Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы.

Содержание

Введение 3
Глава 1.
Место и роль государства в страховой системе 4
1.1. История государственного регулирования
страховой деятельности в России 4
1.2. Закон как основа функционирования страховых организаций 8
Глава 2.
Проблемы и задачи государственного регулирования
страховой деятельности. 15
2.1. Основные направления развития государственного
регулирования страховой деятельности в России. 15
2.2. Законодательные пути
повышения эффективности деятельности страховых организаций. 25
Заключение 29
Литература 31

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование страховой деятельности.docx

— 48.68 Кб (Скачать)

- создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила  игры на страховом рынке для  всех его субъектов;

- формирование страхового интереса  потенциальных потребителей страховых  услуг;

- создание эффективной системы  государственного надзора за  деятельностью страховых организаций;

- организация системы гарантий  выполнения страховыми организациями  своих обязательств перед потребителями  страховых услуг;

- организация и защита добросовестной  конкуренции на страховом рынке;

- создание инфраструктуры страхового  рынка и системы подготовки  кадров в области страхования;

- регулирование деятельности зарубежных  страховщиков и страховщиков  с преобладающей долей иностранного  капитала на отечественном страховом  рынке;

- проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного  рынка страховых услуг;

- создание благоприятных условий  для инвестирования страховщиками  своих резервов и других средств.

Страховое законодательство является фундаментом для строительства  страхового рынка в стране. Оно  должно определять общие принципы организации  страховой деятельности, порядок  осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой  деятельности, формы организации  государственного регулирования в  страховании и т.п. В нашей стране в настоящее время создана  довольно солидная правовая база, включающая в себя законы и подзаконные акты и позволяющая функционировать  страховому рынку. В то же время данную работу нельзя считать завершенной. Наиболее актуальными являются следующие  направления деятельности:

- принятие изменений и дополнений  в главу 48 «Страхование» Гражданского  кодекса РФ;

- принятия закона о договоре  страхования, конкретизирующего  общие принципы проведения страховых  операций, установленные Гражданским  кодексом;

- принятие закона о государственном  регулировании страховой деятельности;

- принятие закона, регулирующего  создание и деятельность обществ взаимного страхования;

- принятие актов, связанных с  проведением обязательных видов  страхования.

Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования в стране, является создание платежеспособного  спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной  стороны, путем формирования потребности  у населения в организации  своей страховой защиты с помощью  страхования, а с другой - повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.

Проведенный в середине 1998 г. опрос  ВЦИОМ показал, что более половины респондентов причиной низкой популярности страхования в стране считают  недоверие к страховым организациям. Это свидетельствует о важности создания эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховщиков, а также предоставления гарантии выполнения ими страховых обязательств по договорам страхования. Эффективность  же системы страхнадзора во многом определяется тем, насколько своевременно контролирующие органы предупреждают случаи неплатежеспособности страховщиков и невыполнения ими страховых обязательств.

Если на первом этапе формирования в нашей стране страхового рынка  основное внимание надзора сосредоточено  было на организации системы допуска  к этому виду деятельности, то в  настоящее время все большее  внимание следует уделять анализу  финансового состояния уже функционирующих  страховщиков, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы  своевременно реагировать на возможные  сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг.

Для решения данной задачи необходимо, в частности, расширить объем  полномочий органа государственного страхового надзора в сфере контроля за финансовой деятельностью страховых организаций и возможности применения мер воздействия к страховщикам, чья платежеспособность вызывает сомнения, а также разработать процедуры финансового оздоровления страховщиков в случаях, когда возникает угроза невыполнения ими своих страховых обязательств.

Система государственного страхового надзора должна быть дополнена системой гарантий выполнения страховщиками  своих обязательств по договорам  страхования.

 

Для создания данной защиты необходимо:

- внести изменение в Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)»  или принять специальный закон,  регламентирующий особый порядок  признания несостоятельными страховые  организации при их банкротстве.  В частности, должен быть установлен  особый порядок очередности удовлетворения  требований кредиторов страховой  организации, при котором в первую очередь удовлетворялись бы требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования;

- создать за счет отчислений  от премий страховых организаций  специальный резервный фонд на  случай их банкротства, из которого  могли бы осуществляться страховые  выплаты по договорам, заключенным  по наиболее социально значимым  видам страхования (например, по  страхованию жилья, домашнего  имущества, на случай смерти, страхованию  пенсий, некоторым видам страхования  гражданской ответственности и  т.п.).

Одной из важных задач государства  является обеспечение равных возможностей для предоставления страховых услуг  всем участникам рынка, недопущение  монополизации страховой деятельности. Для решения данной задачи целесообразно:

- организовать государственный  контроль за фактами проявления монополизма на отдельных сегментах страхового рынка;

- своевременно пресекать злоупотребления  страховыми организациями своим  доминирующим положением;

- не допускать действий органов  власти, направленных на ограничение  конкуренции на федеральном и  региональном страховых рынках;

- ограничить возможности монополизации  страховой деятельности в отдельных  отраслях экономики путем проведения  страхования в отраслевых страховых  организациях.

Особую актуальность в настоящее  время приобретают проблемы искусственного ограничения конкуренции в результате действий органов власти в отдельных  регионах или государственных ведомств при проведении страховых операций. В связи с этим задача государственных органов должна состоять в том, чтобы не допускать создания привилегированного положения для отдельных страховых организаций при проведении страховых операций в каких-либо регионах или в отношении каких-либо государственных или иных программ, осуществлять на конкурсной основе отбор страховщиков для участия в реализации программ, проводимых с использованием государственных ресурсов.

Одним из условий успешного развития страхования в стране является наличие  соответствующей инфраструктуры страхового рынка. Она должна включать в себя систему перестрахования, страховые  пулы и другие объединения страховщиков, страховых посредников, сюрвейеров, аварийных комиссаров, аудиторов, актуариев, информационно-аналитические центры, рейтинговые агентства, организации  по подготовке и переподготовке кадров и т.д. Задача государства в этой части должна состоять в организации  и регламентировании деятельности данных структур.

Особое значение имеет развитие системы перестрахования, использование  которого в разумных масштабах позволяет  страховщикам повышать свою финансовую устойчивость. В то же время чрезмерная передача рисков и перестрахование  ограничивает развитие страховых организаций, делает страховщиков чересчур зависимыми от выполнения перестраховщиками страховых обязательств по договорам перестрахования, превращает страховщиков в страховых посредников. Кроме того, не обусловленное необходимостью заключение договоров перестрахования с зарубежными перестраховщиками приводит к оттоку средств за рубеж и даже является одним из каналов вывоза капитала. Так, согласно оценкам, в 1999 г. более 60% перестраховочной премии в стране получили иностранные перестраховщики, причем значительная ее часть уходит в оффшорные зоны.

Это делает необходимым государственное  регулирование перестраховочной деятельности, а также создание структуры отечественного перестрахования, позволяющей оставлять  значительную часть рисков, а следовательно, и перестраховочной премии, внутри страны.

В частности, дополнительно к мерам, предусмотренным Правилам размещения страховщиками страховых резервов, целесообразно было бы, по мнению некоторых  ученых, регламентировать минимальное  собственное удержание страховщика  по отдельным договорам страхования, а также ввести определенные ограничения  по перестрахованию за рубежом договоров  по отдельным видам страховой  деятельности.

Кроме того, следует осуществлять меры, направленные на повышение гарантии исполнения иностранными перестраховщиками  своих обязательств:

- установление минимального размера  капитала для иностранных перестраховщиков, с которыми российские цеденты  имеют право заключать договоры  перестрахования;

- проверка финансового состояния  перестраховщиков по методике, разработанной  органом государственного страхового  надзора, и предоставление права  последнему давать страховщикам  предписания об ограничении доли  рисков, перестраховываемых у организаций,  в отношении платежеспособности  которых имеются сомнения;

- обязательное депонирование в  российских компаниях-цедентах определенной  доли резервов по передаваемым  в перестрахование рискам.

Успешное функционирование страховой  системы во многом зависит от квалификации специалистов, работающих в страховых  организациях и в других структурах, связанных со страховым рынком. Задача государства в связи с этим состоит в установлении квалификационных требований к лицам, занимающим ключевые позиции на страховом рынке, в  организации их аттестации, в создании системы подготовки и переподготовки специалистов в области страхования, в разработке и утверждении программ их обучения.

В ближайшее время вряд ли целесообразно  вносить существенные изменения  в сформированную в стране систему  допуска иностранного капитала на отечественный  страховой рынок. При этом следует  отметить, что сейчас страховые организации  с иностранным участием не играют у нас заметной роли. Об этом говорит  тот факт, что на начало 2000 г. в  государственном реестре числилось  только 60 таких компаний, а реально  работающих и отчитывающихся о своей  деятельности - около 50. При этом у  большинства из них вложения иностранных  инвесторов не превышают 10% уставного  капитала. Совокупная же сумма иностранных  инвестиций в российское страховое  дело оценивается на начало 2000 г. почти  в 10 млн. долл., что составляет около 4% совокупного уставного капитала всех отечественных страховых компаний.

В то же время в перспективе по мере укрепления российской экономики, финансовой системы, позиций отечественных  страховщиков и повышения страховой  культуры российских граждан и организаций, безусловно, потребуется либерализация  отечественного страхового рынка. Такая  либерализация могла бы идти по следующим  направлениям:

- постепенное снятие ограничений  на деятельность в стране организаций,  зарегистрированных как российские  юридические лица, но имеющих  в своих уставных капиталах  преобладающую долю иностранных  инвесторов;

- предоставление права иностранным  страховым организациям открывать  в нашей стране свои филиалы,  отделения и другие коммерческие  представительства, имеющие право  предоставлять российским резидентам  страховые услуги от лица фирм, находящихся за пределами страны;

- постепенное разрешение в стране  операций по трансграничной торговле  страховыми услугами, т.е. путем  заключения договоров страхования  зарубежными страховыми организациями  с российскими резидентами без  открытия в нашей стране их  коммерческих представительств (например, через систему страховых посредников).

2.2. Законодательные пути  повышения эффективности деятельности  страховых организаций

Значительное влияние на уровень  развития страхования в стране оказывает  проводимая государством политика в  области налогообложения страховых  операций. При проведении такой политики перед государством стоят две порой противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования, или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией, не выгодной в финансовом отношении. Поэтому государство вынуждено искать оптимальное решение одновременно этих двух задач.

Политика в области налогообложения  включает в себя как налогообложение  самих страховых организаций, так  и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых  выплат, уплачиваемых или получаемых страхователями либо выгодоприобретателями.

Режим налогообложения страховщиков должен быть построен таким образом, чтобы он был для них не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности, с точки  зрения как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы.

Что касается налогообложения страховых  операций для потребителя страховых  услуг, то оно может предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот лицам, уплачивающим страховые взносы (например, право  вычитать из доходов, с которых рассчитывается величина налогов, сумму уплаченных страховых взносов), а с другой - уплату налогов с сумм внесенных  страховых взносов или полученных страховых выплат. В связи с этим задача государства состоит в том, чтобы:

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности