Архитектура операционных систем и интерфейсы прикладного программирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:43, лекция

Описание работы

Несмотря на тот факт, что в наши дни уже практически никто не разрабатыва¬ет операционные системы (естественно, за исключением нескольких известных компаний, специализирующихся на этом направлении, кстати, одном из слож¬нейших) и все являются пользователями наиболее распространенных систем, мы все-таки рассмотрим кратко вопросы архитектуры ОС. Сделать это необхо¬димо потому, что многие возможности и характеристики ОС определяются в значительной мере ее архитектурой.

Работа содержит 1 файл

Архитектура ОС и интерфейсы прикладного программирования.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

    - файловые  операции (запросы к системе управления  файлами на создание, изменение  и удаление данных, организованных в файлы).

    Здесь мы перечислили основные наборы функций, которые выполняются ОС по соответствующим  запросам от задач. Что касается пользовательского  интерфейса операционной системы, то он реализуется с помощью специальных  программных модулей, которые принимают его команды на соответствующем языке (возможно, с использованием графического интерфейса) и транслируют их в обычные вызовы в соответствии с основным интерфейсом системы. Обычно эти модули называют интерпретатором команд. Так, например, функции такого интерпретатора в MS-DOS выполняет модуль COMMAND.COM. Получив от пользователя команду, такой модуль после лексического и синтаксического анализа либо сам выполняет действие, либо, что случается чаще, обращается к другим модулям ОС, используя механизм API. Надо заметить, что в последние годы большую популярность получили графические интерфейсы (GUI), в которых задействованы соответствующие манипуляторы типа «мышь» или «трекбол» (Trackball — в переносных компьютерах очень часто используется для управления перемещением курсора специальный шарик, который размещается рядом с клавиатурой и прокручивается пальцами.). Указание курсором на объекты и щелчок (клик) или двойной щелчок по соответствующим клавишам приводит к каким-либо действиям — запуску программы, ассоциированной с указываемым объектом, выбору и/или активизации пунктов меню и т. д. Можно сказать, что такая интерфейсная подсистема транслирует «команды» пользователя в обращения к ОС.

     Поясним также, что управление GUI — частный случай задачи управления вводом/выводом, не являющийся частью ядра операционной системы, хотя в ряде случаев разработчики ОС относят функции GUI к основному системному API.

     Следует отметить, что имеются два основных подхода к управлению задачами. Так, в одних системах порождаемая задача наследует все ресурсы задачи-родителя, тогда как в других системах существуют равноправные отношения, и при порождении нового процесса ресурсы для него запрашиваются у операционной системы.

     Обращения к операционной системе, в соответствии с имеющимся API, может осуществляться как посредством вызова подпрограммы с передачей ей необходимых параметров, так и через механизм программных прерываний. Выбор метода реализации вызовов функций API должен определяться архитектурой платформы.

     Так, например, в операционной системе  MS-DOS, которая разрабатывалась для однозадачного режима (поскольку процессор i8086 не поддерживал мультипрограммирование), использовался механизм программных прерываний. При этом основной набор функций API был доступен через точку входа обработчика int 21h.

     В более сложных системах имеется  не одна точка входа, а множество  — по количеству функций API. Так, в большинстве операционных систем используется метод вызова подпрограмм. В этом случае вызов сначала передается в модуль API (например, это библиотека времени выполнения (RTL (run time library) — библиотека времени выполнения; она включает в себя те стандартные подпрограммы, которые система программирования подставляет на этапе компиляции. В общем случае RTL включает в себя не только модули из системы программирования, но и модули самой ОС.), который и перенаправляет вызов соответствующим обработчикам программных прерываний, входящим в состав операционной системы. Использование механизма прерываний вызвано, главным образом, тем, что при этом процессор переводится в режим супервизора.

Интерфейс прикладного программирования

     Прежде  всего необходимо однозначно разделить  общий термин API (application program interface, интерфейс прикладного программирования) на следующие направления:

  - API как интерфейс высокого уровня, принадлежащий к библиотекам RTL;

- API прикладных и системных программ, входящих в поставку операционной системы;

  - прочие  API.

     Интерфейс прикладного программирования, как это и следует из названия, предназначен для использования прикладными программами системных ресурсов ОС и реализуемых ею функций. API описывает совокупность функций и процедур, принадлежащих ядру или надстройкам ОС.

     Итак, API представляет собой набор функций, предоставляемых системой программирования разработчику прикладной программы и ориентированных на организацию взаимодействия результирующей прикладной программы с целевой вычислительной системой. Целевая вычислительная система представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, в окружении которых выполняется результирующая программа. Сама результирующая программа порождается системой программирования на основании кода исходной программы, созданного разработчиком, а также объектных модулей и библиотек, входящих в состав системы программирования.

     В принципе API используется не только прикладными, но и многими системными программами как в составе ОС, так и в составе системы программирования.

     Но  дальше речь пойдет только о функциях API с точки зрения разработчика прикладной программы. Для системной программы существуют некоторые дополнительные ограничения на возможные реализации API. Функции API позволяют разработчику строить результирующую прикладную программу так, чтобы использовать средства целевой вычислительной системы для выполнения типовых операций. При этом разработчик программы избавлен от необходимости создавать исходный код для выполнения этих операций.

     Программный интерфейс API включает в себя не только сами функции, но и соглашения об их использовании, которые регламентируются операционной системой (ОС), архитектурой целевой вычислительной системы и системой программирования.

     Существует  несколько вариантов реализации API:

     - реализация на уровне ОС;

     - реализация на уровне системы  программирования;

     - реализация на уровне внешней  библиотеки процедур и функций.

     Система программирования в каждом из этих вариантов предоставляет разработчику средства для подключения функций API к исходному коду программы и организации их вызовов. Объектный код функций API подключается к результирующей программе компоновщиком при необходимости.

     Возможности API можно оценивать со следующих позиций:

- эффективность  выполнения функций API — включает в себя скорость выполнения функций и объем вычислительных ресурсов, потребных для их выполнения;

  - широта  предоставляемых возможностей;

- зависимость  прикладной программы от архитектуры  целевой вычислительной системы.

     В идеале хотелось бы иметь набор функций  API, выполняющихся с наивысшей эффективностью, предоставляющих пользователю все возможности современных ОС и имеющих минимальную зависимость от архитектуры вычислительной системы (еще лучше — лишенных такой зависимости).

     Добиться  наивысшей эффективности выполнения функций API практически трудно по тем же причинам, по которым невозможно добиться наивысшей эффективности выполнения для любой результирующей программы. Поэтому об эффективности API можно говорить только в сравнении его характеристик с другим API.

     Что касается двух других показателей, то в принципе нет никаких технических ограничений на их реализацию. Однако существуют организационные проблемы и узкие корпоративные интересы, тормозящие создание такого рода библиотек.

Реализация  функций API на уровне ОС

     При реализации функций API на уровне ОС за их выполнение ответственность несет ОС. Объектный код, выполняющий функции, либо непосредственно входит в состав ОС (или даже ядра ОС), либо поставляется в составе динамически загружаемых библиотек, разработанных для данной ОС. Система программирования ответственна только за то, чтобы организовать интерфейс для вызова этого кода.

     В таком варианте результирующая программа  обращается непосредственно к ОС. Поэтому достигается наибольшая эффективность выполнения функций  API по сравнению со всеми другими вариантами реализации API.

     Недостатком организации API по такой схеме является практически полное отсутствие переносимости не только кода результирующей программы, но и кода исходной программы. Программа, созданная для одной архитектуры вычислительной системы, не сможет исполняться на вычислительной системе другой архитектуры даже после того, как ее объектный код будет полностью перестроен. Чаще всего система программирования не сможет выполнить перестроение исходного кода для новой архитектуры вычислительной системы, поскольку многие функции API, ориентированные на определенную ОС, будут в новой архитектуре просто отсутствовать.

     Таким образом, в данной схеме для переноса прикладной программы с одной  целевой вычислительной системы на другую будет требоваться изменение исходного кода программы.

     Переносимости можно было бы добиться, если унифицировать  функции API в различных ОС. С учетом корпоративных интересов производителей ОС такое направление их развития представляется практически невозможным. В лучшем случае при приложении определенных организационных усилий удается добиться стандартизации смыслового (семантического) наполнения основных функций API, но не их программного интерфейса.

     Хорошо  известным примером API такого рода может служить набор функций, предоставляемых пользователю со стороны ОС типа Microsoft Windows — WinAPI (Windows API). Надо сказать, что даже внутри этого корпоративного API существует определенная несогласованность, которая несколько ограничивает переносимость программ между различными ОС типа Windows. Еще одним примером такого API можно считать набор сервисных функций ОС типа MS-DOS, реализованный в виде набора подпрограмм обслуживания программных прерываний.

Реализация  функций API на уровне системы программирования

     Если  функции API реализуются на уровне системы программирования, они предоставляются пользователю в виде библиотеки функций соответствующего языка программирования. Обычно речь идет о библиотеке времени исполнения — RTL (run time library). Система программирования предоставляет пользователю библиотеку соответствующего языка программирования и обеспечивает подключение к результирующей программе объектного кода, ответственного за выполнение этих функций.

     Очевидно, что эффективность функций API в таком варианте будет несколько ниже, чем при непосредственном обращении к функциям ОС. Так происходит, поскольку для выполнения многих функций API библиотека RTL языка программирования должна все равно выполнять обращения к функциям ОС. Наличие всех необходимых вызовов и обращений к функциям ОС в объектном коде RTL обеспечивает система программирования.

     Однако  переносимость исходного кода программы  в таком варианте будет самой  высокой, поскольку синтаксис и  семантика всех функций будут  строго регламентированы в стандарте соответствующего языка программирования. Они зависят от языка и не зависят от архитектуры целевой вычислительной системы. Поэтому для выполнения прикладной программы на новой архитектуре вычислительной системы достаточно заново построить код результирующей программы с помощью соответствующей системы программирования.

     Единообразное выполнение функций языка обеспечивается системой программирования. При ориентации на различные архитектуры целевой вычислительной системы в системе программирования могут потребоваться различные комбинации вызовов функций ОС для выполнения одних и тех же функций исходного языка. Это должно быть учтено в коде RTL. В общем случае для каждой архитектуры целевой вычислительной системы будет требоваться свой код RTL языка программирования. Выбор того или иного объектного кода RTL для подключения к результирующей программе система программирования обеспечивает автоматически.

     Например, рассмотрим функции динамического  выделения памяти в языках С и  Pascal. В С это функции mallос, real1ос и free (функции new и delete в C++), в Pascal — функции new и dispose. Если использовать эти функции в исходном тексте программы, то с точки зрения исходной программы они будут действовать одинаковым образом в зависимости только от семантики исходного кода. При этом для разработчика исходной программы не имеет значения, на какую архитектуру ориентирована его программа. Это имеет значение для системы программирования, которая для каждой из этих функций должна подключить к результирующей программе объектный код библиотеки. Этот код будет выполнять обращение к соответствующим функциям ОС. Не исключено даже, что для однотипных по смыслу функций в разных языках (например, mall ос в С и new в языке Pascal выполняют схожие но смыслу действия) этот код будет выполнять схожие обращения к ОС. Однако для различных вариантов ОС этот код будет различен даже при использовании одного и того же исходного языка.

Информация о работе Архитектура операционных систем и интерфейсы прикладного программирования