Автоматизация учёта материалов на предриятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является разработка автоматизации учета материалов на основании анализа существующих на сегодняшний день систем ведения учета материалов с применением СУБД Access. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы по учету материалов;
- проанализировать особенности учета материалов в ОАО «Надежда»;
- исследовать рынок АИС по данной теме и выбрать инструмент для автоматизации учета материалов;
- автоматизировать учет материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УЧЕТУ МАТЕРИАЛОВ 4
1.1 Понятие материально-производственных запасов и организация их учета 4
1.2 Организация учета материалов, их себестоимость и оценка в текущем учете 7
1.3 Документация по учету движения материалов 10
1.4 Учет материалов на складах 15
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ 26
2.1 Постановка проблемы, цели, принципы разработки автоматизированных информационных систем 26
2.2 Модель автоматизированной информационной системы 33
2.3 Изучение рынка автоматизированной информационной системы 35
2.4 Обоснование выбора автоматизированной информационной системы комплексной автоматизации 39
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ «УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ» 41
3.1 Техническое задание на создание автоматизированной системы учёта материалов на складе 41
3.2 Создание баз данных 43
3.3 Руководство пользователя 46
3.4 Показатели экономической эффективности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ЛИСТИНГ ОСНОВНЫХ МОДУЛЕЙ. 56

Работа содержит 1 файл

Автоматизация учёта материалов.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

Программный комплекс Ис-Про имеет  модульную архитектуру. Каждая подсистема обладает относительной самостоятельностью и может эксплуатироваться как в составе комплекса, так и отдельно.

Каждая из представленных АИС предназначена для автоматизации учета одной из сторон деятельности предприятия. Кроме того, в состав комплекса входят подсистемы администрирования и ведения общих справочников. Они обеспечивают функционирование программы при любой конфигурации системы. Набор АИС различается в зависимости от профиля предприятия или автоматизируемых задач учета.

Описанные АИС структурно состоят из набора прикладных модулей. Часть модулей является обязательными, и всегда входят в поставку (базовая поставка). Остальные функции являются дополнительными и обеспечивают сервисные функции программы или реализуют нестандартные бизнес – процедуры прикладной системы.

 

 

 

 

2.4 Обоснование выбора автоматизированной информационной системы комплексной автоматизации

После изучения программных продуктов, их функциональных возможностей. Мы остановили свой выбор на СУБД Microsoft office Access мотивируясь следующими принципами:

- стоимость большинства программных продуктов для данного профиля слишком высока;

- будущий программный продукт  будет создан с учетом особенностей  производства;

- необходимо также учесть удобство  интерфейса;

- легкость обучения, специалистов (заведующий складом, кладовщик) занимающейся данной задачей.

Существует большое множество  средств разработки автоматизированных систем. Одними из самых признанных являются Visual Basic.NET, Delphi, C\C++ . Сравним их   и выберем наиболее удобное средство разработки для  реализации разрабатываемого ПП.   Сравнительная характеристика приведена в таблице 2.4.1.

Таблица 2.4.1 Таблица оценки программного обеспечения

Наименование

Delphi

Visual Basic

Visual C++

kj

Визуальные средства RAD разработки

10

7

4

0,15

Поддержка COM/DCOM

9

8

10

0,2

Поддержка управления базами данных

10

7

6

0,2

Скорость выполнения программ

8

3

10

0,15

Поддержка ООП

8

5

10

0,1

Наличие доп. Компонент

10

6

6

0,1

Простота применения

10

8

4

0,1

Итого

9,3

6,4

7,3

0,9


 

Экспертная оценка определяется по формуле 1.7:

 

(1.7)


где Qi – общая оценка программного продукта;

– весовой коэффициент критерия, по важности для ПМК;

 – оценка, независимых экспертов, взятая из сети Интернет.

Определим общую оценку для каждого  программного средства:

Delphi: Q=10*0,15+9*0,2+10*0,2+8*0,15+8*0,1+10*0,1+10*0,1=9,3

Visual Basic: Q=7*0,15+8*0,2+7*0,2+3*0,15+5*0,1+6*0,1+8*0,1=6,4

Visual C++: Q=4*0,15+10*0,2+6*0,2+10*0,15+10*0,1+6*0,1+4*0,1=7,3

Таким образом, видно, что наиболее удобным средством разработки ПМК является Delphi.

В отличие от других настольных СУБД, Access хранит все данные в одном  файле, хотя и распределяет их по разным таблицам. Ее полная интеграция в операционную систему Windows позволяет ПМК работать на любом компьютере, где установлена эта операционная система. Эта СУБД поддерживает классический язык SQL для управления базами и формирования наборов данных.

 

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ «УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ»

3.1 Техническое задание на создание автоматизированной системы учёта материалов на складе

 

Общие сведения

Автоматизируемый объект – ОАО «Надежда». Данное предприятие находится в городе Усть-Лабинске, основным видом его деятельности является производство молочной продукции (молоко, сметана, сливки и т.п.). Для эффективного учета материалов на предприятие требуется автоматизировать картотеку складского учета.

Условное обозначение системы: «Автоматизация учета материалов»

Утверждающая организация: ОАО «Надежда».

Плановые сроки начала и окончания  работы по созданию системы: 12.10.11 – 15.12.11г.

Полное наименование системы: автоматизированная информационная система «Учет материалов» на предприятии ОАО «Надежда».

На основе исходных данных необходимо разработать автоматизированную систему учета материалов на предприятии. В ходе работы автоматизировать сбор, обработку, накопление, передачу учетной информации пользователям. Исходными данными являются накладные о покупке, стоимости материалов, оборудования; ведомости; и другие первичные документы. Выходные данные: материальная ведомость для предприятия ОАО «Надежда»;

Назначение

    Созданная  программа предназначена для  автоматизации  учета материалов  на предприятии, обеспечивает оперативный доступ к данным (сведения о приходе, списании материалов), хранение, а также организацию поиска объекта и информации о нём.

Требования к надежности.

Надёжность программы должна быть достаточно высокой. Разработчик должен предусмотреть контроль вводимой информации и блокировку некорректных действий пользователя при работе с программой.

Требования  к параметрам и составу технических  средств.

1.Система должна работать на  совместимых ПК

2. Минимальная конфигурация:

2.1. Объем  оперативной памяти  –32Мбайт и выше.

2.2. Частота от 1,5 Ггц

2.3. Операционная система –   Microsoft Windows  ME/ 2000/XP.

             2.4. Процессор AMD  Athlon 64.

          2.5. Монитор  и видеосистема любые, поддерживающие  разрешения 1024*768 при менее чем  16- битном цвете.

2.6. Привод DVD+/-RW, CD-ROM.

2.7.  Жесткий диск – 10 Мбайт  свободного пространства.

2.8. Клавиатура, мышь.

 

Требования  к программной документации

  1. Разрабатываемые программные модули должны быть самодокументированны, т.е. текст программы должен содержать все необходимые комментарии.
  2. Разрабатываемая программа должна включать справочную информацию об основных терминах соответствующего раздела.
  3. В состав сопровождающей документации должны входить:
  4. Пояснительная записка, содержащая описание  всего процесса разработки.
  5. Руководство пользователя.
  6. Руководство программиста.

 

3.2 Создание баз данных

 

Для хранения данных была разработана  база данных, организованная по определенным правилам, а также система управления базами данных (СУБД).

Требования  к БД

  • БД должна удовлетворять всем требованиям пользователя к содержимому и приложению в целом;
  • БД должна гарантировать непротиворечивость, неизбыточность  и целостность данных;
  • БД должна обеспечивать легкое для восприятия структурирование информации. [10, с. 515- 521]

В процессе разработки структуры БД были созданы две таблицы. Для создания таблиц применялась входящая в состав Delphi утилита, приложение Borland Database Desktop. Эта утилита обеспечивает:

   1. создание;

   2.  просмотр;

   3.  модификацию.

Позволяет выполнять все необходимые при работе с БД действия:

    1. создавать таблицы;
    2. изменять структуру;
    3. редактировать записи.

 Именно эти операции необходимы для полноценного функционирования БД.

Структуру двумерной  таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в простейшей базе данных являются поля и записи. Если записей в таблице пока нет, значит, ее структура образована только набором полей. Изменив состав полей базовой таблицы (или их свойства), мы изменяем структуру базы данных и, соответственно, получаем новую базу данных.

В данной курсовой работе использована реляционная база данных, которая  состоит из двух взаимосвязанных  таблиц. Каждая таблица содержит информацию об объектах одного типа, а совокупность всех таблиц образует единую базу данных.

При создании таблиц ключевое поле указывается первым, в обязательном порядке и должно быть уникальным, для первой таблицы это Nom prihoda ( Номер прихода), для второй Nom spisan (Номер списания). Эти таблицы связаны между собой связью "один- ко -многим ". Это означает, что одной записи в главной таблице,  соответствует несколько записей в подчиненной таблице.

Даталогическая модель БД представлена на рисунке ( Рисунок 3.2.1 )

      Приход материалов                               Списание материалов

 

Nom        *

 

   Nom         *

Data

Data

Sklad

Sklad

Podrasdeleniy

Material

Kol-vo

Nom gruppa

Summa

Statiy zatrat         




 

Рисунок 3.2.1  Даталогическая модель БД

Таблица  3.2.2. Приход материалов

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

Nom ( Номер)

  S

 

       *

Data ( Дата)

  A

15

 

Sklad ( Склад)

  N

   

Material ( Материалы)

  S

   

Kol-vo ( Количество)

   S

   

Summa (Сумма)

   S

   

Таблица 3.2.3. Списание материалов

Имя поля

Тип

Размер

Ключ

Nom ( Номер)

  S

 

       *

Data ( Дата)

  A

15

 

Sklad ( Склад)

  N

   

Podrasdeleniy ( Подразделения)

  S

   

Nom gruppa ( Номенклатур. группа)

   S

   

Statiy zatrat  ( Статья затрат)        

   S

   

 

 

 Для полноценного функционирования  были определены вторичные ключи  ( или индексы). Индекс или ключ, строиться по полям таблицы, однако он может допускать повторение значений, составляющих его полей- в этом состоит его основное отличие от ключа. Поля по которым построен индекс, называют индексными. [3, с. 565- 566]

Соглашаясь с Гофманом В.Э и  Хомоненко А,Д., а именно с высказыванием из их книги " Работа с базами данных в Delphi", использование индекса обеспечивает увеличение скорости доступа к данным, сортировку записей, установление связи между отдельными таблицами БД, использование ограничений ссылочной целостности. [7, с. 19-21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Руководство пользователя

Для работы с программой необходимо запустить программу, после  чего откроется главная формы  программы. ( Рисунок 3.3.1)

Рисунок 3.3.1 Главная форма программы

Главная форма программы состоит  из двух  таблиц.  Первая таблица «Приход» ( Рисунок 3.3.2)  следующие пункты.

1. Номер

2. Дата

3. Склад

4. Материалы

5. Количество

6. Сумма

   

Рисунок 3.3.2  Приход материалов

Вторая таблица «Списание» (Рисунок  3.3.3)  имеет следующие пункты.

1. Номер

2. Дата

3. Склад

4. Подразделения

5. Номенклатурная группа

6. Статья затрат

Рисунок 3.3.3- Списание материалов

Программа предусматривает формирование материальной ведомости, в которой  отображаются Склады, Материалы, Приход и Расход предприятия.      ( Рисунок 3.3.4)

Рисунок 3.3.4 Материальная ведомость

Представленный в приложении 2 «Акт внедрения» показывает что работа, нашей АИС учёта материалов на складе может послужить альтернативой уже существующих АИС.

3.4 Показатели экономической эффективности

 

В данном разделе рассмотрена методика и специфика расчета экономической  эффективности проекта.

В основе описания экономической эффективности  лежат сопоставление существующего  и внедряемого технологических  процессов.

В данном случае под существующим процессом подразумевается та методика занесения необходимой информации о приходе и списании материалов, которую использовал специалист, до автоматизации.

Эффективность - одно из наиболее общих  экономических понятий, которое  не имеет единого общепризнанного  определения. Это одна из возможных  характеристик качества системы, а  именно её характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы.

Информация о работе Автоматизация учёта материалов на предриятии