Активизация познавательной деятельности учащихся на основе системы нетрадиционных уроков информатики по теме: «Кодирование информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:57, методичка

Описание работы

Актуальность: нетрадиционные уроки информатики в настоящее время проводятся, часто и их разнообразие велико, однако не каждый из отдельных уроков и даже их совокупность в достаточной степени активизируют познавательную деятельность школьников, в силу не системности. Возникает противоречие между потребностью школы в системном использовании нетрадиционных уроков и в отсутствии соответствующих методик.

Работа содержит 1 файл

bajenova.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Все методы, которые были применены в данной системе нетрадиционных уроков информатики по теме «Кодирование информации» можно представить в виде следующих классификаций:

По источнику получения  информации:

      • Словесные методы: объяснение, рассказ, дискуссия;
      • Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация;
      • Практические методы: упражнение, метод дидактической игры.

По степени  взаимодействия учителя и учащихся:

      • Изложение;
      • Беседа;
      • Самостоятельная работа.

В зависимости  от конкретных дидактических задач:

      • Подготовка к восприятию;
      • Объяснение;
      • Закрепление;
      • Проверка знаний, умений, навыков.

 

По характеру  познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном  процессе:

      • Объяснительно-иллюстративный;
      • Репродуктивный метод;
      • Проблемный метод.

Система задач.

Урок в системе уроков по теме: «Кодирование информации»

Задания для репродуктивного  уровня

Задания для продуктивного  уровня

Задания для творческого  уровня

Урок 1 (межпредметный урок). 

Информация и языки.

1. Какие виды информации  мы выделили по способу восприятия?

2. Какие виды информации мы выделили по форме представления?

3. Каков алфавит азбуки  Морзе?

4. Каков алфавит китайского  языка?

1. Пусть на неком  языке выражение LOT DO MAY означает «кот съел мышь»; MAY SI- «он съел»; RO DO- «серый кот». Как записать на этом языке «серый кот»?

2. Что может обозначать  запись 18-15 с точки зрения продавца  в магазине; машиниста электропоезда;  ученика на уроке математики?

1.Как можно выразить  сообщение об опасности?

2.Что может обозначать  запись 141198?

3.Перечислите не менее  пяти способов приветствия друг друга, используя разговорные языки, язык жестов и мимики.

Урок 2 (лекция). Кодирование  информации.

1. Дана кодовая страница  азбуки Морзе. Расшифруйте, что  здесь написано:

-- --- *-** --- -** -*-* -*--

2. Закодируйте с помощью  азбуки Морзе слова: информатика, кодирование, алфавит.

1. мальчик заменил  каждую букву своего имени  её номером в алфавите. Получилось 46151. как зовут мальчика?

1. Закодируйте числа  от 0 до 13 используя три геометрические  фигуры: ٱ▲○.

Урок 3 (конкурс). Шифрование информации.

1. Дана флажковая азбука. Расшифруйте текст. (см. приложение 1)

2. Дана кодировочная  таблица. Отгадайте, что в ней  зашифровано (см. приложение 1)

1. С помощью шифра Цезаря зашифруйте слова человек, компьютер.

2. Зашифруйте слова  правила и информация используя шифр Виженера. Ключевое слово- ваза.

3. Расшифруйте пословицу  (см. приложение 1)

1. Какому или каким  из нижеперечисленных слов соответствует  код Х0:$=+0=? Слова: орнамент, доминион, рифление, строение, смекалка.

Урок 4 (викторина). Решение задач на шифрование и дешифрование.

1. Разгадайте шифр  ЛБКО, ЕРАВНШ, АШНРРИ, РКДЕТИ, зная, что  перед вами шифр перестановки.

2. Зашифруйте по правилу  предыдущей задачи слова алгоритм, правила, кабинет.

1. Угадайте правило  шифровки и расшифруйте слова:  ткафетра, ткнитсни, тицартна, ланигиро.

2. Словосочетание  КПФПХБЗ  ПФЁЦЭ составлено с помощью  шифра Виженера с ключевым  словом ВАЗА. Составьте исходное  слово.

1. Придумайте свои  шифр перестановки и зашифруйте  с его помощью любые три  определения из информатики.

2. Клара направила  Карлу 3 письма. В первом был  листочек с квадратной таблицей (см. приложение 2). В третьем- с  таблицей, некоторые клетки которой  вырезаны. Второе письмо потерялось. Помогите Карлу прочитать письмо.

Урок 5 (викторина). Решение  задач на шифрование и дешифрование.

1. Разгадайте «Мудрую  литорею». Значение букв дано.(см. приложение 5)

1. Отгадайте шифр «Буквы  по кругу» (см. приложение 4). Определите  правило данного шифра.

2. Отгадайте шифр «Тарабарская  грамота» (см. приложение 3)

1. Зашифруйте предложение состоящее из пяти слов используя шифр «Тарабарская грамота»

2. Попробуете загадать  свою загадку, используя шифр  «Буквы по кругу»

Урок 6 (лекция). Длина  кода.

1. Пусть закодировано  число ٱ▲○. Определите исходное, если длина кода равна1, 2, 3.

1. Сколько различных  состояний можно закодировать  при длине кода равной 2ии количестве  знаков равным 3? Решить задачу  двумя способами.

1. Какой должен быть  код, чтобы закодировать 5, 10, 32, 127, 256 различных символов при количестве  знаков в алфавите 2, 3, 4.

Урок 7 (ролевая игра). Шифры: что мы о них узнали.

Каждый ученик получил  в качестве задания один из изученных  шифров. Его задача: оформить шифр, для  последующего размещения в газете (история  шифра, правило шифрования), а также  придумать и оформить загадку для данного шифра.

Урок 8 (ролевая игра). Шифры: что мы о них узнали.

Размещение шифра в  газете. Оформление газеты. Рассказ  каждого из участников о своем  шифре, загадке. Определение вклада каждого и учеников в общее  дело создания газеты


 

§ 3. Средства обучения, формы и приемы обучения, контроль на нетрадиционных уроках информатики по теме: «Кодирование информации».

Формы обучения:

Форма организации  обучения- это ограниченная во времени  и пространстве познавательная деятельность учителя и учащихся.

Формы обучения классифицируются по таким признакам, как:

  • Количество и состав учащихся;
  • Место учебы;
  • Продолжительность работы;

В связи с  этими признаками выделяют следующие  формы организации обучения:

  • Индивидуальная, групповая, фронтальная формы;
  • Школьная, внешкольная формы.
  • Классная, внеклассная формы;

В системе нетрадиционных уроков информатики по теме «Кодирование информации» имели место следующие  формы обучения:

    1. по количеству и составу учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная формы.
    2. по месту учебы: школьная форма;
    3. по продолжительности: классная форма.

индивидуальная, коллективная, фронтальная.

Средства  обучения: доска, компьютер, проектор, наработки учителя.

Приемы  обучения: личностно- ориентированный подход.

Системы контроля: устный опрос, упражнение, тестирование, индивидуальные задания.

§ 4. Эксперимент.

В ходе эксперимента было проведено 8 нетрадиционных уроков информатики по теме «Кодирование информации». Эксперимент проводился в педагогическом колледже № 13 имени С.Я. Маршака. Эксперимент был проведен в 2-х подгруппах группы 12Ф.

Общий план эксперимента:

  • Проведение 8-ми нетрадиционных уроков по темам: «Информация и языки», «Кодирование информации», «Шифрование информации», «Решение задач на шифрование и дешифрование информации» (2 урока), «Длина кода», «Шифры: что мы о них узнали» (2 урока).
  • Проведение анкетирование учащихся.
  • Проведение контрольного тестирование по теме «Кодирование информации».

 

Оформление  результатов (таблицы, диаграммы).

Результаты  представлены в виде:

  1. Анкеты учащихся с обработкой результатов;

2. Контрольного теста с обработкой результатов.

 

1. Анкеты  учащихся с обработкой результатов.

Анкета имеет  вид:

 

 

 

Полученные  в ходе проведения анкеты данные представлены в виде диаграмм:

Диаграмма №1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма №5.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проверочный  тест с обработкой результатов.

Целью проведения проверочного теста является проверка знаний, умений, навыков учащихся по теме «Кодирование информации».

Проверочный тест имеет вид:

Тестовые задания  по теме "Кодирование информации". _____________________________________

Тест состоит  из 8 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. Время выполнения 10 минут.

1. Кодирование- это процесс:

а) перехода от одной формы представления информации к другой, более удобной для  хранения, передачи, обработки

б) представления  алфавита языка в некоторой форме

в) подстановки  нужных символов для обработки информации

г) перестановки знаков и символов для удобства хранения, обработки, передачи

2. Полный набор символов, используемый для кодирования, называют:

а) шифром б) алфавитом  в) синтаксисом г) семантикой

3. К естественному языку относиться:

а) эсперанто  б) язык мимики и жестов в) французский язык г) язык Брайля

4. Длиной кода называется:

а) количество символов в алфавите кодирования б) количество знаков, используемых для представления  кодируемой информации в) количество знаков в 

алфавите г) количество всевозможных сочетаний  символов некоторого алфавита

5. Для шифрования каждой буквы используются двузначные числа. Известно, что буква "е" закодирована числом 20. Среди слов "елка", "полка", "поле", "пока", "кол" есть слова, кодируемые последовательностью цифр 11321220, 20121022. Кодом слова "колокол" является:

а) 10321232101232 б) 10321232103212 в) 10321232102012 г) 12321232101232

6. Дан алфавит из 3-х символов. Сколько различных состояний можно закодировать при длине код равной 4?

а) 27 б) 12 в) 64 г) 81

7. Шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается записанным по кругу. Это шифр...

а) перестановки б) Виженера в) Цезаря г) поворотная решетка

8. Как шифруются слова в шифре "Буквы из слов"?

а)шифрограмма  состоит из последовательности букв с цифрой. Буква обозначает первую букву ключевого слова, а цифра - букву по порядку в этом слове

б)шифрограмма  состоит из последовательности букв. Буква обозначает первую букву ключевого  слова, а её номер по алфавиту- букву по порядку в этом слове

в)шифрограмма  состоит из последовательности цифр. Первая цифра обозначает номер ключевого  слова, вторая- букву по порядку в  этом слове

г)шифрограмма  состоит из последовательности цифр и букв. Буква обозначает последнюю букву ключевого слова, а цифра- количество букв, которое нужно пропустить до нужной буквы вправо

критерий  отметки:

7-8 верно выполненных  задания- 5 баллов;

5-6 верно выполненных  задания- 4 балла;

4 верно выполненных  задания- 3 балла;


 

 

Результаты проверочного теста представлены в виде гистограммы:

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика отметок  за проверочный тест по теме «Кодирование информации»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат.

Разработана методика активизации познавательной деятельности учащихся на основе системы нетрадиционных уроков информатики по теме «Кодирование информации».

Использование системы нетрадиционных уроков информатики, нацеленных на активизацию комплекса  видов познавательной деятельности, повышает познавательную активность учащихся, при условии правильно подобранных форм, средств обучения, системы задач.

Основой методики является достаточно полная система задач, позволяющая  проводить уроки  с учетом разнообразия типов деятельности учащихся. Методика предусматривает систему задач, и виды уроков, которые позволяют активизировать различные виды деятельности учащихся. разработанная методика «показала» себя эффективной в ходе апробации и педагогического эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на основе системы нетрадиционных уроков информатики по теме: «Кодирование информации