Вербальные и невербальные коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящий в современном мире глобальный переход от индустриального общества к информационно-коммуникативному сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, места и роли коммуникаций в развитии общества.
Термин "коммуникация'' (лат. Communicatio - "делаю общим, связываю") появился в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как:
а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,
б) общение - передача информации от человека к человеку,
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра «Финансы и менеджмент»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По Деловому общению  на тему №4

Вербальные и невербальные коммуникации

 

 

Выполнил(а): студентка группы 720691

_____________ Виноградова И.П.

Руководитель работы: доц., каф .ФиМ

______________Болдырева Р.Ю.


Тула 2012


 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящий в современном мире глобальный переход от индустриального общества к информационно-коммуникативному сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, места и роли коммуникаций в развитии общества.

Термин "коммуникация'' (лат. Communicatio - "делаю общим, связываю") появился в научной литературе в начале XX века. В настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации и понимается как:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,

б) общение - передача информации от человека к человеку,

в) передача и обмен  информацией в обществе с целью  воздействия на него.

Коммуникация - это процесс  обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).

Функция коммуникации проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий её, - реципиентом.

Следует выделить два основных вида коммуникации. В  человеческом обществе коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

В данной работе будут рассматриваться названные  виды коммуникации.

Проблема данного  исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Целью исследования является: изучение коммуникации и  ее основных способов – вербальных и невербальных.

В соответствии с целью  исследования были выявлены следующие задачи:

    • Изучить понятия и основные виды коммуникаций;
    • Определить особенности вербального общения;
    • Изучить вербальные и невербальные способы коммуникации и их взаимосвязь.

 

 

 

Глава 1.Понятие и виды коммуникаций в  деловом общении

 

Под деловым общением обычно имеется в виду процесс  речевого взаимодействия двух или нескольких лиц  в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это определение является достаточно широким, так как под него попадают такие виды деятельности, как обучение (общность целей и достижение определенного результата), трудовые отношения (коллега/коллега), интервью, публичное выступление, экзамен, консультация и т.п. Все выше перечисленные ситуации могут характеризоваться в структурном и содержательном планах рядом признаков делового стиля. Более того, в последнее время в связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, а также возрастающей роли бизнеса в общественной жизни любой страны, деловой стиль постоянно и охотно расширяет сферу своего функционирования.

Таким образом, коммуникация как совокупность речевых актов  может быть направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.1 Такого рода коммуникация составляет основу деловых отношений как в бизнесе, так и в повседневной жизни, и называется деловой.

Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной (деловая корреспонденция и документация) и устной (деловая речь). Последняя является основой коммуникации в бизнесе, или деловом общении.

Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более  узком смысле – как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

Деловое общение всегда целесообразно. А значит и использование  языковых средств в деловой речи четко подчинено личностной позиции  по определенной проблеме и достижению позитивного результата в решении  конкретной проблемы. Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм ее проявления. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация.

Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевое общение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблем или установления деловых отношений. Коммуниканты находятся в непосредственном речевом и физическом (визуальном) контакте, что обеспечивает мгновенную обратную связь, причем как собственно речевую, так и невербальную. Деловое совещание – это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения. Коммуникантами в этой ситуации становятся коммуникативный лидер (например, руководитель подразделения, отдела или один из ведущих сотрудников, которому поручено подготовить и провести совещание) и участники совещания, как правило, специалисты, в чье компетенции находится данная проблема, или те, кому придется ее решать. Основные типы совещаний :совещания по планированию; совещания по мотивации труда; совещания по внутрифирменной организации; совещания по контролю за деятельностью работников; совещания, специфические для фирмы. Публичное выступление — передача одним выступающим ин 
формации различного уровня широкой аудитории с соблюдением 
правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

1.1.Характеристики  вербальных коммуникаций

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою  речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

 Вербальная коммуникация  для человека является основным  и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка. Впрочем, средствами языка может быть выражено все. А коммуникативная функция является одной из важнейших функций языка.

Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в  любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.2 Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Владение речью становится важной профессиональной составляющей человека. В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на первом месте стоит способность к устной коммуникации (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%)" . Другие важные сведения показывают зависимость восприятия вербального сообщения от иных компонентов: "Эмоциональная оценка сообщения на 55% зависит от мимики докладчика, на 38% от фонетико-артикуляторных свойств речи и только на 7% - от

лексического наполнения доклада"

Существуют четыре вида вербального общения:

  • слушание
  • устная речь
  • чтение и письменная речь

1.Слушание (аудирование) - рецептивный вид речевой деятельности, связанный с звуковым восприятием звучащей речи. В реальной жизни используются разные стили поведения при слушании:

1) Нейтральное слушание. Этот стиль поведения имеет  целью сбор информации. В чистом виде он реализуется довольно редко, поскольку, слушая собеседника, человек обычно формирует отношение к сказанному и нейтральность слушания быстро исчезает.

2) Оборонительное слушание. Так чаще всего слушают критику в свой адрес. Малейшая неточность со стороны критикующего - и исходящая от него информация перестает восприниматься слушателем, который тут же формулирует возражения.

3) Наступательное слушание. Его люди практикуют тогда, когда хотят "срезать" говорящего.

4) "Вежливое" слушание. В действительности это вовсе не слушание, а просто пауза между собственными высказываниями - ожидание, когда же говорящий замолчит. Так слушают сверстников маленькие дети, у которых доминирует желание высказаться. Часто после такого "слушания" они не могут вспомнить, о чем же был разговор.

5) Селективное слушание. Этот вид поведения состоит  в том, что слушатель реагирует только на определенные фрагменты речи говорящего, которые его интересуют, например, подтверждают его точку зрения. Такое слушание, конечно, не только неэффективно, но и опасно: у слушателя может сложиться абсолютно неверное представление о позиции говорящего.

Ни один из перечисленных видов поведения при слушании не является эффективным, поэтому психологи уже давно задумались над вопросом о том, как повысить качество слушания. В результате была разработана техника так называемого активного слушания, которая основана на двух базовых положениях.

Положение первое: слушатель  принимает на себя обязательство  помочь говорящему возможно более полно  выразить свои мысли и чувства. Таким  образом, слушатель становится активным участником коммуникации.

Положение второе: слушатель  стремится не формировать суждений, возражений или рекомендаций, пока говорящий полностью не выразит свои мысли и чувства.

2. Устная речь 

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации. Устная речь имеет  две формы - монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог - это непосредственный обмен высказываниями между двумя  или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики - стимула и реплики - реакции, тесно  связанных по содержанию друг с другом. Существует несколько видов диалога – информативный, манипулятивный, полемический и фатический. Иногда выделяют полилог - это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

3. Чтение 

Чтение - рецептивный  вид речевой деятельности, связанный  со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, то есть букв. Суть процесса чтения заключается в расшифровке графических символов и переводе их в мыслительные образы.

4. Письменная  речь

Письменная речь - это  самостоятельная целенаправленная речевая структура, которая обеспечивает общение с помощью письменного текста. Письменный текст в данном случае выступает представителем автора как участника речевой коммуникации. Письменная речь является самой многословной, точной и развернутой формой речи.

1.2.Особенности  вербального общения

Словесное общение опирается  на язык и грамматику и может заключаться как в устной, так и письменной речи. В деловом общении чуть менее половины времени приходится на слушание, немного менее трети — на высказывание своих мыслей и одна четвертая — на чтение и составление документов.    В общении приходится не только излагать свою точку зрения письменно или устно, но и воспринимать мнения других людей. При этом, часто именно умение воспринять чужую точку зрения и показать собеседнику, что его поняли, становится критичным для организации конструктивного диалога. При получении информации на ней следует сконцентрироваться, интерпретировать, оценить и выделить смысл, чтобы затем его воспринять. Воспринятый смысл полезно перефразировать собеседнику как сигнал того, что мы его поняли, и ему нет необходимости излагать свою мысль еще раз. Только после этого в рамках конструктивной беседы целесообразно сообщить собеседнику, что в его идее мы поддерживаем, в чем сомневаемся и с чем решительно не согласны.

Информация о работе Вербальные и невербальные коммуникации