Актуальные проблемы развития страхового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение деятельности страховых компаний и страхового рынка России в целом.
В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы страхования: рассмотреть экономическую сущность страхования и функции страхования;
- проанализировать развитие страхования в России на современном этапе;
- провести исследование страхового рынка России;
- описать основные проблемы страхового рынка России и пути их решения;
- рассмотреть перспективы развития страхового рынка России.
Предметом исследования выступают проблемы страхового рыка России.
Объектом исследования выступает страховой рынок в России.

Содержание

Глава 1 Теоретические основы страхования
Сущность, структура и функции страхового рынка
История становления страхового рынка в России
Государственное регулирование страховой деятельности

Глава 2 Анализ проблем развития рынка страхования
2.1. Современное состояние и тенденции развития страхового рынка
2.2.Анализ динамики страхования за период 2000-2010 гг.
2.3. Проблемы развития страхового рынка в условиях кризиса экономики.
2.4. Проблема влияния «серых» схем страхования на развитие страхового рынка.
2.5. Оценка страховых выплат в страховании гражданской ответственности

Глава 3 Перспективы развития страхового рынка России
3.1. Основные меры по сокращению «серых» и теневых схем страхования
3.2. Прогнозы развития страхового рынка
3.3. Разработка схемы всеобщей классификации страховых отношений в страховании имущества и гражданской ответственности
3.4. Проектирование тарифных ставок и страховых премий.

Работа содержит 1 файл

страхование.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности 

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора  за страховой деятельностью должна предполагать:

1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;

3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;

4) установление  единых квалификационных требований  к руководителям и специалистам  страховых организаций, сюрвейерам, аварийными комиссарами и т.п.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основании Положения, утверждаемого Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

Постановлением  Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за cтраховой деятельностью.

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Основными  функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

1)  выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

2) ведение единого  Государственного реестра страховщиков  и объединений страховщиков, а  также реестра страховых брокеров;

3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков:

4) установление  правил формирования и размещения  страховых резервов, показателей  и форм учета страховых операций  и отчетности о страховой деятельности:

5) разработка  нормативных и методических документов  по вопросам страховой деятельности, отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

6) обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в  установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган  исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью для выполнения возложенных на него функций вправе:

1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан;

2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Территориальные органы страхового надзора. Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 26 июня 1993 г. №609 «О территориальных органах страхового надзора» (Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. №27. Ст. 2557) приказом Росстрахнадзора от 3 августа 1993 г. №02-02/21 было утверждено Положение «Об инспекции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Инспекции Росстрахнадзора)» (Российские вести. 1993. №154), возложившее на территориальные органы страхового надзора следующие функции:

а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;

б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками  нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) осуществлять контроль за соблюдением установленных  Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;

д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;

с) рассматривать  заявления и жалобы физических и  юридических лиц по вопросам, связанным  с нарушением законодательства РФ о страховании;

ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.

Территориальные органы страхового надзора имеют право:

а) проводить  у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;

б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой  деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

в) при выявлении  нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании  принимать меры по их устранению;

г) вносить в  федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении, ограничении действия либо отзыве лицензии. 

Таблица №2 «Регулирование страховой деятельности»

 
 

                        Глава 2 Анализ развития рынка страхования

2.1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ     СТРАХОВОГО РЫНКА РФ  

Предпосылками развития страхового дела в нашей  стране явились:

- укрепление негосударственного сектора экономики;

- рост  объемов и разнообразия частной  собственности физических и юридических  лиц, как источника спроса на  страховые услуги. При этом важное  значение имеет развитие рынка  недвижимости и ипотечного кредитования, а также приватизация государственного жилого фонда.

- сокращение  некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного  социального страхования и соцобеспечения. Сегодня отсутствие гарантий  должно восполняться различными  формами личного страхования.

Общественное  развитие России обусловило необходимость  перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и  использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон  спроса и предложения.

Рассмотрим  основные тенденции и состояние страхового рынка в регионах. 

Важная  роль страхового рынка в создании условий устойчивого функционирования региональной экономики предопределяет повышенное внимание к территориальным  аспектам его развития. Основа страхового бизнеса – человек и его потребность в страховой защите, причем эта потребность тесно связана с региональными особенностями его проживания. Поэтому без эффективной системы регионального страхования не может быть и российского страхования в целом.

Выбранную Россией рыночную модель трудно представить без разветвленной финансово-устойчивой системы страхования. Юридические и физические лица рассматривают страхование как систему экономических отношений, которая гарантирует возмещение затрат, связанных с ущербом от стихийных бедствий, непредсказуемых событий, собственной коммерческой деятельности. Но незначительные размеры страховых операций в России по сравнению с западными странами свидетельствуют о том, что страховая система в нашей стране остро нуждается в создании более эффективных и научно обоснованных методах управления и регулирования. Правительство РФ признает, что достижение целей проводимых реформ и обеспечение социально-экономической стабильности российского общества требует создания мощной системы страховой защиты на основе комплексного решения накопившихся проблем .

Особенностью  российской экономики является исключительно  сильная региональная асимметрия, проявляющаяся  в диспропорциях развития различных  территорий. Необходимо отметить, что  региональные вопросы страхования в России практически не исследованы. Более распространены исследования региональных процессов в сфере государственных и муниципальных финансов, банковской деятельности, налоговой, экономической политики. Вместе с тем, является необходимым в силу следующих причин:

Во-первых, по мере развития национального рынка  повышается экономическая самостоятельность  регионов. Меняется их роль в экономическом  развитии страны, соотношение темпов развития, формируется финансовая система, где важную роль должно играть страхование.

Во-вторых, в силу естественных различий (природно-климатические  условия, половозрастной состав населения, культура и традиции, соотношение  городского и сельского населения  и т.д.) в каждом регионе формируется  своя структура страховых рисков и соответственно видов страхования. В зависимости от территории страховые портфели имеют свои региональные особенности .

В-третьих, страховые рынки регионов различаются  в зависимости от экономического развития регионов. В промышленно  развитых экономических районах более актуальны такие отрасли страхования как имущественное,  
страхование ответственности. В то же время для регионов, где идёт реструктуризация отраслей, закрываются предприятия, происходит спад производства, особенно актуально страхование финансовых рисков.

В-четвертых, страховые организации региона  аккумулируют значительные средства, которые при соответствующем  регулировании со стороны местных  органов власти могут быть инвестированы  в экономику региона, а не за её пределами.

Рисунок 2  Показатели развития  страхового рынка ПФО в первом полугодии 2010 г.  

Несмотря  на то, что страховой рынок весьма динамично развивающаяся система, в Российской Федерации региональная составляющая не относится к эффективным финансовым инструментам. Прежде всего, это связано со значительным отставанием страхования в регионах, отсутствием правовых, экономических, социальных, институциональных и других предпосылок к активному росту страховой деятельности. Об этом свидетельствует плотность страхования в регионах, напрямую зависящая от уровня развития субъекта Российской Федерации. В пределах Приволжского Федерального округа данный показатель колеблется от 4,106 тыс. руб. (Пензенская область), до 9,379 тыс. руб. (Республика Татарстан). При этом, коэффициент выплат тем выше, чем ниже плотность страхования в регионе (Рисунок 1). За 6 месяцев 2010 г. плотность страхования в Республике Мордовия составила 5,674 тыс. руб. (6-е место в Приволжском Федеральном округе). Коэффициент выплат за аналогичный период – 70,19% (5-е место в ПФО). В то время как в Республике Татарстан коэффициент выплат составил лишь 66,8% .

Информация о работе Актуальные проблемы развития страхового рынка в России