потока товаров – из Руси шло  в основном сырье – мех, зерно, а из Византии – предметы ремесла  – различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными  товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру, ИДЕИ. Русские люди  "питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые  так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов  необразованных к образованным."2 Они, приезжавшие в Константинополь неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!"3

            Таким образом процветающая Византия  демонстрировала пример тому, что  может сделать монотеистическая  религия для развития государства.  Как важно идеологическое единство  народа, живущего в нем.

          Следует учитывать и то обстоятельство, что  принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

          Вероятно, сказались и какие-то личные соображения  Владимира и некоторые эпизоды  его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое  прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о  духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

 
 

                        

                 2 См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том1.М.:1962.С.40-49

                         3Там же.

     2.2 Выбор веры

 

          Важной  представляется и т.н. проблема “выбора  веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.

          Согласно  летописной легенде к Владимиру  в Киев явились представители  трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам. Описание Магомедова рая и цветущих гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. “ Руси есть веселие питие, не может без того жити!”4,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. ‘’В Иерусалиме’’, ответствовали проповедники, - но Бог во гневе своем расточил нас по землям чуждым’’. ‘’И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить других?’’- сказал Владимир. ‘’Мы не хотим подобно вам лишиться своего отечества’’5. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал им: ‘’Идите обратно’’6. Отцы наши не принимали веры от папы. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Безымянный философ, присланный греками, опровергнув не во многих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии, Ветхого   и Нового завета: историю творения, рая, греха, потопа, первых людей, избранного народа, искупление христианства, семи соборов, и в заключении показал  ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай и грешных -   осужденных на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: ‘’ Благо добродетельным и горе злым!’’  ‘’ Крестися, - ответствовал философ, - и будешь в раю с первыми’’.   Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”7. Великий князь решил быть христианином.     Как отнестись к этой легенде? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

 
 
 

          4См.: Белов Н.В. История  России.: Минск.: 2008. С. 48

          5Там же. С.49

          6Там же. С.48

            7Там же. С.49

 

          Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.

          Кроме того, князем, вероятно, учитывалась  и международная обстановка, отношения  церкви с государством, а также  некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности  и ее воинственность не

          могли не оттолкнуть главу молодого государства  от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой  князь был и главой религиозного культа.

          Помимо  прочего, православие было более  терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей  великого Рима, самой развитой и  культурной страной Европы.

 

          2.3 Крещение Руси, крещение  Владимира

          Владимир  мог бы креститься  и в собственной  столице своей, где уже давно  находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия  при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему  достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла  также Владимиру унизиться, в  рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений  и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать  веру христианскую и принять ее святыню  рукою победителя. 

          Собрав  многочисленное войско, Великий князь  пошел на судах к греческому Херсону, которого развалины доныне видимы в  Тавриде, близ Севастополя. Сей торговый город, построенный в самой глубокой древности выходцами гераклейскими, сохранял ещё в X веке бытие и славу свою, несмотря на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного моря, со времен Геродотовых скифов до Козаров и Печенегов. Он признавал над собою верховную власть императоров греческих, но не платил им дани; избирал своих начальников и повиновался собственным законам республиканским. Жители его, торгуя во всех пристанях черноморских, наслаждались изобилием. Владимир, остановясь в гавани или заливе Херсонском, высадил на берег войско и со всех сторон окружил город. Издревле привязанные к вольности, херсонцы оборонялись мужественно. Великий князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не сдадутся, но граждане отвергали его предложения, в надежде, может быть, иметь скорую помощь от греков; старались уничтожать все работы осаждающих и, сделав тайный подкоп, как говорит летописец, ночью уносили в город ту землю, которую россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить оные валом, по древнему обыкновению военного искусства. К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к россиянам стрелу, с надписью: за вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы; вы можете отнять её. Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы  еще заметны близ нынешних херсонских развалин). Тогда граждане, изнуряемые жаждой, сдались россиянам.    

Информация о работе Язычество и принятие христианства на Руси