Социальная информатика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:28, реферат

Описание работы

Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационного сектора экономики, предметом труда в котором является информация, стремительно возрастает в мире - доля ее производства переработки в суммарном рабочем времени для экономически развитых стран мира на рубеже XXI века составила 50-75%.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3
Критерии вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития…………………………4
Технический критерий информатизации общества………………………………..5
Астрономический критерий информатизации общества …………..........................5
Закон экспоненциального роста объема знаний…………………………………....6
Постиндустриальное и информационное общество……………………………….7
Понятие «информатизация общества»……………………………………………..8
Понятие «социальная информатизация»…………………………………………...9
Законодательная база российской информатизации……………………………...11
Социальная информатика: определение, предметное поле исследования, методологическая роль………………….12
Задачи учебного курса «Социальная информатика»……………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………....16

Работа содержит 1 файл

спи рефера 2.docx

— 35.01 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию

   Тверской  государственный технический университет

   Кафедра социологии и социальных технологий 
 
 
 
 
 

   Реферат

   по  дисциплине «Социальные проблемы информатизации»

   на  тему: «Социальная информатика как наука» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...........3 Критерии вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития……………………………...……………………………4

Технический критерий информатизации общества………………………………..5

Астрономический критерий информатизации общества …………..........................5

Закон экспоненциального роста объема знаний…………………………………....6

Постиндустриальное и информационное общество……………………………….7

Понятие «информатизация общества»……………………………………………..8

Понятие «социальная информатизация»…………………………………………...9

Законодательная база российской информатизации……………………………...11

Социальная  информатика: определение, предметное поле исследования,

методологическая  роль…………………………………………………………….12

Задачи  учебного курса «Социальная информатика»……………………………...14

Заключение…………………………………………………………………………15Список литературы………………………………………………………………....16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Человечество  стремительно вступает в информационную эпоху. Вес информационного сектора  экономики, предметом труда в котором является информация, стремительно возрастает в мире - доля ее производства переработки в суммарном рабочем времени для экономически развитых стран мира на рубеже XXI века составила 50-75%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Критерии  вступления общества в постиндустриальный информационный периоды своего развития.

Очередной этап развития общества наступает при  реализации целого комплекса критериев, рассмотрение которых в отдельности  позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации общества. 
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее информационной стадии своего развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг (социально-экономический критерий или критерий занятости): 
• если в обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

• если в обществе более 50% трудоспособного  населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество стало информационным 
В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году, а информационным обществом стали в 1974 году. Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что значительная доля «информационности» этих стран обусловлена двумя разнонаправленными процессами: 
• последовательным перемещением (выносом) ряда материальных нередко экологически вредных, производств из этих стран (так называемым «экологическим колониализмом»)

• активным привлечением на работу в эти страны практически со всего мира, в том  числе из России и других государств СНГ, ученых и специалистов, среди  которых одно из ведущих мест занимают программисты. 
На территориях развитых в информационном отношении стран, в силу ужесточения природоохранных законодательств и значительного увеличения стоимости рабочей силы, оставляются только те производства, которые рентабельны и целесообразны с учетом использования высококвалифицированных трудовых ресурсов. 

Технический критерий информатизации общества.

По состоянию  коммуникационной сети (КС), представленной узлами переработки данных и линиями  связи, можно также оценить, на каком  этапе информатизации находится  то или иное общество. Академиком А.П. Ершовым был предложен следующий  технический критерий информатизации общества:   • ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети); 
• завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. 
(надежный и оперативный информационный контакт между всеми членами общества). 
Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях «нормального» развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает, таким образом, 6-7 десятилетий. 
По приведенному техническому критерию в настоящее время Россия находится на начальной стадии информатизации общества, а США - в ее срединной фазе.

Астрономический критерий информатизации общества.

Данный  критерий отражает развитие информатизации не отдельно взятой страны, а планеты в целом в результате развития глобальной информатизации появилась возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса, т.к. уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились. 
Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из критериев. Более того, не преуменьшая значимости приведенных выше критериев информатизации, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса. Лидирование в области компьютерной и телекоммуникационной техники, занятости в информационном секторе при господстве так называемого «общества потребления» в целом не может соответствовать представлению об информационном обществе как атрибуте прогресса.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

Известно, что любая общественная система  «губит» себя в перспективе, замедляя темпы производства или переставая производить знания, так как их производство и накопление является атрибутом прогрессивного  общественного развития 
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году. В 70-е годы нынешнего столетия удвоение объема научных знаний происходило за 5-7 лет, в 80- годы - за 20 месяцев, а в конце XX столетия происходит ежегодно. Тенденция эта в перспективе, очевидно, будет усиливаться. Это явление, получившее в мире название «информационный взрыв» (более точное название -«информационный кризис»), представляет собой антагонистически противоречивое единство информационного изобилия и информационного голода. В условиях информационного кризиса при явном изобилии и разнообразии информации трудно или практически невозможно оперативно и адекватно удовлетворять информационные потребности, найти информацию, необходимую для эффективной жизнедеятельности конкретного человека. 
Персональная информатика положила начало процессу разрешения проблемы информационного кризиса, повысив степень удовлетворения индивидуальных информационных потребностей, однако, принципиальное разрешение проблемы информационного кризиса возможно лишь после массового распространения компьютеров интеллектуального типа с так называемым дружественным интерфейсом, сущность которого будет рассмотрена в дальнейшем.

  

Постиндустриальное и информационное общество.

Понятие «постиндустриальное общество», введенное  американским социологом Д. Беллом, соответствует  признакам общества, перешедшего  на стадию тертиарных промыслов, т.е. маркетинга и услуг. Французский социолог Ж. Фурастье определил постиндустриальное общество именно как «цивилизацию услуг». Понятие «информационное общество» для обозначения этапа постиндустриального общества, введенное, как считается, японским профессором Ю. Хаяши, появилось по причине начала преимущественного использования принципиально новой («умственной») технологии, а также стремительного развития занятости населения ряда стран в сфере информационно-интеллектуальных услуг.

В мировом  обществознании наиболее значимый вклад в разработку концепций постиндустриального и информационного общества внесли У. Ростоу, О. Тоффлер, Д.К. Гелбрейт, И. Валлерстайн, М. Кастельс (США), Турен, Ж. Фурастье, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский, (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), И. Масуда (Япония). Отечественная наука обратилась к исследованию проблематики информатизации общества значительно позже. Это было связано в значительной степени с идеологическими соображениями, в частности с тем, что в терминах «постиндустриальное» и «информационное» советское политическое руководство видело альтернативу и угрозу распространенным формационным терминам -«социалистическое» и «коммунистическое» (общество), несмотря на то, что уже появились отечественные научные исследования, связывающие воедино формационный и цивилизационный аспекты развития общества. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, т.к. продвижение к информационному обществу является лишь наиболее оптимальным способом существования и условием развития любой из современных и будущих формаций. Формация более высокого порядка, не уделяющая необходимого внимания проблемам информатизации, может в итоге уступить свое место формации более низкого порядка, делающей ставку на информатизацию и интеллектуальное развитие. Среди отечественных ученых, которые могут быть названы основоположниками изучения проблематики информатизации общества, большой вклад внесли В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, А.П. Ершов, Н.Н, Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул. Активно и плодотворно развивают это важное и актуальное научное направление Р.Ф. Абдеев, Г.Т. Артамонов, Л.А.Василенко, М.А Вус, Н.П. Ващекин, К.К. Колин, В.В Кульба, И.С. Мелюхин, Е.Н. Пасхин, Ю.М. Плотинский, Я.В. Рейзема, Б.А. Суслаков, В.Ф. Халипов, Р.И. Цвылев и другие исследователи. Проблематика развития постиндустриальной цивилизации в ее различных, в т.ч. социальных аспектах является предметом глубоких исследований В.И. Бодякина, О.Н. Вершинской, В.Н. Захарова, М.Б. Игнатьева, В.Л. Иноземцева, В.Н. Костюка, В.Н. Михайловского, Г.Л. Смоляна, Ю.А. Савостицкого, Д.С. Черешкина, Ю.Е. Шейнина, Ю.В. Яковца и ряда других специалистов.

Понятие «информатизация  общества».

В чем  же состоит цель процесса информатизации? От варианта ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к  анализу реального состояния  и перспектив развития процессов  информатизации общества, а также  формирование и реализация современной  государственной информационной политики.

Важным  представляется взгляд на информатизацию как на системно-деятельностный процесс  овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью  средств информатики с целью  создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогресса  цивилизации. 
Процесс информатизации общества должен включать в себя три диалектически взаимосвязанных процесса:

• медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;

• компьютеризацию - процесс совершенствования средств  поиска и обработки информации;

• интеллектуализацию - процесс развития способностей людей  к восприятию и порождению информации (знания), т.е. процесс повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без компьютеров с интеллектуальным (дружественным) интерфейсом. 
Анализ структуры процесса информатизации требует установления иерархии его слагаемых. Идеальная порядковая шкала названных выше слагаемых процесса информатизации общества как тенденция, не исключающая в определенной степени «параллельности» их развития и взаимодополнения, должна выглядеть следующим образом: на лидирующем месте - интеллектуализация, далее - медиатизация и компьютеризация. Сложившаяся в современной практике информатизации общества порядковая шкала-тенденция слагаемых информатизации прямо противоположна идеальной и реализует не диалектический, а антагонистический вариант их взаимосвязи. Компьютеризация, существенно опережая по темпам процессы медиатизации и, тем более, интеллектуализации, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.

Понятие «социальная информатизация».

Наряду  с общим понятием «информатизация  общества» все чаще используется и более частное понятие «социальная  информатизация». При этом специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники.

Информация о работе Социальная информатика как наука