Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Содержание

Введение
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
Происхождение славян
Славяно-Русское язычество
Список литературы

Работа содержит 1 файл

языческие верования восточных славян3.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

СТРИБОГ - Род - Святовит - Сварог ("Небесный"). Древнее первенствующее божество неба и Вселенной, "бог-отец". Уподобен христианскому богу-творцу Савоафу. В греческой мифологии ему приблизительно соответствует Уран. 

ДАЖЬБОГ - Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, "белого света", податель благ. Полностью соответствует  античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами. 

МАКОШЬ. Древняя  богиня земли и плодородия. Дополнением  к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой  Деметре ("Земле-матери") и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим "рогом изобилия". 
 

СЕМАРГЛ. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В  более широком смысле - символ "вооружённого добра". Посредник между верховным  божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой. 

ХОРС. Божество солнечного светила. Представлял собою  некое неотделимое дополнение к  образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса  связаны ритуальные "хороводы" и русское наречие "хорошо" - "солнечно". Отношение Хорса к Дажьбогу можно определить аналогией с Гелиосом и Аполлоном у греков. 

В итоге появляются как бы три разряда богов: на первом месте стоит общегосударственный  княжеский бог Перун, воспринимаемый не только как бог грозы, но и как  бог оружия, воинов и князей. Второй разряд составляют древние божества неба, земли и "белого света" - Стрибог, Макошь и Дажьбог. В третий разряд попадают божества дополнительного характера: Хорс дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь. 
 

е) Влияние язычества  на культуру и быт Восточных Славян. 

Культура Руси складывалась с самого начала как  синтетическая, находящаяся под  влиянием различных культурных направлений, стилей, 

традиций.Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. 

Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования. 

Раскопки на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли  до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников. 

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла  не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. 

К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы. 

Большим разнообразием  отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом: 

1. Праздник первых  ростков - 2 мая.

2. Моления о  дожде - с 20 по 30 мая.

3. Ярилин день - 4 июня.

4. Моления о  дожде - с 11 по 20 июня.

5. Праздник Купала - 24 июня.

6. Моления о  дожде - с 4 по 6 июля.

7. Отбор жертв  для праздника Перуна - 12 июля.

8. Моления о  дожде - с 15 по 18 июля.

9. Праздник Перуна - 20 июля.

10. Начало жатвы  - 24 июля. Моления о прекращении  дождей.

11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа. 

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался  из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним  из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. 

Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

Доватур А.И., Каллистратов Д.П., Шишова Н.А. Народы нашей страны в "Истории" Геродота. М., 1982.

Рыбаков Б.А. Язычество  древней Руси. М., 1987.

Сахаров А.Н., Новосельцев  А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.

Седова М.В. Восточные  славяне в VI-XIII вв. М., 1982.

Информация о работе Язычество восточных славян и его отражение в быте и нравах народа