Государственное социальное страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь.

Содержание

Стр.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Понятие, функции, структура и роль социального страхования…………………...4
2. Деятельность Фонда социального страхования РФ. Пособия и выплаты………9
3.Проблемы и перспективы развития государственного страхования……………...12
Заключение…………………………………………………………………………………....14
Список использованной литературы…………………………………………….………..15
Приложения……………………………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Реферат по страхованию.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

   Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. [ 4,7]

   Бюджеты фондов конкретных видов обязательного  социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

   Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

  • страховые взносы:
  • дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • штрафные санкции и пени;
  • денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;
  • доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;
  • другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

   Расчетной базой для начисления Страховых  взносов являются выплаты заработной платы. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Деятельность Фонда социального страхования РФ. Пособия и выплаты.

   Фонд  социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

     Фонд социального страхования  РФ представляет собой централизованный фонд финансовых ресурсов, аккумулирующий, предназначенные для оказания социальной помощи и социальных услуг денежные средства, формируемый на страховой основе и распределяемый по территориальному принципу.  Фонд социального страхования РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. К имуществу фонда относится также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями.

   Бюджет  фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда. В состав фонда социального страхования входят:

   • региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

   • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;

   •  филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

   Обязанностями Фонда Социального Страхования  РФ является контроль над использованием средств социального страхования  и организация исполнения ежегодно утверждаемого федеральным законом бюджета. Финансовая устойчивость системы базируется на грамотном перераспределении средств между региональными фондами социального страхования. Среди приоритетных задач ФСС РФ и его региональных отделений – разработка и реализация государственных программ по укреплению здоровья россиян и совершенствованию всей системы социального страхования; вопросы безопасных условий труда и охраны здоровья трудящихся.

   Система социального страхования в нашем  государстве имеет давние корни. В настоящее время отделения ФСС России строят свою деятельность на основе следующих документов:

   1) Постановление Совмина РСФСР  и Федерации независимых профсоюзов  от 25.12.1990 №600/9-3. В данном законодательном  документе определен порядок  финансирования расходов фондов социального страхования Российской Федерации. На основании этого Постановления был создан внебюджетный Фонд социального страхования РФ, который с 1993 года выполняет функции кредитно-финансового учреждения при Правительстве РФ.

   2) Указ Президента России «О фонде социального страхования РФ», принятый 07.08.1992 №822.

   3) Указ Президента России «Об  управлении государственным социальным  страхованием в РФ», принятый 28.09.1993 №1503.

   4) Постановление Правительства России  №1094 «Вопросы Фонда социального страхования РФ» от 26.10.1993.

   5) Действующее Положение о Фонде  социального страхования и его  региональных отделениях, имеющее  силу законодательного документа.

   Российская  система обязательного социального  страхования функционирует под  эгидой Правительства Российской Федерации, основываясь, кроме вышеперечисленных законов, на Конституции страны (см. Статью 13, пункт 1 ФЗ №165 «Об основах обязательного социального страхования», от 16.07.1999).

         ФСС РФ аккумулирует и управляет финансовыми средствами, предназначенными для выплаты в результате наступления страхового случая. В настоящее время выплачиваются следующие пенсии и пособия: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

   Рассмотрим  структуру расходов на выплату пособий  за 2007 -2009 годы.(см. Табл. 2.1). Из данных таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на изменение процентного соотношения выплат, их размер с 2007 по 2009 год увеличился. Выплаты на ежемесячное пособие по уходу за ребенком выросли за 2 года почти в 2 раза.

   Также увеличилось не только денежное выражение, но и количество самих выплат. В 2007 году ежемесячно производилось 6,3 млн. страховых выплат, в 2008- 6 млн., в 2009- 6,1 млн. выплат. Количество единовременных выплат на 2009 год составляло 23,3 тысячи. [6 ]

   В настоящее время предусмотрены  следующие размеры пособий(на 2011 год):

   - Пособие при рождении ребенка – 11703 руб.;

   - Пособие  по уходу за ребенком до 1,5 лет  – 2194- 2852 руб. за первым ребенком; 4389-5705 – за вторым;

   - Пособие  на погребение – 4260- 5540.

   Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается  исходя из стажа. Если стаж работы 8 лет и более,  то выплата производится в размере 100% зарплаты, но не более 34583 руб. в месяц. При стаже 5-8 лет эта сумма составляет 80% зарплаты, но не более 27666 руб. Если стаж работы менее 5 лет, то выплата осуществляется исходя из 60 % заработной платы(но не более 20750 руб.) [7 ]

   На протяжении последних лет  расходы фонда превышают доходы. Лишь в 2006 году  доходы превысили расходы на 21 млрд. руб.(см. Табл. 2.2.)

   С каждым годом все больше средств направляется на выплату социальных пособий. Увеличивается и сумма выплат по несчастным случаям на производстве. С 2008 по 2010 год они выросли на 8,1 млрд. руб. и в 20010 году составили 38,6 млрд. руб. [ 6]

   В 2011 году из фондов социального страхования  Российской Федерации предусмотрены  выплаты в размере 489.1 миллиарда рублей. [7 ]. Именно столько планируется потратить на социальную защиту населения Российской Федерации в случае постоянной или временной нетрудоспособности, вызванной профессиональными заболеваниями или травмами в результате несчастных случаев на производстве, при беременности и уходе за ребенком.

   3.Проблемы  и перспективы  развития государственного  страхования

   Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к  тому, чтобы оно стало реально  действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.

   В России государственное обязательное социальное страхование представлено социальными внебюджетными фондами. Формирование этих фондов осуществляется путем внесения страховых взносов во внебюджетные фонды.

   Одной из первых проблем можно назвать  — сохранение нестраховых принципов: существуют выплаты нестрахового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ.

   Второй  проблемой является несбалансированность государственных обязательств и  объема имеющихся финансовых ресурсов. Сохранение в системе обязательного  социального страхования нестраховых  выплат, с одной стороны, а также  недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, с другой, постоянно воспроизводят проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования. Для системы социального страхования, и особенно для системы обязательного медицинского страхования, характерна тенденция опережающего роста расходов над доходами. [ 4,13]

   Третьей проблемой является недостаточно эффективное законодательство. В настоящее время по данному вопросу существуют противоречия, требующие скорейшего устранения.

   Следующей проблемой можно назвать недостаточное  обоснование уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца , уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда  № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза. Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

   Еще одной проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте. Все эти факторы оказывают негативное влияние на систему социального страхования, поэтому необходимо принять следующие меры:

   1) провести анализ законодательной и нормативной правовой базы  в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования; 
2) провести ревизию перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида; 
3) осуществить мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны; 
4) определить потребности системы ОСС в финансовых средствах; 
5) создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   Государственное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и (или) социального положения работающих граждан. Это эффективный способ поддержки граждан.

   Государственное социальное страхование основано на принципах всеобщности, солидарности и возмезности, играет важную экономическую, социальную и инвестиционную роли.

Информация о работе Государственное социальное страхование