Цифровые технологии и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:06, реферат

Описание работы

Целью своей работы автор ставил наглядную демонстрацию процесса и результатов интеграции политики и цифровых технологий. Исходя из поставленной цели, определены главные задачи работы:
- попытаться разобраться, является Internet средством массовой информации, а стало быть, и «четвертой ветвью власти»
- проиллюстрировать, как применяются современные цифровые технологии в современной политике
- попытаться выяснить, как обстоят дела в России с применением цифровых технологий в политике и общее отношение к ним.

Содержание

Содержание ....................................................................................................
Введение ..........................................................................................................
Глава 1. Internet как СМИ ..........................................................................
§ 1.1. СМИ или не СМИ? ...............................................................................
§ 1.2. Государственное регулирование российского сегмента Сети. Плохо дело! .....................................................................................................
Глава 2. Применение цифровых технологий в политике .....................
§ 2.1. Поколение выбирает? ...........................................................................
§ 2.2. Технологии и «технологии». А что же у нас? ....................................
§ 2.3. «Удивительная республика Гондур» ..................................................
Заключение ....................................................................................................
Список литературы ......................................................................................
Приложение 1 .................................................................................................
Приложение 2 ................................................................................................. 2

Работа содержит 1 файл

poli.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Попытка государственного регулирования Рунета категорически противоречит как  природе Интернета в целом, так  и принципам прав человека. Но с  этим не хотят соглашаться Правительство  и Президент РФ.

     Примечание: далее в тексте слово «Рунет» означает российский сегмент Сети (это не Российский национальный домен).

 § 1.2. Государственное регулирование российского сегмента Сети. Плохо дело!

     Очередная смена российской власти привела к активизации нормотворческой активности чиновников, давно желающих порулить Рунетом, и отраслевых лоббистов, желающих сделать на сдаче Рунета властям имя и деньги. При этом они не мучаются раздумьями о том, к чему это может привести.

     Все началось с почти тайного проведения 28 декабря 1999 года и широкого последующего освещения встречи Интернет-общественности с (тогда еще только) премьер-министром Путиным, главным связистом Рейманом и главным (едва удерживаюсь, чтобы не напечатать – «цензором») «ответственным» за СМИ Лесиным.

     Еще до встречи раздавались голоса, что  такое сочетание министров было выбрано не случайно: будет обсуждаться  новое регулирование Сети, при котором один станет тыкать пальцем в непонравившиеся ему сайты, а другой – обеспечивать их техническое отключение. Увы, подозрения подтвердились.

      Сразу после встречи сильно досталось  Рейману: обнародованный на встрече  проект «О порядке использования  доменных имен в российском сегменте сети Интернет» не сулил Интернету  ничего лучше того, что есть уже  и сейчас, но добавлял много плохого. Скажем, все официальные сайты российских организаций согласно этому проекту обязаны быть в домене «.ru», а управление этим доменом отдавалось специализированному госведомству.

     Может, для кого это и стало неожиданностью, но интерес к Интернету со стороны властных структур был предсказуем. Рано или поздно до него должны были дойти руки. К тому же предвыборная кампания – неплохой и повод, и стимул. Во время последней кампании к Интернету усиленно привлекали внимание различными провокациями. Дошли до того, что председатель Центризбиркома г-н Вешняков 17 января публично заявил, что во время начавшейся президентской кампании он и подначальная ему организация будут рассматривать Интернет-сайты как СМИ. Со всеми вытекающими последствиями и ограничениями. Однако надо заметить, что для российского права Интернет-сайт не только не СМИ, а вообще не существующее явление – ну нет у нас нормативных актов, регулирующих этот предмет. И любые действия Центризбиркома, связанные с регулированием публикаций в Сети, легко могут быть пресечены в судебном порядке.

     Однако  у Вешнякова есть надежда: неожиданно появились на свет сразу несколько  проектов постановлений Правительства  РФ, посвященных регулированию Интернета. Это «Положение о порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет» (см. приложение 1) и «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети («сетевых СМИ»)» (см приложение 2).

      Я попытаюсь дать оценку документов с точки зрения значительной части Интернет-общественности. Не хотелось бы сейчас затевать дискуссию на тему, нужна или не нужна правовая регуляция Интернета, хотя мне кажется, что хотя бы правовое определение многих понятий было бы нелишним. Но очевидно, что упомянутые проекты постановлений с такой задачей справиться не могут. И пользы от их принятия если и будет, то минимальная.

     Начать  с того, что документы производят впечатление юридически и технически безграмотных. Создается ощущение, что писались они второпях и без привлечения как толковых юристов, так и технических специалистов. Юридический прокол, например, в том, что положение распространяется на всех лиц, «независимо от государственной принадлежности и гражданства». Особенно удручает тот факт, что в мире уже практически сформировались корректные определения различных сетевых понятий. Но авторам это неведомо, и они вводят свои, например, «особые доменные имена» – примерно то же самое, что госномера автомашин с флагом вместо номера региона. Или формулировку «провайдер Интернет», что больше похоже на бытовое представление и расходится с описанием, дающимся в законах, регулирующих провайдерскую деятельность.

     Дальше  – больше, и в итоге разные пункты проекта противоречат действующему законодательству о связи, средствах массовой информации, таможенному и налоговому законодательству, а также ряду других законов.

     Кроме того, в проекте явно сквозит желание  сосредоточить контроль над Интернетом в руках одной организации («оператор регистратуры доменных имен»).

     Что касается второго проекта («О государственной регистрации...»), то его авторы заходят еще дальше и предлагают назвать СМИ любой сайт, обновляющийся чаще одного раза в год. Точнее, не то чтобы совсем любой, но большинство. Правда, в п. 3.2 Постановления указывается, что обязательной регистрации подлежат только «сетевые информационные агентства», уже зарегистрированные «обычные» СМИ, решившие выйти и в Интернет, а также все другие, кто хочет называться «Сетевым СМИ». Не совсем понятно – скорее это противоречие самому себе в рамках одного документа, и доказать, что Ваш сайт подлежит обязательной регистрации, чиновникам при желании наверняка не составит никакого труда.

     За  регистрацию, разумеется, нужно платить (от 1500 до 15000 рублей, в зависимости от содержимого).

     Плюс  ко всему «операторам связи» поручается вырубать («прекращать или приостанавливать деятельность») не зарегистрировавшихся. Кстати, еще один технический прокол: «оператор связи» - это кто? Провайдер? А он может быть где угодно. Правда, в первом проекте сказано, что сайты, желающие носить почетное окончание «.ru», должны физически находиться на территории РФ, но что делать с русскоязычными сайтами «.com». А еще, между прочим, Постановление обязывает хранить копии всех материалов в течении как минимум года, что подчас весьма затруднительно.

      К тому же, по закону о средствах массовой информации регистрации подлежат и  зарубежные СМИ, «распространяемые на территории РФ». Учитывая характер Интернета, на территории РФ «распространяются» все зарубежные сайты. Как быть с их регистрацией?

     Вдобавок  к этому создаются предпосылки  для нарушения того же закона о  СМИ, в котором ясно написано: «Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации. Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средств массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством... незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации».

     Ситуация  складывается неутешительная. Дело в  том, что, во-первых, Постановлениям Правительства, для того чтобы вступить в силу, нужна одна подпись, и нет необходимости проходить Думу (правда, последние события показали, что отныне Дума для Правительства «проходная» – об этом говорит еще и тот факт, что в Проекте №2 заложено прямое указание на скорое изменение закона о СМИ. А новый закон о связи уже на подходе).  
 

 * * *

     Из  всего вышесказанного получается, что  Сеть теперь приравнивают к СМИ и  официально. Какие цели изначально преследует Государство, неизвестно. То ли это желание подкормиться на очень лакомом кусочке, то ли желание пресечь возможный хаос путем госрегулирования, который почему-то до сих пор не возник. 

ГЛАВА 2

ПРИМЕНЕНИЕ  ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛИТИКЕ

§ 2.1. Поколение выбирает?

      На  сей день у нас нет понимания того, что выборные (электоральные) технологии и компьютерные технологии – одна и та же сфера, и публичные попытки найти точки соприкосновения этих двух внешне различных феноменов редко идут дальше разговоров о методиках и схемах подсчета голосов. На самом же деле ни в какую другую область социального бытия компьютерные технологии не «впаяны» так сильно, как в процедуры предвыборной борьбы. Но об этом у нас мало говорят. Пока. Да и за рубежом масс-медиа обходят эти вопросы стороной. Получается парадокс. Есть два феномена, связанных между собой, целые армии специалистов и компаний занимаются их синтезом. Но при этом публика, к которой применяется результат такого синтеза, ничего не знает. Давайте разберемся, о чем и почему предпочитают умалчивать.

      Трудно  представить, насколько разработаны современные методы оперирования сознанием телезрителя (читателя, слушателя). Например, хорошо известно, как работать с психикой на уровне образного ряда, каким образом «впихивать» в мозг мегабайты информации и т.д. Не будет преувеличением сказать, что продать сейчас можно практически любой товар, лишь бы была проведена мощная рекламная атака. Допустим, вы выпустили новый напиток «Дрибудан». Вложите в его рекламу нужные миллионы долларов, и народ будет говорить (искренне веря), что «Дрибудан» ничем не хуже «Кока-колы»ä. Примеров тому не занимать – и «RC Cola»ä, и пиво «Спартак»ä, и ныне пропагандируемое пиво «Красный Восток»ä в больших пластиковых бутылках. (Я не могу понять одного: как в пластиковой таре может сохраниться вкус такого напитка, как пиво? Ведь, по-хорошему, его нужно наливать только из дубовых бочек, как и делают в Чехии, а на крайний случай – продавать в стеклянных бутылках. Но я отвлекся.)

      Исследования (и в России, и за рубежом) показали следующее. Если правильно подобрать образный ряд, можно обойти вербально-логические фильтры левого полушария, стоящие на информационном входе мозга. При этом практически любую информацию можно, обходя фильтры, «закачать» в правое полушарие. Причем, как показывают исследования медиков, в мозгу формируются устойчивые нейронные цепочки. То есть происходит прямое программирование людей. Этот метод гораздо эффективнее пресловутого 25-го кадра, и посему им уже активно пользуются.

      Пример  – рекламные ролики по телевидению. Проведите самоэксперимент: попробуйте одновременно и погрузиться в рекламу, и понаблюдать за собой. Как работает хороший ролик? Образные ряды сначала привлекают внимание, затем полностью его захватывают и отключают фильтры. После такой «артподготовки» в финале ролика нужная марка и/или товар буквально впечатывается в мозг зрителя. Несколько методичных повторов, и человек уже точно знает, что «Дрибудан» — самый лучший напиток. Но почему, ответить не может. Вместо «Дрибудана» можно преподнести и партию, и движение, и конкретного кандидата. Эффект «знаю, но почему – не скажу, потому что не знаю» сохранится.

      Кроме технологий прямого побуждения людей  к использованию того или иного  товара, далеко ушла и наука о рынке. Сегодня активно используются достижения таких ее областей, как target marketing и chum management. Предметом target marketing являются способы привлечения групп потребителей к товару. Churn management дает ответ на вопрос о том, как удержать своих клиентов и заодно заполучить потребителей конкурирующего товара. И там, и там активно используются специальные компьютерные технологии, в которые на Западе вкладываются миллиарды долларов. Ведь здесь требуется сложный анализ колоссального объема числовых данных с целью поиска скрытых (и иногда парадоксальных) закономерностей. И уже несколько лет назад феноменальные успехи в областях target marketing и churn management были получены с помощью таких компьютерных технологий, как data mining («промывание» данных), OLAP (OnLine Analytical Processing, многомерный анализ данных в режиме реального времени) и др.

      Но  что мы все о рекламе? Да потому, что задача предвыборной борьбы – это задача продажи кандидата (конечно, не кандидата, а надежды, проецируемой на его имидж, и не за деньги, а за отдаваемый голос). И технологии здесь работают точно те же, что и при рекламе «Кока-колы»ä.

      Итак, есть три группы компьютерных технологий, которые применяются в предвыборной борьбе (в развитых странах, разумеется):

    1. Технологии телевизионной (как самой эффективной) рекламы, которые позволяют преподнести товар (кандидата) в самом замечательном виде;
    2. Приложения target marketing и churn management на базе data mining и других методик;
    3. Компьютерный анализ эффективности воздействия на общественное мнение.

      Теперь  рассмотрим более подробно последнюю  группу. В предвыборной кампании часто возникает необходимость оперативной оценки эффективности телепередач с целью коррекции их содержания. И здесь на вооружение берутся средства мониторинга поведения телезрителей. И на Западе, и в России сегодня используется оборудование, позволяющее регистрировать, кто, когда и на какой канал переключил свой телевизор. Для этого в квартирах репрезентативной группы (например, 1 тыс. человек) устанавливается похожий на видеомагнитофон прибор, позволяющий с помощью специального дистанционного пульта (причем индивидуального для каждого члена семьи) переключать телеканалы. Прибор собирает информацию и автоматически передает ее по обычной телефонной линии. Конечно, его можно «обмануть», но поверьте, не всякому человеку (особенно в цивилизованных странах) это придет в голову. Тем более что люди участвуют в эксперименте добровольно и за определенное (и немалое) вознаграждение. Накопленные данные позволяют подсчитать, насколько эффективным оказалась та или иная передача, как сработали вложенные средства. Причем можно «мониторить» не только телевидение, но и любое другое электронное СМИ. Так, сейчас начинают осуществлять мониторинг посетителей Интернета (а это можно делать и без уведомления наблюдаемой группы, и почти бесплатно). И технологии мониторинга развиваются очень быстро.

Информация о работе Цифровые технологии и политика