Эволюция информационных технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Введение в информационные технологии……………………………………6
2.1. Понятие информационной системы……………………………………...6
2.2. Понятие тенденции развития информационной системы………………7
3. Этапы эволюции информационных технологий……………………………10
3.1. 1 этап………………………………………………………………………10
3.2. 2 этап………………………………………………………………………10
3.3. 3 этап………………………………………………………………………11
3.4. 4 этап………………………………………………………………………11
4. Современные информационные технологии………………………………..13
4.1. Электронная почта……………………………………………………….13
4.2. Защита информации……………………………………………………...14
4.3. Информационное хранилище……………………………………………16
5. Заключение…………………………………………………………………….18
6. Список используемой литературы…………………………………………...19
7. Приложение……………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

ФГОУ ВПО.doc

— 1.35 Мб (Скачать)

Обобщая сказанное можно выделить характерные  черты и опасные тенденции  информационного общества.

Характерные черты:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
  • главной формой развития является информационная экономика;
  • в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
  • информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;
  • сформировано единство всей человеческой цивилизации;
  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Опасные тенденции информационного общества:

  • возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
  • все большее нарушение (или даже разрушение) посредством информационных технологий частной жизни людей или организаций;
  • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
  • усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.

3. Этапы эволюции информационных технологий

3.1. 1 этап

1-й этап  эволюции информационных технологий  продолжался до начала 60-х годов  XX в. Эксплуатировались ЭВМ первого  и второго поколений. Основным  критерием создания информационных технологий являлась экономия машинных ресурсов. Цель - максимальная загрузка оборудования. Характерные черты этого этапа: программирование в машинных кодах, появление блок-схем, программирование в символьных процессах, разработка библиотек стандартных программ, автокодов, машинно-ориентированных языков и Ассемблера. Достижением в технологии программирования явилась разработка оптимизирующих трансляторов и появление первых управляющих программ реального времени и пакетного режима.

3.2. 2 этап

2-й этап  длился до начала 80-х годов.  Выпущены мини-ЭВМ и ЭВМ третьего  поколения на больших интегральных  схемах. Основным критерием создания  информационных технологий стала  экономия труда программиста. Цель - разработка инструментальных средств программирования. Появились операционные системы второго поколения, работающие в трех режимах: реального времени, разделения времени и в пакетном режиме. Разработаны языки высокого уровня, пакеты прикладных программ, системы управления базами данных, системы автоматизации проектирования, диалоговые средства общения с ЭВМ, новые технологии программирования (структурное и модульное), появились глобальные сети. Появилась наука информатика.

3.3. 3 этап

3-й этап  продолжался до начала 90-х годов.  В конце 70-х годов был сконструирован персональный компьютер. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом. Появилась новая экономическая категория - национальные информационные ресурсы. Истощение природных ресурсов привело к использованию воспроизводимых ресурсов, основанных на применении научного знания. Профессиональные знания экспортируются посредством продажи наукоемкой продукции. В производственную культуру проник игровой компонент. Производство вновь становится мелкосерийным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий.  

3.4. 4 этап

4-й этап - 90-е годы XX в. В этот период  разрабатываются информационные  технологии для автоматизации  знаний. Цель - информатизация общества. Информатизация общества - совокупность взаимосвязанных политических, социально-экономических, научных факторов, которые обеспечивают свободный доступ каждому члену общества к любым источникам информации, кроме законодательно секретных. 
 
 
 
 
 
 

Этап Годы Мировой парк ЭВМ, шт. Типовой режим использования ЭВМ Средство связи  пользователя с ЭВМ Язык связи  с ЭВМ Язык программиро-вания Основной тип  ЭВМ Критерий эффективности машинной обработки данных Ключевые технологические решения
I 1950-1960 10 тыс. Диалоговый  монопольный Двоичный пульт; перфокарты Коды ЭВМ Коды ЭВМ, Ассемблер, Алгол, Фортран Большие ЭВМ Машинные ресурсы: число машинных тактов и объем  памяти, необходимые для исполнения программы Алгоритмические языки программирования
II 1960-1970 100 тыс. Пакетный Перфокарты Язык управления заданиями ОС Фортран, Кобол, Ассемблер Большие ЭВМ Машинные ресурсы, необходимые для исполнения потока программ с заданными характеристиками Пакетные ОС, оптимизирующие трансляторы
III 1970-1980 1 млн. Интерактивный (разделен по времени) Алфавитно-цифровой терминал Командный язык ОС Кобол, Бейсик, Фортран Мини-ЭВМ Человеческие  ресурсы: трудоемкость разработки и сопровождения программ Интерактивные ОС типа UNIX; структурированные языки программирования типа Паскаль
IV 1980-1990 100 млн Диалоговый  монопольный Цветной графдисплей, звукосинтезатор Бейсик, Паскаль, Фортран, проблемно-ориентированные  языки сверхвысокого уровня Персональные ЭВМ Человеческие  ресурсы: трудоемкость формализации профессиональных знаний Технология  автоформализации профессиональных знаний

Таб.1. Основные этапы эволюции информационной технологии 
 
 
 
 
 
 

4. Современные информационные  технологии

4.1. Электронная почта

Электронная почта - специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ЭВМ.

Посредством электронной почты реализуется  служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации по сетям ЭВМ и выполняет такие функции, как редактирование, пересылка корреспонденции, проверка и исправление ошибок, возникающих при передаче, выдача подтверждения о получении корреспонденции адресатом, получение и хранение информации в собственном "почтовом ящике", просмотр полученной корреспонденции.

Почтовый  ящик - специально организованный файл для хранения корреспонденции. Каждый почтовый ящик имеет сетевой адрес и состоит из двух корзин: отправления и получения.

Любой пользователь может обратиться к  корзине получения другого пользователя и сбросить туда информацию, но просмотреть ее не может. Из корзины отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Для пересылки корреспонденции можно установить связь в режиме on-line.

Почтовый  сервер - отдельный компьютер, выделенный в качестве почтового отделения, который получает, хранит и пересылает сообщения дальше по сети.

Все компьютеры получателей подключены к ближайшему почтовому серверу, получающему, хранящему и пересылающему дальше по сети почтовые отправления, пока они не дойдут до адресата. Отправка адресату осуществляется по мере его выхода на связь с ближайшим почтовым сервером в режиме off-line. Пользователь передает сообщение вместе с адресом на ближайший почтовый сервер в режиме on-line. Сообщение регистрируется, ставится в очередь и по первому свободному каналу передается на следующий почтовый сервер, пока адресат не заберет его в свой почтовый ящик.

Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном (адресатом является отдельный компьютер пользователя), групповом (корреспонденция рассылается одновременно группе адресатов) и общем (корреспонденция отправляется всем пользователям - владельцам почтовых ящиков) режимах. Посредством двух последних режимов можно организовывать телеконференцию, электронные доски объявлений. Во избежание перегрузки почтовых ящиков в почтовых серверах хранятся справочники адресов, содержащих фильтры для групповых и общих сообщений.

Электронная почта поддерживает текстовые редакторы  для просмотра и редактирования корреспонденции, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержания списка рассылаемой информации, средства предоставления расширенных видов услуг: факс, телекс и т. д.  
Электронная почта может быть организована в локальной сети внутри предприятия для обеспечения внутреннего обмена информацией.

4.2. Защита информации

Защита  информации является одним из важнейших  факторов государственной деятельности и предпринимательства, связана с предотвращением несанкционированного доступа посторонних лиц либо программ к защищаемой информации и программам.

Для обеспечения  безопасности данных Международная  организация стандартизации разработала документ, который определяет методы безопасности в информационной сети:

  • предотвращение чтения сообщений;
  • защита передаваемых данных от анализа посторонних;
  • обнаружение изменений потоков сообщений;
  • определение искажений, появившихся в блоках данных.

С безопасностью  данных связано резервное копирование, которое защищает данные и программы от появления ошибок и стирания во время отказов, возникающих в информационной системе или сети. Для резервного копирования необходимо часто снимать копии файлов.

Существуют  три способа резервного копирования: случайный, систематический (через определенные промежутки времени) и многоступенчатый (создается до трех поколений копий).

Конфиденциальность  определяет методы и средства обеспечения  секретности сведений государственной и предпринимательской деятельности. Задачей конфиденциальности является такая организация работы систем и сетей, при которой доступ к данным и программам разрешается только тем пользователям и программам, которые имеют на это необходимые полномочия.

Дополнение  данных - наращивание каждого элемента в начале, в конце либо в других местах происходит за счет добавления случайных символов; в результате данные могут быть понятны только ограниченному кругу пользователей.

Криптография - способ изменения кодов программ и данных с целью сделать их непонятными для непосвященных.

Ключи кодирования - правила, определяющие соответствие между кодами при шифровании. Ключи могут быть открытыми (ключ известен ограниченному кругу лиц, не представляет собой большой тайны) и закрытыми (сверхсекретный ключ). Существуют два способы шифрования:

  • симметричный - кодирование и раскодирование осуществляются одним и тем же закрытым ключом;
  • асимметричный - кодирование осуществляется открытым ключом, раскодирование - закрытым ключом.

Хеширование - символы текста подвергаются обработке  по определенной секретной формуле, называемой хеш-функцией.

Идентификация - отождествление анализируемого объекта  с одним из известных.

Виды  идентификаторов:

  • пароль;
  • реквизиты магнитной или компьютерной карточки;
  • специфические особенности голоса человека;
  • отпечатки пальцев;
  • радужная оболочка глаза;
  • электронная подпись;
  • цифровая подпись.

Аутентификация  возникает в результате проведения идентификации, представляет собой установление подлинности обращающегося к информационному ресурсу пользователя либо программы. Выполняется два вида аутентификации - источника и потребителя.

Верификация - процедура проведения анализа с  целью определить подлинность имени объекта. 
Целостность - сохранение информации в том виде, в котором она была подготовлена авторами.

Экранирование - преобразование данных, обеспечивающее защиту целостности.

 

4.3. Информационное хранилище

Информационное  хранилище - это автоматизированная система, которая собирает данные из существующих баз и внешних источников, формирует, хранит и эксплуатирует информацию как единую.

Автоматизированная  система обеспечивает инструментарий для преобразования больших объемов  детализированных данных в форму, которая  удобна для стратегического планирования и реорганизации бизнеса и необходима специалисту, ответственному за принятие решений.

Для данных информационного хранилища характерны предметная ориентация, интегрированность, упорядоченность во времени, неизменяемость и целостность.

Информация о работе Эволюция информационных технологий