Сюжетно-ролевая игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:35, дипломная работа

Описание работы

Противоречия, вызванные социальными переменами, множество проблем объективного и субъективного характера приводят многих людей к конфликтам, психологическим срывам, нервным заболеваниям. Подобного рода явления возникают и в образовательной среде, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях, что связано с негативностью самого ребенка, родителей и даже воспитателя правильно строить отношения в сложных жизненных ситуациях, предупреждать конфликты или разрешать их конструктивными способами.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Сущность конфликта в психолого-педагогических исследованиях
Возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста
Возможности сюжетно-ролевой игры в обучении детей старшего дошкольного возраста конструктивному разрешению конфликтов
Вывод по 1 главе
Глава II.
2.1. Выявление уровня разрешения конфликта у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Реализация комплекса сюжетно-ролевой игры, направленных на разрешение конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Выявление динамики разрешения конфликтов в сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Вывод по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

По своим последствиям конфликты делятся не конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются  неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты  обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового  законодательства, несправедливыми  оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны  не выходят за рамки этических  норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также  на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

 

Во многом превращение  конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся  быть в центре внимания, становящиеся  инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся  импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью  поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные,  рассматривающие столкновение как  средство достижения собственных  целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные, которые  своим стремлением всем угодить  только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные  личности, попав в благоприятную  ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

По характеру причин возникновения  выделяют следующие причины конфликтов:

    1. Объективные, предопределены объективными причинами, например, объективные возрастные кризисы человека могут сопровождаться внутриличностными или межличностными конфликтами.
    2. Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека.
    3. Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируется определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт.

По процессу протекания:

    1. Скрытые конфликты, стороны не признают, что находятся в конфликте.
    2. Открытые конфликты, стороны понимают, что их интересы столкнулись и предпринимают открытые действия для достижения своих целей.
    3. Враждебные, сам конфликт превращается в цель, теряется исходная причина.

С точки зрения их разрешения:

    1. Конструктивные-с позитивным знаком.
    2. Субъективные, предопределены субъективными причинами без объективных предпосылок, преломляются через сознание человека.
    3. Спровоцированные, порождены конфликтами, в основе чаще лежит объективный конфликт, он разрешается, но формируется определенные отношения, которые в дальнейшем могут породить совершенно другой конфликт.

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов  и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными  элементами конфликтного взаимодействия являются:

1)объект  конфликта;

2)участники  конфликта;

3)социальная  среда, условия конфликта;

4)субъективное  восприятие конфликта и его  личностные элементы.

1 Объект конфликта. Всякий конфликт  имеет свою причину, возникает  по поводу необходимости удовлетворения  какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить  эту потребность и из-за овладения  которой возникает конфликт, и  является его объектом. В качестве  объекта конфликта могут выступать  материальные, социальные и духовные  ценности.

2 Участниками конфликта могут  быть отдельные индивиды, социальные  группы, организации, государства,  коалиции государств. Главными участниками  конфликта являются противодействующие  стороны или противники. Они образуют  стержень конфликта. При выходе  из противоборства хотя бы  одной из главных сторон конфликт  прекращается.

3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации.

С.М. Емельянов отмечает, что важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта  как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновение и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления конфликтов.

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной  ситуации. Конфликтная ситуация  создается одним или несколькими  субъектами социального взаимодействия  и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации  хотя бы одним из участников  социального взаимодействия и  эмоциональное переживание им  этого факта. 

3. Начало открытого конфликтного  взаимодействия. Этот этап выражается  в том, что один из участников  социального взаимодействия, осознавший  конфликтную ситуацию, переходит  к активным действиям, направленным  на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает,  что данные действия направлены  против него, и, в свою очередь,  предпринимает активные ответные  действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта.  На этом этапе участники конфликта  открыто заявляют о своих позициях  и выдвигают требования. Вместе  с тем они могут не осознавать  собственных интересов и не  понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.) [4, с.29].

Таким образом, изучив подходы к  пониманию понятия конфликт можно  сделать вывод, что конфликт-это  форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или  восприятия.

Основными личностными причинами  конфликтов являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень  притязаний. Конфликты могут быть психологическими и педагогическими. Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Важной характеристикой конфликта является его динамика.

Динамика конфликта как сложного социального явления находит  свое отражение в  двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возрастные особенности протекания конфликтов у детей дошкольного возраста

 

 


Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство обучения конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста