Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1 Проблемы творчества 5

1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8

1.3 Творчество и информатика 14

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

       Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева 

       Факультет информационных технологий

       Кафедра «Информационные системы» 
 
 
 
 
 

       курсовой  проект

       на  тему

       «ТВОРЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ»

       по  дисциплине

       «Теория и методика обучения информатики»

       050111.DO.Ин-07-2 
 
 

       АВТОР:   Ширина Е.В.    ___________

                 (фамилия,  инициалы)   (подпись, дата) 

       РУКОВОДИТЕЛЬ: преподаватель Кольева Н. С.  ___________

                 (фамилия,  инициалы)   (подпись, дата) 
           
           
           

       Петропавловск, 2009

 

       

       СОДЕРЖАНИЕ

 

       СОДЕРЖАНИЕ 2

       ВВЕДЕНИЕ 3

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

         1.1 Проблемы творчества 5

         1.2 Психолого-педагогическое обоснование творческого самоопределения 8

         1.3 Творчество и информатика 14

       2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18

         2.1 Обоснование необходимости изучения курса «Компьютерная графика» 18

         2.2 Методы и формы обучения в курсе «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop» 19

         2.3 Тематическое планирование курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop» 21

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

       ПРИЛОЖЕНИЕ 33

       Приложение А 33

       Приложение А 34

       Приложение Б 39

 

        ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность  темы исследования. Одной из основных и самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.

       Раннее  изучение графических редакторов позволит более глубоко раскрыть творческий потенциал школьников. Процесс компьютерного  моделирования, основанный на современных  графических инструментах, повысит  мотивацию учащихся, создаст атмосферу  творчества и позволит взглянуть  на мир глазами созидателя.

         Использование графических редакторов Corel Draw и Adobe Photoshop для развития  творческих способностей на современных  уроках информатики и информационно  коммуникативных технологий обосновывает  выбор актуальной темы  исследования.

       Цель  исследования: разработка курса «Компьютерная графика по программе Adobe Photoshop», чтобы в дальнейшем экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

       Задачи  исследования:

  1. Определить и сформировать, что мы понимаем под творческим самоопределением;
  2. психолого-педагогическои обосновать творческое самоопределение;
  3. проанализировать и систематизировать  методические пособия наполнения курсов по компьютерной графике;
  4. выделить методические аспекты накопления данного курса;
  5. выбрать рациональные методы обучения в данном курсе;
  6. изучить программу Adobe Photoshop.

       Объектом  исследования является процесс творчески ориентированного обучения учащихся на уроках компьютерной графики в школе.

       Предмет исследования: психолого-педагогические условия творческого самоопределения школьников на уроках по компьютерной графике.

       Метод с помощью, которого было проведено исследование: анализ методической и научной литературы по компьютерной графике, изучение программы Adobe Photoshop.

       Гипотеза  исследования: при помощи внедрения курса «Компьютерная графика» в школьную программу, появится возможность выявления психолого-педагогических условий обеспечивающих творческое самоопределение школьников.

       Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании тех психолого-педагогических условий, которые будут обеспечивать эффективное творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике.

       Практическая  значимость представляется, как возможность в дальнейшем апробировать курс «Компьютерная графика» и экспериментально выявить психолого-педагогические условия, обеспечивающие творческое самоопределение школьников на уроках информатики.

       Новизна: теоретически обосновать влияние курса на творческое самоопределение школьников.

       Основные  положения, которые  выносятся на защиту:

    1. Определение творческое самоопределение;
    2. тематическое планирование курса «Компьютерная графика»;
    3. методы обучения, используемые в данном курсе;
    4. этапы развития творческих способностей;
    5. методические указания учителю
    6. фрагмент задания урока.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Проблемы  творчества
 

       Воспитание  и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В  каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению  и самореализации. В число важнейших  задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и  труда в завтрашнем высокотехнологическом  обществе.

       Влияние творческой деятельности, организуемой учителем в процессе обучения на развитие личности старшеклассника, представляет собой сложную научно-практическую проблему, в решение которой необходимо опираться на исследования философов, социологов, психологов и педагогов.

       В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые  создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и  др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают  сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через  процессы, имеющие место в творческой деятельности. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и  социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание  творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением [1]. Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".

       Подчеркивая различие между развитием природы  и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы (Я.А. Пономарев и др.) трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие". "Всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития". Творчество характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

       Предметом спора между исследователями  творчества является то, какой аспект в определении творчества рассматривать  в качестве главного. Одни считают, что творчество следует определять "в терминах продукта", другие полагают, что главное в творчестве - сам процесс.

       Творчество  есть "полное развертывание знаний, действий и желаний". Новизна, как  критерий творчества, входит почти  во все определения и является ключевым словом. Однако, представление  о новизне у различных авторов  сильно различается. Одни подчеркивают субъективный характер новизны, то есть ее значимость для самого субъекта-творца, считая неважным, признает ли идею общество. Другой подход отмечает, что новизна  может характеризовать лишь отдельные  моменты деятельности, например, творческую разработку уже известной идеи. Третьи акцентируют внимание на социальной значимости новизны. Но в любом случае, именно термин "новизна" является системообразующим по отношению  к представлению о творчестве. Невозможно создать новое безотносительно  к чему-то, вообще. Новое может  быть новым только в сравнении  со старым, со стереотипом. Новизна, как критерий анализа креативности может относиться как к оценке результата творческой деятельности, так и к измерению креативности как вида активности, как процесса.

       Большинство авторов говорит о творчестве как преодолении стереотипов, шаблонов[1]. Идея преодоления стереотипов относится  не только к определениям, но и практически  ко всем методам выявления креативности.

       Человеческая  уникальность, неповторимость, индивидуальность тесно связана с проблемой  творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый  подход, т.е. готовность к отказу от привычных схем и стереотипов  поведения, восприятия и мышления - готовность к самоизменению. Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а, следовательно, появление в мире каждой человеческой индивидуальности - это появление чего-то нового; реализация этой неповторимости, уникальности - это и есть творческий акт[15]. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческих способностей, и в первую очередь творческого воображения как основу творческой личности. Владение способами создания творческого продукта повышает возможность творческой ориентации и самоопределения в пространстве социума.

       Обращение к проблеме формирования творческого  самоопределения старшеклассников как ценностной категории человека не случайно. Важно на теоретико-практическом уровне разработать педагогические условия творческого самоопределения  старшеклассников в процессе поиска учащимися личностных смыслов жизнедеятельности.

Информация о работе Творческое самоопределение школьников на уроках по компьютерной графике