Государственный надзор и лицензирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:19, реферат

Описание работы

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.

Содержание

Введение 3
1 Государственный страховой надзор 4
2 Порядок и условия лицензирования страховой деятельности 7
Заключение 10
Библиографический список 11

Работа содержит 1 файл

Страхование Реферат.docx

— 29.17 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение                                                                               3

     1 Государственный страховой надзор                                                 4

     2 Порядок и условия лицензирования  страховой деятельности         7

     Заключение                                                                                              10

     Библиографический список                                                                   11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.

     Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора или закона. В тех случаях когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждении чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь представляет собой ассортимент страхового рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Государственный страховой надзор

     Значимость  экономических и социальных последствий  деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

     Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:

     - законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;

     - установление в интересах общества и отдельных категорий его

     граждан обязательного страхования;

     - проведение специальной налоговой политики;

     - государственный надзор за страховой деятельностью;

     - защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

     Выполнение  регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль). Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. К основным функциям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью относятся:

     1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

     2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

     3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

     4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

     5) выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

     6) разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компетенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;

     7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью вправе:

     1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

     2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

     3) при выявлении нарушений страховщиками требований действующего законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

     4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Порядок и условия лицензирования страховой деятельности

     Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Назначение  лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

     Лицензирование  регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 №02-02/08 (ред. 17.06.1994), и Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.03.94 г. №251 (ред. 19.06.1998).

     Для получения лицензии страховой организацией должны быть выполнены следующие основные условия:

     1) регистрация на территории Российской  Федерации;

     2) необходимый размер уставного  капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время он должен составлять не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. – при проведении страхования жизни и иных видов страхования, не менее 50 тыс. – при проведении исключительно перестрахования;

     3) соотношение между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности, соответствует установленным нормативам;

     4) показатель максимальной ответственности  по отдельному риску не превышает 10% собственных средств страховщика.

     Лицензирование  страховой деятельности осуществляется после регистрации компании в Департаменте страхового надзора Министерства финансов РФ. Регистрация страховых организации включает: присвоение регистрационного номера; занесение страховой организации в официально публикуемой реестр; выдачу свидетельства о регистрации.

     Лицензия (разрешение) на проведение страховых операций выдается на основании соответствующего заявления страховой организации с приложением к нему необходимых документов. В заявлении указываются:

     – тип страховой организации;

     – ее полное и сокращенное название;

     – юридический адрес (с индексом);

     – координаты технической связи (телефон, телефакс, телетайп, телекс).

     В числе прилагаемых документов содержатся:

     - устав страховой организации, учредительный договор;

     - свидетельство о регистрации;

     - справка из банка об оплаченном уставном капитале;

     - акт сдачи-приемки имущества при условии внесения его учредителя-

     ми;

     - программа развития (бизнес-план) на три года по лицензируемому виду страховой деятельности, содержащая прогноз развития страховых операций с указанием:

     - количества страховых полисов;

     - суммы страховых премий;

     - суммы выплат страхового возмещения;

     - размеров резервов;

     - затрат на проведение страховой деятельности, включая комиссионное вознаграждение за размещение страховых полисов;

     - предполагаемого размера прибыли;

     - расчета страховых тарифов по видам иным, чем страхование жизни;

     - экономического обоснования структуры и размеров страховых тарифов по страхованию жизни;

     - расчет соотношения активов и обязательств;

     - план размещения страховых резервов;

     - баланс страховой организации на момент подачи документов на лицензирование;

     - условия (правила) страхования (для каждого вида отдельно);

     - план по перестрахованию;

     - данные о руководителе, его заместителях и главном бухгалтере (стаж работы страховой компании не менее трех лет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую. Деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность. Деятельность страховщиков нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Его величина зависит от ряда факторов: степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и

т.д. Высокая  доля ответственности страховщика  за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора.

Информация о работе Государственный надзор и лицензирование страховой деятельности