Составление расписания в учебном отделе ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в разработке модуля учета и анализа составления расписания в учебном отделе ВУЗа, который предназначен для ведения базы данных групп, студентов, дисциплин, преподавателей и т.д., а также обеспечивать ввод, удаление, хранение, редактирование и отчётность информации, которая содержится в таблицах данных.

Содержание

Введение 3
1. Аналитическая часть 5
1.1 Анализ предметной области 5
1.2 Информационные потоки организации учебного процесса 9
1.3 Функциональная модель организации учебного процесса 15
1.4 Архитектура ИС 23
2 Проектная часть 25
2.1 Модель процессов ИС с использованием методологии DFD 25
2.2 Модель данных ИС предприятия с использованием стандарта IDEF1Х 30
2.3 Программная реализация ИС 32
2.4 График выполнения проекта с указанием ресурсов. 54
2.5 Расчет экономических показателей 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

Работа содержит 1 файл

Курсовик КИС.docx

— 3.39 Мб (Скачать)

Содержание

 

Введение   3

1. Аналитическая часть 5

1.1 Анализ предметной области 5

1.2 Информационные потоки организации учебного процесса 9

1.3 Функциональная модель организации учебного процесса 15

1.4 Архитектура ИС 23

2 Проектная часть 25

2.1 Модель процессов ИС с использованием методологии DFD 25

2.2 Модель данных ИС предприятия с использованием стандарта IDEF1Х 30

2.3 Программная реализация ИС 32

2.4 График выполнения проекта  с указанием ресурсов. 54

2.5 Расчет экономических показателей 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

 

 

Введение

 

В современных условиях развития высшего образования становится очевидной необходимость использования  информационных технологий при анализе  результатов образовательного процесса. Обучение студента сопровождается настолько  значительным ростом объема самой различной  информации, что она превращается в главную область трудозатрат  персонала учебных отделов.

Далеко не все оценили  по достоинству тот объем возможностей, которые предоставляют современные  информационные технологии. Потенциал  вычислительной техники уже давно  позволяет поставить и решить задачу создания автоматизированной системы  составления расписания, которая  преобразила бы часть организации  деятельности учебного отдела. Исследованию этой проблемы и ее разработке посвящены  программы "1С: ХроноГраф Расписание", "Астра", "АВТОРасписание"; также свой существенный вклад в теорию и практику этого вопроса внесли работы авторов, таких как А.М. Вендров, В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Г.Н. Смирнова, С.С. Диго, А.А. Емельянов, Г.Н. Денищенко, М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко, В.В. Бойко, И.О. Губенко.

Однако в современный  экономический кризис вузу довольно проблематично приобрести готовую  программную продукцию, которую  без труда можно было бы перенести  на почву учебного заведения. Более  реалистичной является подготовка хотя и частной, однако принципиальной важной системы, позволяющей планировать  и составлять расписания занятий  студентов и преподавателей, что  обуславливает актуальность выбранной  темы исследования "Разработка модуля учета и анализа составления расписания в учебном отделе ВУЗа ".

Разработка такого рода программ требует учёта специфики образовательного учреждения. Для этого необходимо выявить объект исследования данного  курсового проекта, им является учебный  отдел Московского государственного гуманитарного университета.

Предметом для рассмотрения является деятельность учебного отдела, связанная с анализом результатов  образовательного процесса.

Цель данной работы состоит  в разработке модуля учета и анализа составления расписания в учебном отделе ВУЗа, который предназначен для ведения базы данных групп, студентов, дисциплин, преподавателей и т.д., а также обеспечивать ввод, удаление, хранение, редактирование и отчётность информации, которая содержится в таблицах данных.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    • теоретический анализ и обработка практической и методической литературы по теме курсового проекта.
    • изучение процессов, происходящих в учебном отделе ВУЗа;
    • построение функциональной модели организации учебного процесса;
    • разработка оптимальных алгоритмов составления расписания, удовлетворяющего потребностям всех участников учебного процесса;
    • построение модели процессов ИС с использованием DFD;
    • построение модели данных ИС с использованием IDEF1X;
    • программная реализация ИС;
    • создание графика выполнения проекта и расчет экономических показателей.

 

 

  1. Аналитическая часть

    1. Анализ предметной области

 

Начальным этапом курсового  проекта, является выявление предметной области. Она играет большую роль в анализе, структурировании данных и позволяет классифицировать и  формализовать информацию обо всех процессах данного исследования.

Предметная область - совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых  достигается выполнение поставленных целей, это часть реального мира, представляющая интерес для конкретного исследования.

Цель данной работы - разработка модуля учета и анализа составления расписания ВУЗа. Функция составления расписания относится к учебному отделу вуза.

Учебный отдел является структурным  подразделением ВУЗа. Его работа строится на основе типовой вузовской документации и регламентируется соответствующими годовыми планами. Это предполагает его взаимодействия с другими  подразделениями образовательного учреждения. Рассмотрим данную связь  на нижеперечисленных процессах:

Учебный отдел осуществляет контроль за организацией учебного процесса на факультетах и кафедрах.

Учебный отдел своевременно представляет факультетам и кафедрам документацию, необходимую для ведения  учебного процесса.

Факультеты и кафедры  обязаны представить в учебный  отдел в сроки, определенные сведения и учебно-методическую документацию, связанную с учебным процессом  и работой профессорско-преподавательского состава.

Учебный отдел дает разрешение преподавателям кафедр на работу по трудовым соглашениям и по совместительству.

Все заявки учебного отдела, связанные с выполнением работ  по обеспечению учебного процесса, выполняются подразделениями вуза в первую очередь.

Контроль в ВУЗе по организации  учебного процесса осуществляется ректоратом, департаментом по учебно-методической работе, деканами, заведующими кафедрами.

В обязанности начальника учебного отдела входит:

    • осуществление контроля над соответствием расписания учебных занятий учебным планам подготовки специалистов, а также нормативным документам организации учебного процесса.
    • осуществление контроля над выполнением графика учебного процесса ВУЗа.
    • осуществление контроля над равномерным и своевременным планированием практических и лабораторных занятий в течение семестра.
    • осуществление контроля над выполнением преподавателями запланированного объема учебной, учебно-методической, организационно-методической и воспитательной работ.
    • осуществление контроля над выполнением профессорско-преподавательским составом утвержденных расписаний учебных занятий, экзаменационных сессий и экзаменов итоговой государственной аттестации.
    • организация работы методистов отдела.
    • подготовка проектов приказов по организации учебного процесса.

Сотрудники этого подразделения  соответственно выполняют поставленные задачи.


 




 

 

Рис. 1.1. Организационная  структура учебного отдела ВУЗа

Данная деятельность занимает много времени и требует больших  трудозатрат. Поэтому для облегчения работы учебного отдела, вследствие исследования предметной области, было выбрано для  автоматизации одно из самых сложных  и трудоёмких дел, выполняемых сотрудниками - технология составления расписания.

Наша задача - создать  программу по организации учебных  занятий. Для этого необходимо рассмотреть  все аспекты выбранной области.

Расписание составляется в строгом соответствии с учебными планами специальностей:

    • по аудиторной нагрузке;
    • по срокам начала и окончания семестра и сессии.

Учебное расписание должно обеспечить равномерную нагрузку учебной  работой студентов в течение  семестра, месяцев, недели и дня, выполнение дидактических и методических требований и рациональное использование учебных  кабинетов, лекционных аудиторий и  преподавательского состава.

Один из основных аспектов для комфортной работы преподавателей и студентов является контроль над  учебным расписанием. При его составлении предлагается руководствоваться следующим:

    • учебное расписание должно составляться в точном соответствии с утвержденным учебным планом.
    • учебный процесс может быть организован на основе технологий регулярного или блочного обучения. Обычно, студенты в течение семестра изучают около десяти дисциплин.

При технологии регулярного  обучения студенты слушают лекции и  занимаются на практических занятиях по всем дисциплинам в течение  всего семестра. Зачеты принимаются  в конце семестра, а экзамены студенты сдают во время экзаменационной  сессии. По технологии регулярного  обучения занимаются студенты очного и очно-заочного отделений.

При технологии блочного обучения студенты изучают в течение всего  семестра только те дисциплины, которые  требуют большого количества учебных  часов. В основном дисциплины изучаются  компактно. Экзамены и зачеты проводятся во время учебного семестра сразу  после завершения лекционных и практических занятий. По технологии блочного обучения занимаются студенты заочного отделения.

Учебные занятия должны быть организованы по твердому учебному расписанию, предусматривающему непрерывность  учебного процесса в течение дня  и равномерное распределение  учебной работы в течение учебной  недели.

Для всех видов учебных  занятий академический час устанавливается 45 минут, с перерывом между занятиями  в 10-15 минут.

Учебные дисциплины следует  размещать по дням так, чтобы обеспечивалась правильная постановка преподавания и  равномерное распределение самостоятельной  работы студентов над учебным  материалом. В связи с этим не следует занимать учебный день только лекциями, а также проводить в  один день лекционные и практические занятия по одному и тому же предмету.

При распределении дисциплин  по дням недели необходимо чередовать дисциплины в зависимости от трудности  их усвоения, а также учитывать  целесообразное чередование различных  методов работы.

Для обеспечения равномерного, в течение семестра, распределение  занятий, на которые отводится небольшое  количество аудиторных часов, необходимо проводить их через неделю.

Лекции являются одной  из самых сложных учебных нагрузок, поэтому рекомендуется ограничивать лекционную нагрузку преподавателя 4 ч. в день (2 лекции).

Лекционные занятия должны предшествовать практическим и лабораторным.

Лекции, как правило, необходимо включать в расписание в начале учебных  занятий, причем не рекомендуется вводить  в расписание 4-х часовые лекции.

Последнее практическое или  лабораторное занятие должно проводится после завершения чтения лекций по данной дисциплине.

Занятия в лабораториях, особенно специальных, работу в мастерских целесообразно проводить преимущественно  в конце дня, после теоретических  занятий.

Перерывы во время учебных  занятий, удлиняющие рабочий день студента, за исключением обеденных, должны быть исключены из расписания.

Учебное расписание - важный документ, и составление его является обязанностью деканов факультетов.

Контроль за выполнением расписания аудиторных занятий, сдачи отчетности, в том числе расписания консультаций, осуществляют деканы факультетов, "Учебное управление университета, проректора по учебной работе. Цель такого контроля - проверка своевременности начала и окончания занятий. О нарушениях расписания занятий (консультаций) сообщается в установленном порядке в Учебное управление, проректору по учебной работе.

Изменение утвержденного  расписания учебных занятий допускается  в отдельных случаях по представлению  декана факультета с разрешения проректора по учебной работе. Изменение расписания по инициативе студенческой группы осуществляется только по согласованию с деканом  факультета (или преподавателями), у  которого меняется время занятий. Все  изменения проводятся в течение  месяца с начала учебных занятий.

При составлении расписания учитываются сроки отпусков или  командировок. Как правило, преподаватели  имеют отпуск летом, однако некоторые  из них, работающие в приемной комиссии, не успевают использовать свой отпуск до 1-го сентября.

В связи с отпуском в  начале семестра начало проведения занятий  сдвигается на более поздний срок, а командировки разбивают занятия  на две части, при этом одна часть  занятий должна проводиться до командировки, другая - после.

Информация о работе Составление расписания в учебном отделе ВУЗа