Эволюция систем поддержки принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:58, доклад

Описание работы

Историю развития DSS (Системы Поддержки Принятия Решений) можно проследить примерно с 1965 года. Это ранняя стадия эры распределенных вычислений (distributed computing). Сегодня возможно реконструировать историю DSS из свидетельств первопроходцев, а также из различных материалов по данной тематике.

Работа содержит 1 файл

инф.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

Введение  

 Историю  развития DSS (Системы Поддержки Принятия  Решений) можно проследить примерно  с 1965 года. Это ранняя стадия  эры распределенных вычислений (distributed computing). Сегодня возможно реконструировать  историю DSS из свидетельств первопроходцев, а также из различных материалов  по данной тематике.  

 Эта  статья является отправной точкой  в документировании происхождения  различных технологических потоков,  слившихся в начале 21-ого столетия. Она послужит хорошим помощником  для интегрированной поддержки  менеджеров, работающих самостоятельно  или в составе команды в  организационных иерархиях при  управлении и принятии более  рациональных решений. Также статья  представляет собой хронику, фиксирующую  идеи и практические решения  специалистов, работающих над данной  темой. Разумеется, разные люди  воспринимали направление DSS с  разных позиций и давали различные  объяснения того, что они считали  важным.  Тем не менее, большая  часть представленных данных  является необходимой. 

 Несколько  разделов статьи описывают события  с 1965 до середины 90-х годов.  В них будут выделены сходящиеся  и расходящиеся со временем  направления создания DSS, связанные  с модель-ориентированными (model-oriented) DSS, экспертными системами, многомерным  анализом, средствами запросов и  отчетов, онлайновым анализом, системами  управления бизнесом, групповыми DSS и с экзекутивными Информационными  Системами. 

Ранний  период 

 Реализовывать  крупномасштабные информационные  системы до 1965 года было очень  дорого. Примерно в это время  развитие системы “IBM system-360”  и других более мощных универсальных  систем  привело к созданию  в больших компаниях систем  информации для менеджмента (Management Information Systems - MIS) (см. Davis, 1974). Они были  сфокусированы на обеспечение  менеджеров структурированными  регулярными докладами. Большая часть этой информации поступала из систем транзакций и бухгалтерского учета.  

 В  поздних 60-х на потребительском  рынке появились информационные  системы нового типа - модель-ориентированные  DSS или системы принятия решений  для менеджмента (management decision systems). Пионеры в разработке DSS - Питер  Кин и Чарльз Стэйбел (Peter Keen and Charles Stabell) - сформулировали понятие  о поддержке в принятии решений.  Оно произошло из области «теоретических  исследований принятия организационных  решений, проведенных в технологическом  институте Карнеги (Carnegie) в конце  50-х начале 60-х, и практической  работы интерактивных компьютерных  систем, выполненных, главным образом,  в Массачусетском технологическом  институте в 1960-х. (из предисловия:  П.Кин и С.Мортон, 1978 )». Некоторую  историческую информацию о данном  проекте по интерактивным компьютерным  системам (так называемый, МАК-проект (Project MAC) можно почерпнуть на сайте  www.multicians.org/historv.html. 

 На  рубеже 1970-х годов, основываясь  на работе 1979 года  Спрэга и  Уотсона (Sprague and Watson), различные бизнес  издания начали публиковать статьи  по системам принятия решений  для менеджмента, системам стратегического  планирования и DSS. Так например, в одном лишь 1968 г. Скат Мортон  с коллегами опубликовал ряд  статей по поддержке принятия  решений. В 1969 г. Фергюсон и  Джоунс (Ferguson and Jones) дискутировали в  журнале «Наука Менеджмента» (“Management Science”) по поводу компьютеризированной  системы принятия решений. В  1971 г. выходит высоко оцененная  специалистами книга Майкла С.С.  Мортона «Принятие решений для  менеджмента: компьютерная поддержка  принятия решений» (“Management Decision Systems: Computer-Based Support for Decision Making”). В 1966-67 годах  Скат Мортон провел исследование  на тему: «Как компьютеры и  аналитические модели могут помочь  менеджерам в принятии ключевых  решений». Он провел эксперимент,  в котором менеджеры действительно  использовали систему принятия  решений для менеджмента (Management Decision Systems - MDS). Менеджеры по производству  и продажам использовали MDS для  координации планирования производства  оборудования для прачечных, которые  функционировали на IDI-21-дюймовых  катодно-лучевых трубках, соединенных  с маркером с помощью модема, имеющего скорость передачи данных 2.4 кб/сек. Контроль осуществлялся с помощью компьютерной системы Univac 494. Диссертационное исследование Ската Мортона (1967) было пионерским в области определения круга задач, практической реализации и изучения реальных свойств модельно-задаваемой DSS. 

 Т.П.  Геррити мл. (T.P. Gerrity, Jr) работает над  проблемами дизайна DSS в своей  статье 1971 г., озаглавленной «Дизайн  человеко-машинных систем принятия  решений: Приложение к Портфолио  Менеджмента» и опубликованной  в журнале «Sloan Management Review». Его  система была предназначена для  поддержки инвест-менеджеров в  их ежедневном администрировании  портфеля акций своих клиентов. Надо отметить при этом, что  в те времена, когда Геррити  начал свое исследование, DSS для  управления портфелем инвестиций  стали очень сложными. 

 В  1974 г. Гордон Дэвис (Gordon Davis), проф. Университета Миннесоты, опубликовал  обратившую на себя внимание  статью по ИСМ. Он определил  ИСМ как интегрированную систему  человек-машина, обеспечивающую информацией,  необходимой для операций, менеджмента  и принятия решений в организациях (стр.5). Главы 12 и 13 его работы, озаглавленные «Информационно-системная  поддержка принятия решений»  и «Информационно-системная поддержка  планирования и контроля» создали  фундамент для развития различных  исследовательских и практических  направлений DSS.  

 К  1975 г. Дж.Д.Литтл расширил границы  компьютерного моделирования. Его  DSS, названная Brandaid («Брэндэйд» ~ Поддержка  бренда), предназначалась для поддержки  принятия решений в производстве, продвижении, ценообразовании и  рекламе. Также Литтл в своей  более ранней статье (1970) сформулировал  критерии по формированию моделей  и систем для поддержки принятия  решений для менеджмента. Четыре  его критерия: надежность,легкость  контроля, простота и полнота  набора необходимых деталей - до сих пор остаются релевантными  для оценки современных DSS. 

 Клейн  и Метли (Klein and Methlie) отмечали в  1995 г., что «…исследование о происхождении  DSS все еще не написано. Похоже, что первые статьи о DSS были  опубликованы диссертантами и  профессорами бизнес-школ, получившими  доступ к первым компьютерным  таймшерным (с разделенным во  времени доступом) системам типа  «Проект МАК в школе Слоун  (Sloan School)» и «Дармутские таймшерные  системы в школе Так (Tuck School)».  Во Франции ХЕК была первой  французской бизнес школой, обладательницей  таймшерной системы (инсталлированной  в 1967 г.), а первые статьи по DSS были опубликованы профессорами  этой школы в 1970 г. Термин SIAD (Systemes Interactif d"Aide a la Decision - французский  вариант названия DSS) и понятие  DSS получили независимое развитие  во Франции в нескольких статьях,  опубликованных профессорами ХЕК,  работавшими над проектом SCARABEE, стартовавшим  в 1969 и закончившимся в 1974 гг.»   

Теоретическая поддержка

В конце 1970-х проблемы теории и практики DSS стали обсуждаться на академическом  уровне, включая собрания Американского  Научного Института по проблемам  принятия решений (American Institute for Decision Sciences) и конференцию ACM SIGBDP по DSS в Сан  Хосе, штат Калифорния, состоявшуюся в  январе 1977 г.

 Первая  международная конференция по DSS была проведена в г. Атланта,  штат Джорджия, в 1981 г. Научные  конференции дали возможность  для обмена информацией и распространения  идей. Исследователи из MIT, включая  П.Кина (Peter Keen) и М.С.Мортона (Michael Scott Morton), приобрели в то время  особый вес. Учебник Кина и  Мортона по DSS (1978 г.) придал новый  интерес к анализу и оценке DSS, к их структуре, развитию  и практической реализации. 

 В  1980 г. С.Олтер (Steven Alter) из МИТ  опубликовал результаты своей  докторской диссертации в широко  известной книге «DSS: практика  и текущие проблемы» («Decision Support Systems: Current Practice and Continuing Challenge»). Его исследования  и статьи (1975, 1977) расширили границы  теоретических сведений об управлении DSS и представили описание их  отдельных образцов. Ряд других  диссертаций, защищенных в МИТ  в середине и конце 70-х, также  был связан с проблематикой  использования моделей DSS. В 1979 г. Дж.Рокарт (John Rockart) из Гарвардской школы бизнеса опубликовал выдающуюся статью в журнале «Гарвард Бизнес Ревю» («Harvard Business Review»), которая послужила началом развития Экзекутивных Информационных Систем (executive information systems (EIS)) или Экзекутивных Систем Поддержки (executive support systems (ESS)). 

 Бонжек, Холсапл и Винстон (Bonczek, Holsapple, and Whinston) в 1981 г. издали монографию, представляющую теоретическую основу  для понимания проблем, связанных  с организацией информационно-ориентированных  (knowledge-oriented) DSS. Их монография показала, как технологии в сфере создания  искусственного интеллекта и  экспертных систем могут быть  релевантными в развитии DSS. 

 Важной  вехой оказалась книга Спрага  и Э.Карлсона (Sprague and Eric Carlson) «Построение  эффективных DSS (Building Effective Decision Support Systems)», вышедшая в 1982 г. Она  содержала  ряд объяснений  к выстроенной Спрагом (1980 г.) конструкции  DSS, включая базы моделей и данных, организацию диалогов и ПО  управлением. В ней также представлен  и практически важный, доступный  для понимания обзор того, как  различные организации могут  и должны выстраивать DSS. Эта  книга имела ряд замечаний,  хотя проблема в значительной  степени заключалась в ограниченных  возможностях существующих технологий  построения DSS, а не в узости  понятий, представленных Спрагом  и Карлсоном.  

                                    Расширение конструктивной базы 

 К  концу 1970-х ряд компаний и  отдельных исследователей разработали  интерактивные информационные системы,  использующие различные модели  и группы данных для помощи  менеджерам в анализе слабоструктурированных (semi-structured) проблем. Все эти разнородные  системы были объединены общим  понятием DSS. И с тех самых пор  стало понятно, что DSS могут  быть разработаны для поддержки  всех тех, кто принимает решения  на любом возможном уровне  любой организации. DSS необходимы  в осуществлении операций, в финансовом  менеджменте и для принятия  стратегических решений. DSS могут  использовать данные, связанные с пространственными характеристиками, в таких системах как «Анализ и представление Гео-данных» (Geodata Analysis and Display System (GADS)) (цит. по: Grace, 1976), структурированных многомерных данных и вообще не структурированных документах (цит. по: Swanson and Culnan, 1978). В DSS использовалось множество моделей, включая модели оптимизации и стимуляции. Статистические пакеты были также признаны в качестве необходимого инструмента для построения DSS. А в начале 1980-х гг. исследователи в области искусственного интеллекта начали работу по созданию экспертных систем в бизнесе и менеджменте. 

 Системы  финансового планирования стали  популярным орудием в поддержке  принятия решений. Витала идея  о создании «языка», который  бы «позволил исполнителям строить  модели без посредников (Gray, 1987, p. 3)». В конце 1970-х Г.Вагнером (Gerald R. Wagner) и его студентами из  Техасского университета были  разработаны оригинальные и популярные  системы финансового планирования - Интерактивные Системы Финансового  Планирования (IFPS - Interactive Financial Planning System). Вагнеровская компания «EXECUCOM Systems»  продавала IFPS вплоть до середины 90-х. Главным достижением было  то, что язык планирования переместился  в электронный формат и модели  записывались с помощью обычного  языка и легко отделялись от  самих данных.  

 В  начале 80-х электронные таблицы  использовались также для построения  модельно-управляемых DSS (см.: Power, D., A Brief History of Spreadsheets). В 1988 г. Шарда,  Барр и Макдонел (Sharda, Barr, and McDonnell) опубликовали обзорную статью  по начальному 15-летнему периоду  исследований DSS. Исследования, связанные  с использованием моделей и  систем финансового планирования  для поддержки принятия решений,  поощрялись, но оказались, в то  же время, определенно не столь  однозначно позитивными. 

 В  начале 80-х исследователи из академических  институтов создали новую категорию  ПО для поддержки группового  принятия решений (цит. по: Gray, 1981; Huber, 1982; Turoff and Hiltz, 1982). Самыми ранними  вариантами групповых DSS были  «Mindsight» компании «Execucom Systems»,  «GroupSystems», созданные в Аризонском  Университете, и система «SAMM», созданная исследователями Университета Миннесоты. Диксон, Пул и Дисанктис (Dickson, Poole and DeSanctis) сообщали в 1992 г., что Б.Гэллап, диссертант из Миннесоты, решил в 1984 г. спроектировать свою собственную систему группового DSS на BASIC’е с возможностью ее работы на университетском компьютере ВАКС’е (VAX). Эта система стала началом исследований групповых DSS в Миннесоте.  

 Джей  Нунамейкер (Jay Nunamaker, Jr.) с коллегами  писали в 1992 г., что «Базовое  понятие для Групповых Систем  родилось в 1965 г. с момента  появления Языка Описания Проблем/Анализатора  Описания Проблем (Problem Statement Language/Problem Statement Analyzer (PSL/PSA)) как части проекта  «Дизайн и Оптимизация Информационных  Систем» (Information System Design and Optimization System –ISDOS) в Институте технологий (Case Institute of Technology) (p. 144)». В 1984 г.в Университете  Аризоны была завершена разработка  системы «PLEXSYS» и сформирована  служба компьютеризованной поддержки  групповых решений (computer-assisted group meeting facility). Первая служба поддержки,  названная «PlexCenter» размещалась  за большим «U»-образным столом  для конференций с 16 компьютерами-рабочими  станциями. «PLEXSYS» обеспечил развитие  ПО для Групповых Систем в  Университете Аризоны. С середины 80-х многие исследования стали  посвящаться изучению влияния  и последствий от деятельности  Групповых DSS. Также ряд компаний  начал коммерциализацию Групповых  DSS и сопутствующего ПО. 

 Экзекутивные  информационные системы (EIS) эволюционировали  из монопользовательских, управляемых  моделью DSS, и усовершенствовали  продукцию релятивных баз данных. Самые первые EIS использовали предзаданные  информационные панели и поддерживались  аналитиками для старших администраторов-исполнителей. Например, осенью 1972 г. началось создание EIS, названной «системой представления  информации для менеджмента и  поддержки принятия решений» (Management Information and Decision Support (MIDS)) в корпорации  Локхид (Lockheed) в Джорджии (цит. по: Houdeshel and Watson, 1987). Начиная приблизительно  с 90-х годов, сферы, связанные  с долговременными хранилищами  данных (data warehousing) и с онлайн анализом (On-Line Analytical Processing (OLAP) начали расширять  королевство EIS и определили более  широкую категорию Определяемых  Данными DSS (Data-Driven DSS) (цит. по: Dhar and Stein, 1997). Н.Пендс (N.Pendse ) заявил в 1997 г., что реально воплощенной первой экзекутивной информационной системой был «Пилотный Софтверный Командный Центр» (Pilot Software’s Command Center). Он отмечает, что как многомерный анализ, так и ОЛАП происходят от языка программирования АПЛ (APL) и из систем типа «Express and Comshare System W». Н.Пендс из «OLAPReport.com» записывает и обновляет более детализированную историю происхождения ОЛАП-продуктов.

Информация о работе Эволюция систем поддержки принятия решений