Автоматизация информационных процессов в корабельных системах управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:58, контрольная работа

Описание работы

1 . Информационная модель процесса управления оружием и техническими средствами корабля.

2. Взаимодействие информационных потоков в ходе управления.

3. Идеология автоматизированного решения задачи. Задачи, решаемые на основе информационной технологии.

Работа содержит 1 файл

Автоматизация информационных процессов в корабельных система.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Другим примером может служить АСУ оружием  корабля. В таких системах решаются следующие задачи:

— определение  координат и параметров движения надводных (подводных, воздушных) целей;

— выработка  данных по целераспределению для  комплексов оружия;

— выработка  рекомендаций по маневрированию корабля  при использовании оружия;

— выработка  и ввод в оружие исходных данных для стрельбы;

— предстартовая (предзалповая) проверка (подготовка) оружия;

— управление оружием (ракетами, торпедами) на маршруте движения в точку прицеливания.

В качестве источников информации в системе используют данные, полученные от навигационного комплекса, от своих средств наблюдения (ГАС, РЛС), от других корабельных систем, а также данные от внешних источников.

В результате решения  поставленных задач определяется оптимальная последовательность использования оружия по целям, вырабатываются исходные данные для стрельбы, рекомендации по маневрированию и т.д.

Управляющие сигналы  поступают на органы управления оружием, а рекомендации по маневрированию и расчетные данные по использованию оружия выдаются на экраны АРМ, где они отображаются в виде принятых условных обозначений.

Одной из важнейших  задач является управление энергетической установкой корабля. При этом могут  осуществляться:

  — регулирование  мощности котлоагрегатов, дизелей, ГТЗА, электромоторов в соответствии с заданной скоростью корабля;

  — контроль параметров энергетической установки  и аккумуляторной батареи;

  — управление пуском и выводом из действия энергетической установки;

  — аварийная  защита элементов энергетической установки;

— оптимизация  расхода топлива в процессе работы энергетической установки.

В результате решения  этих задач вырабатывается воздействие  на органы управления энергетической установкой. Кроме того, необходимая информация поступает в другие системы корабля, например, в систему управления движением.

Примерная структурная  схема такой системы приведена  на рис.5.4. 

Рис.5.4. Структурная  схема'АСУ ГЭУ

1, 2, 3, .... 30 — датчики; 31, 32, 33 — приборы сопряжения; 34, 35, 36 — исполнительные механизмы

Решение задач, связанных с управлением оружием и маневрированием корабля, предполагает наличием сведений об окружающей обстановке. Источник таких сведений — радиолокационные и гидроакустические средства, средства радиоразведки, телевизионная и иная аппаратура, визуальные средства, а также другие корабли и самолеты, а в ряде случаев — береговые командные пункты. Сами эти источники, как правило, являются весьма сложными системами, в состав которых могут входить ЭВМ.

   Например, в гидроакустических комплексах на ЭВМ возлагаются задачи выделения полезного сигнала из шумов и классификации обнаруженных целей. Для последующей обработки информации от таких источников и выработки данных стрельбы для поражения обнаруженных целей создаются АСУ — информационно-управляющие системы (ИУС), которые решают следующие основные задачи:

   — определение  координат и параметров движения целей по данным, полученным от различных  источников;

   — классификация  целей;

   — отображение  тактической информации от различных  источников в виде, удобном для  принятия решений должностными лицами;

   — выполнение расчетов по применению оружия, средств  противодействия (помех) с наглядным  отображением результатов и рекомендаций командиру корабля по оптимизации  применения оружия, по выбору позиций  стрельбы, позиций уклонения от противника, и т. д.;

— выполнение расчетов по тактическому маневрированию и расхождению  кораблей в сложных навигационных  условиях.    В результате решения этих задач в ИУС форми-уются сведения о подводной, надводной и воздушной обстановке, необходимые для принятия решений по управлению кораблем в процессе боевых действий и при плавании корабля в море одиночно или в составе группировки. Информация об окружающей обстановке отображается на экранах АРМ и планшетах, а также передается в системы управления ракетным и торпедным оружием.

В совокупности все источники информации выдают: пеленг (курсовой угол) на цель; дистанцию  до цели; тип, класс, государственную  принадлежность цели; широту и долготу  места; курс и скорость корабля; скорость звука в воде; величину крена, дифферента, качки; точное время и др.

На основе этой информации вычислительный комплекс из двух ЭВМ выполняет все заданные оператором ИУС расчеты, результаты которых поступают на АРМ. Одним  из наиважнейших является расчет параметров движения цели (курса, скорости, дистанции, пеленга текущего) , так как это  исходная информация для применения оружия.

Результаты обработки  входной информации поступают через  устройство вывода в другие системы  корабля. Часть результатов представляют управляющие воздействия, часть  — просто информация.

Рассмотренные выше задачи и структурные схемы  показывают, что при автономном построении АСУ по задачам или направлениям количество систем на корабле будет  весьма большим, что приведет к увеличению объема оборудования, повышению его  стоимости, росту количества личного состава. Структурное построение большинства систем в данном случае будет сходным. Вместе с тем анализ условий различных задач показывает, что их решение осуществляется разновременно и что в разных системах приходится зачастую решать одинаковые задачи. Поэтому необходимо и целесообразно комплексирование систем. Исходя из функциональной направленности задач, решаемых в ИУС, можно часть систем собрать в одну группу под названием "боевая система" или "боевые системы", а другую часть — в другую группу под названием "обеспечивающие системы". Вместе обе группы могут составить комплексную АСУ корабля (подводной лодки).

Автоматизированные  системы специального назначения используют для автоматизации процессов, связанных с получением и обработкой специальной информации в интересах управления силами. Примерами подобных систем могут служить системы и комплексы автоматизации освещения надводной (подводной, воздушной) обстановки; системы регистрации аномальных явлений; системы предупреждения; различные системы обеспечения боевой и повседневной деятельности флотов.

Информация о работе Автоматизация информационных процессов в корабельных системах управления