Анализ аудитории и перспективы развития российского интернета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

В реферате дается обзор современного состояния интернет-сектора в России, приводятся оценки численности и социально-демографических характеристик российских пользователей, проанализированы перспективы развития электронной коммерции и ключевые факторы успеха (КФУ) интернет-проекта в России. Отдельное внимание уделено прогнозам увеличения количества пользователей, а также вариантам внедрения Интернета в реальную экономику.

Содержание

* Введение
* Российский Интернет как объект исследования: характеристики отрасли.
* Анализ состава и характеристик российской аудитории Интернета.
1. Общая численность аудитории Рунета
2. География распределения пользователей Интернета в России
3. Социально-демографические характеристики российских пользователей
* Перспективы развития сети Интернет в России
1. Прогнозы роста численности аудитории Рунета
2. Возможности и угрозы для развития Интернета в России
3. Развитие электронной коммерции в России
* Российский бизнес "онлайн": прогнозы развития и ключевые факторы успеха
* Ключевые факторы успеха интернет-проекта в России
* Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 39.15 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

(ГОУ  ВПО ИГУ)

Международный институт экономики и лингвистики

Кафедра естественных дисциплин 
 

РЕФЕРАТ 

 

Анализ  аудитории и перспективы развития российского интернета 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 
 

Проверила: ст.преп. 
 
 

Иркутск 2011 

Содержание 
 

  • Введение
  • Российский Интернет как объект исследования: характеристики отрасли.
  • Анализ состава и характеристик российской аудитории Интернета.
      1. Общая численность аудитории Рунета
      2. География распределения пользователей Интернета в России
      3. Социально-демографические характеристики российских пользователей
  • Перспективы развития сети Интернет в России
      1. Прогнозы роста численности аудитории Рунета
      2. Возможности и угрозы для развития Интернета в России
      3. Развитие электронной коммерции в России
  • Российский бизнес "онлайн": прогнозы развития и ключевые факторы успеха
  • Ключевые факторы успеха интернет-проекта в России
  • Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В реферате дается обзор современного состояния интернет-сектора в России, приводятся оценки численности и социально-демографических характеристик российских пользователей, проанализированы перспективы развития электронной коммерции и ключевые факторы успеха (КФУ) интернет-проекта в России. Отдельное внимание уделено прогнозам увеличения количества пользователей, а также вариантам внедрения Интернета в реальную экономику.

Однако всего  несколько лет назад все было иначе. Помню, как я, еще не избалованная достижениями современных технологий 19-летняя студентка, попала в 1997 г. на выставку "Норвеком" (Санкт-Петербург). В качестве своеобразной промоуш-акции телекоммуникационные компании предлагали на выставке свободный доступ в Интернет с компьютера фирмы. Тогда открытие мировой сети было равноценно для меня путешествию в будущее. "Оккупировав" один из компьютеров в глубине выставочного стенда, я провела за ним 4 часа подряд, погружаясь во все новые "виртуальные миры". Мой деловой костюм ввел посетителей в заблуждение, поэтому, видимо, приняв меня за одну из сотрудниц фирмы, никто из ожидающих своей очереди на компьютеры меня не беспокоил. К реальности я вернулась лишь тогда, когда один из менеджеров сообщил мне, что в связи с завершением работы выставки во всем здании отключается электричество. Теперь я , как и большинство моих ровесников, воспринимают Интернет как "огромную базу данных" и "виртуальное пространство для общения". Укрепление отношения к Сети как к чему-то привычному обусловлено высокими темпами развития российского сегмента Интернета (Рунета). Однако по доле активных пользователей (в процентах от взрослого населения) наша страна все еще отстает от стран Восточной Европы и Китая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Российский  Интернет как объект исследования: характеристики отрасли 

Интерес к размерам и составу аудитории российского  Интернета со стороны как российских, так и западных исследовательских  фирм не случаен. В настоящий момент это один из наиболее прибыльных секторов экономики с высокой отдачей  от инвестиций. Этому есть несколько  подтверждений. Во-первых, Интернет — самая быстроразвивающаяся отрасль в России: темп роста составляет около 150% в год'. Российский Интернет пока находится в состоянии "младенчества", отставая в своем развитии от интернет-сектора США и Западной Европы соответственно на 5—7 лет и на 3—4 года. Темпы развития Сети в России ближайшие 3—5 лет останутся прежними. Рунет пятикратно увеличился в объеме за 1999 г., при этом количество серверов удвоилось, а количество веб-страниц возросло в 4 раза. Основная масса денег в 1999 г., зарабатываемых посредством Интернета, приходилась на долю интернет-провайдеров, однако развитие рекламы в Сети и электронной коммерции (темпы роста превышали 100% в год) позволяют прогнозировать объем доходов от данных видов деятельности примерно $460 млн в 2001 г.. Во-вторых, Россия обладает значительным интеллектуальным потенциалом, а также абсолютным преимуществом в области программирования. Этот потенциал не был полностью реализован внутри страны из-за массовой "утечки мозгов" в США и другие развитые страны. Быстрый рост интернет-технологий способен изменить ситуацию и сократить количество уезжающих за границу программистов, которые получат возможность плодотворно работать в родной стране. В-третьих, количество российских пользователей Интернета в период с 1996 по 1999 г. удваивалось каждый год. В 2001 г., по данным различных источников, российская аудитория Сети составила около 4,5—5 млн человек. Использующие Интернет россияне, а также русскоговорящие пользователи за границей (1—2 млн человек) с высоким уровнем дохода, хорошим образованием и активным покупательским поведением представляют собой очень привлекательную целевую группу для фирм, занимающихся электронной коммерцией и рекламой в Сети. Именно эти два направления бизнеса являются движущей силой развития Интернета и определяют размер инвестиций в отрасль. В-четвертых, существующее ценовое преимущество по начальным вложениям (относительно более низкие издержки на развитие и маркетинг интернет-проектов по сравнению с США и Западной Европой) и высокий уровень подготовки программистов позволяют российским провайдерам интернет-услуг предлагать услуги, конкурентоспособные на международном уровне. Перспективы развития российского Интернета и его внедрение в "реальную" экономику во многом определяются успехом различных коммерческих проектов в Рунете, ведь именно электронная коммерция и реклама в Сети служат катализаторами роста Всемирной паутины. Кроме технических и финансовых аспектов, для успешного ведения бизнеса в Сети предприниматель должен учитывать потребности пользователей. В такой среде, как Интернет, где сами пользователи управляют процессом навигации, знание своей аудитории, ее состава и характеристик становится серьезным оружием в конкурентной борьбе за посетителя сайта и потенциального клиента.

 Анализ состава и характеристик российской аудитории Интернета 

Общая численность  аудитории Рунета

Учитывая достаточно частые обращения СМИ к теме развития сети Интернет в России, я предполагала найти достаточно однородные статистические данные. Как выяснилось, оценка численности  аудитории Рунета разными исследовательскими фирмами может различаться в  два, а то и в три (!) раза за один и тот же оцениваемый период. Посчитав, что читатель должен узнать "всю  правду" о российском Интернете  и сам сделать выводы, я решила объединить в сводную таблицу  данные российских и зарубежных источников.

Разброс оценок достаточно велик (табл. 1) (пояснения  к табл. 1 приведены в приложении). Например, на сайте Rle.ru утверждается, что, согласно полученным сведениям по оценке траффика, число пользователей Рунета составило в августе 2001 г. около 8,4 млн человек. Это превышает показатель в 6,6 млн человек, рассчитанный на основе исследований Monitoring.ru. Отличия в оценках обусловлены тем, что сайт Rle.ru оценивает всех посетителей российской части Интернета, независимо от их местонахождения. Таким образом, в итоговую оценку российской интернет-аудитории оказываются включенными и россияне, постоянно или временно проживающие за границей. Данные Monitoring.ru основаны на исследовании пользователей, находящихся исключительно в пределах России. Если основываться на наиболее реалистичных (или пессимистичных?) данных фирмы КОМКОН, можно утверждать, что численность пользователей российского Интернета остается небольшой и составляет 3% населения страны . Средний показатель по европейским странам равен 15%, по Западной Европе -30%. Однако количество жителей России, имеющих дома персональные компьютеры, составляет 7% населения. 

Русскоязычные пользователи за рубежом

Анализ аудитории  Рунета будет неполным без учета  русскоговорящих пользователей  за границей. Исследований по данному  вопросу достаточно мало, поэтому  я дам лишь обобщенную картину  посетителей русскоязычных сайтов, проживающих за пределами России. Основную русскоязычную аудиторию  интернет-пользователей составляют жители бывшего Советского Союза  с общей численностью около 70 млн человек. Доля пользователей Интернета в процентах в данной группе ниже, чем по России, так как население бывших советских республик в общей массе беднее российского. Однако сюда не относятся жители стран Балтии, где высок процент людей, использующих Интернет, но невелика численность самого населения, особенно русскоязычного. Согласно относительно недавним исследованиям (2000 г.), проведенным в США по выявлению численности русскоязычного населения, которое постоянно проживает в стране, Америка насчитывает около 760 тыс. человек — выходцев из бывшего Советского Союза. Другим "поставщиком" русскоговорящих пользователей Интернета, проживающих за пределами России, остается Израиль - - основное направление российской эмиграции в последние годы. По разным источникам, в Израиле на настоящий момент насчитывается около 500 тыс. российских эмигрантов. Сравнимое по численности русскоязычное население проживает в Германии и Канаде. Таким образом, аудитория российского Интернета на конец 2001 г. состояла из 4,5 млн россиян и около 2,5 млн русскоязычных пользователей, проживающих за границей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

География распределения пользователей Интернета  в России

Пользователи  Интернета в России распределены по территории страны крайне неравномерно. Это объясняется различиями как  в доходах между жителями тех  или иных регионов, городским и  сельским населением, так и в уровнях  развития инфраструктуры телекоммуникаций.

К концу 2001 г. 3,8 млн пользователей (85%) проживало в городах, причем доля пользователей-москвичей составляла около 15% всех пользователей Сети в России, доля петербуржцев — 10%. Среди московской аудитории преобладают домашние пользователи (48%), в остальных крупных регионах страны больше тех, кто пользуется услугами Интернета с рабочего места.

Основная часть  пользователей приходится на европейскую  часть России (около 25% -Москва и Санкт-Петербург), и ее доля в общей аудитории  продолжает увеличиваться по сравнению  с Уралом, Сибирью и Дальним  Востоком. Это объясняется более  интенсивным развитием средств  телекоммуникаций в данном регионе  и высоким образовательным уровнем  населения.

Растущий разрыв между количеством пользователей  Интернета в крупных городах, таких, как Москва (обеспечивающая 15% аудитории Сети) и Санкт-Петербург (около 10%), и в регионах (3—4%) в  сочетании с ожесточающейся ценовой  конкуренцией между интернет-провайдерами двух столиц позволяет сделать.вывод о том, что регионы предоставляют более интересные возможности молодым компаниям, занимающимся обеспечением услуг доступа в Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-демографические  характеристики российских пользователей

Учитывая достаточно большое количество публикаций по данному  вопросу, я дам здесь лишь Интернета, а также укажу на наиболее интересные тенденции в изменении состава аудитории. По данным агентства Еигор-тесИа и исследовательского интернет-центра МУА КевеагсЪ, мужчины составляют 60% всех пользователей Сети в России. Доля женщин неуклонно растет (в 1998 г. их было всего 30%). Ти-нэйджеры также представляют увеличивающуюся категорию: с 1999 г. их число в Интернете утроилось.

Среди пользователей 68% имеют высшее или незаконченное  высшее образование. Возраст россиян, подключенных к Интернету, чаще всего  варьируется в диапазоне от 23 до 34 лет. Хорошо владеют английским языком 56% пользователей, что позволяет  им читать иностранные сайты.

Структура интересов  достаточно типична для молодой  аудитории: новости, компьютеры, развлечения, наука и финансы. Только треть  российских пользователей когда-либо покупала товары или услуги онлайн. Средняя сумма затрат на онлайновую покупку составила около $45. Средний  уровень дохода не превышает $200 в  месяц.

Что касается профессий  интернет-пользователей, то в основном они работают в рекламном бизнесе, финансовых и промышленных компаниях, в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, в СМИ. В 2001 г. онлайн-общение пользователей уменьшилось с 6 часов 15 минут до 5 часов 30 минут в неделю (из-за увеличения количества новых пользователей, проводящих в Сети меньше времени).

В целом, портрет  пользователя достаточно типичен для  стран, где распространение Интернета  еще проходит начальную стадию. В  этом отношении Россию можно сравнить с Китаем, с той лишь разницей, что основные китайские проекты  опережают российские примерно на полгода-год. Попробуем теперь оценить перспективы развития Интернета в России, базируясь на данных о темпах роста Сети и возможных сценариях развития ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Перспективы развития сети Интернет в России 

Прогнозы  роста численности аудитории  Рунета

Россия с ее 145-миллионным населением и всего 3% населения, подключенными к Сети, обладает огромным потенциалом. Исследовательские компании, пристально следящие за ростом "интернет-проникновения" (долей пользователей Сети в общей численности населения) , строят прогнозы дальнейшего развития событий. На диаграмме 2 отражены оптимистический, усредненный и пессимистический сценарии развития российского Интернета на следующие два года (до 2004 г.). Оптимистический сценарий предполагает, что увеличение числа пользователей будет идти теми же темпами, что и в 2000 г. (50% в год). Усредненный прогноз основан на данных Международной корпорации информации, одного из самых известных мировых исследовательских центров, специализирующихся на интернет-исследованиях. Пессимистический прогноз предложен Российским общественным центром информационных технологий (РОЦИТ). По мнению представителей российского Министерства связи, число российских пользователей Интернета к 2010 г. может достичь 26 млн человек (почти одна пятая населения страны). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возможности и угрозы для развития Интернета  в России 

Несмотря на перспективный рынок для внедрения  новых интернет-проектов, какой представляется Россия с ее много-миллионным населением, западные инвесторы не торопятся. Существует ряд факторов риска, которые заставляют потенциальных инвесторов с осторожностью рассматривать предлагаемые сетевые проекты. Следующие соображения, вероятно, будут ограничивать рост аудитории российского Интернета, а также развитие электронной коммерции в ближайшем будущем: 1) при среднедушевом уровне дохода в $66 в месяц оплата

Информация о работе Анализ аудитории и перспективы развития российского интернета