Инвестиционная деятельность страховых компаний: принципы организации, регулирование и оптимизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:44, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования.

Исходя из вышеизложенного, целью диссертационной работы является исследование теоретических положений и практического опыта инвестиционной деятельности страховых компаний и разработка на этой основе методических рекомендаций по оптимизации организации и управления инвестиционными ресурсами страховщиков.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих конкретных задач, определивших логику исследования:

•на основе критического системного анализа предшествующих теоретических и методологических исследований страхового рынка определить особенности участия страховых организаций в инвестиционной деятельности;
•обобщить зарубежную и отечественную практику инвестирования страховых средств и установить основные тенденции реализации инвестиционного потенциала страховых компаний;
•определить принципы и порядок формирования инвестиционных ресурсов страховой организации и уточнить содержание понятий, характеризующих инвестиционные возможности страховщиков;
•исследовать современные правила и условия государственного регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний в России и за рубежом;
•выявить факторы, обусловливающие эффективность участия страховщиков в инвестиционной деятельности, и разработать концептуальные подходы для оптимизации использования инвестиционных ресурсов страхования;
•построить математическую модель, позволяющую оптимизировать инвестиционную деятельность страховых компаний с учетом действия специфических для страхования принципов формирования резервов и установленных государством ограничений.

Работа содержит 1 файл

Инвестиционная деятельность страховых компаний.docx

— 66.81 Кб (Скачать)

4. Приступая  к рассмотрению страховых резервов  и их взаимосвязи с инвестиционной  деятельностью страховой компании, мы столкнулись с совершенно  не устоявшейся и порой противоречивой  практикой толкования понятий  “страховые резервы” и “страховые  фонды”. В этой связи, необходимо  остановиться на смысловых различиях  в терминологии, используемой разными  исследователями. 

Основным здесь, на наш взгляд, является понятие  “страховой фонд”, которое непосредственно  связано с определением страхования. Еще В.К.Райхер в своих фундаментальных исследованиях определил страхование как форму “организации централизованного… …страхового фонда за счет децентрализованных источников: из взносов, делаемых в этот фонд его участниками” (Райхер В. К. Общественно-исторические типы страхования /АН СССР. Ин-т права. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. – с.12. ). Таким образом, сама суть страхования заключается в формировании страхового фонда из собранных страховых премий.

Исходя из этих положений, мы предлагаем следующее  определение страхового фонда. Страховой фонд – это сумма средств, сформированная за счет аккумулирования поступивших страховых премий, пополняемая в результате инвестиционной деятельности страховщика и предназначенная для осуществления страховых выплат.

В трактовке  понятия “страховые резервы” в  отечественной литературе существуют две основные точки зрения. Целый  ряд авторов (А.А.Гвозденко, С.Л.Ефимов, Е.В.Коломин, В.В.Шахов,) в своих работах отождествляют понятия “страховые резервы” и “страховые фонды”, хотя на наш взгляд это неверно.

Вторая точка  зрения заключается в использовании  термина “страховые резервы” как  учетной категории, характеризующей  объем обязательств страховой компании перед страхователями по договорам страхования. Эта позиция обосновывается понятием страховых резервов в нормативных документах по ведению бухгалтерского учета в страховых организациях, что наглядно показано в формах отчетности страховщиков, где в балансе раздел “Страховые резервы” находится в пассивах. Так как в основе расчета страховых резервов лежит оценка неисполненных обязательств страховщика, размер страховых резервов изменяется адекватно увеличению или уменьшению страховой ответственности. Страховые резервы могут увеличиваться пропорционально увеличению обязательства страховщика по договорам.

С нашей точки  зрения, страховые резервы – это учетная категория, определяющая необходимый объем страхового фонда для выполнения обязательств страховщика по договорам страхования.

Указанные противоречия обнаруживаются и в анализе инвестиционного  процесса страховых компаний. Первая группа исследователей использует понятие  “инвестирование средств страховых резервов”, а вторая – “инвестирование активов, принимаемых в покрытие страховых резервов”. С нашей точки зрения, и в том и в другом случае речь идет об инвестировании именно страховых фондов.

Подводя итог вышесказанному, нами предлагается при описании инвестиционной деятельности страховой компании использовать термин “инвестирование страховых  фондов”. Инвестирование страховых фондов – размещение средств страховых компаний, предназначенных для осуществления страховых выплат на принципах прибыльности, возвратности, ликвидности и диверсификации.

5. В процессе  исследования классификации страховых  резервов, также выявлены существенные  расхождения в трактовке понятия  “технические резервы”. В отечественной  литературе можно встретить определения  данного термина как совокупности  приемов и методов, при помощи  которых страховщик может определить  объем ответственности по действующим  на момент оценки договорам,  а также утверждения, что размер  технических резервов отражает  неисполненные обязательства по  договорам страхования по состоянию  на дату составления отчета. По  нашему мнению, совокупный объем  ответственности по действующим  договорам представляет собой  совокупную страховую сумму по  этим договорам на каждую отчетную  дату. Неисполненные обязательства  характеризует остаточная страховая  сумма по данным договорам,  которая может быть рассчитана  как разница между совокупной  страховой суммой и размером  произведенных страховых выплат  по указанным договорам страхования  (если осуществление выплаты приводит  к уменьшению страховой суммы  на величину выплаты).

Поэтому мы предлагаем следующее определение: технические резервы – это оценка ожидаемых в будущем сумм выплат по договорам страхования иным, чем страхование жизни, действующим на момент оценки.

6. Инвестирование  страховых фондов существенно  отличается от других видов  инвестиционной деятельности. Это  связано как с рисковой природой  страхования, так и с тем  фактом, что страховые фонды являются  лишь временно свободными средствами, которые в любое время могут  быть востребованы для выполнения  страховых обязательств. Поэтому  в инвестиционной практике страховых  организаций были выработаны  собственные принципы размещения  средств страховых резервов, сочетающие в себе основные цели и задачи как инвестиционной, так и страховой деятельности. Этими принципами являются: надежность, ликвидность, диверсификация и доходность вложений.

Принцип надежности является основным в страховых инвестициях. Страховая компания продает услугу по защите материальных интересов своих  клиентов и получает во временное  пользование средства страховых  взносов. Для выполнения своих прямых функций страховая компания, в  первую очередь, должна быть уверена  в возвратности производимых инвестиций для покрытия возникающих страховых  ущербов.

Действие других принципов инвестирования определяется особенностями конкретных видов  страхования. Наиболее существенные отличия  наблюдаются при размещении средств страховых фондов, сформированных по страхованию жизни (страхование сумм) и рисковым видам страхования (страхование ущерба). В диссертационной работе проведен подробный сравнительный анализ особенностей инвестирования средств страховыми компаниями применительно к этим отраслям страхования, результаты которого представлены в табл. 2.

7. Одной из  основных особенностей инвестиционной  деятельности страховых компаний, является ее достаточно жесткое  регулирование со стороны государства.  При этом, государство регулирует не всю инвестиционную деятельность страховщиков, а только процесс инвестирования страховых фондов посредством установления правил размещения страховых резервов (ПРСР). Необходимость такого регулирования обусловлена следующими двумя факторами. Во-первых, характером движения финансовых ресурсов специфика которого состоит в том, что в распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные (но все же связанные с обязательствами по договорам страхования!) средства и эти средства могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Во-вторых, невозможностью контроля за инвестированием этих средств со стороны тех, перед кем страховщик несет страховые обязательства, то есть со стороны страхователей и застрахованных.

Таблица 2

Сравнение принципов  инвестиционной деятельности по страхованию  жизни и рисковым видам страхования 

Характеристики  инвестирования Страхование жизни Рисковые виды страхования
1. Сроки Долгосрочные  инвестиционные проекты Краткосрочные инвестиции
2. Доходность Необходимость получения стабильного дохода, который учитывается при определении страховой премии или суммы Доходность  подчинена требованиям ликвидности вложений
3. Ликвидность Сроки инвестирования заранее согласованы со сроками  выплат на основе данных математической статистики смертности (дожития) Является важнейшим  принципом инвестирования, т.к. выплаты (изъятия из страхового фонда) носят  случайный характер
4. Учет  инфляционных процессов Необходимо  учитывать инфляцию, т.к. договоры долгосрочные По большинству  видов страхования инфляцию можно  не учитывать
5. Объем  инвестиций Значительный, устойчивый, часто постепенно увеличивающийся  объем инвестиций за счет капитализации. Объем инвестиций переменный с возможностью крупных  единовременных выплат (изъятий).

Основными целями государственного регулирования инвестирования страховых фондов являются:

  • приведение в соответствие размещения средств принятым страховщиком обязательствам по срокам и объемам;
  • защита национальных интересов например, путем наложения ограничений на отечественных страховщиков по инвестициям за рубеж;
  • обеспечение соблюдения страховщиками принципов возвратности, диверсификации, прибыльности и ликвидности.

Проведенный в  рамках диссертационной работы развернутый  анализ эволюции системы государственного регулирования инвестиционной деятельности страховщиков в нашей стране с  дореволюционной эпохи до современности  и сравнение существующей системы  с западными аналогами позволяют  сделать вывод о том, что в  целом действующие в Российской Федерации нормы формально соответствует  мировым тенденциям в этой области, но их практическое применение нуждается  в значительном совершенствовании.

Основой современной  системы государственного регулирования  инвестиционной деятельности страховых  организаций в России является Закон  РФ “Об организации страхового дела в РФ”. Однако реальное регулирование  государством страховых инвестиций осуществляется через государственные  Правила размещения страховщиками  страховых резервов, которые являются обязательными для выполнения всеми  страховыми организациями РФ. В диссертационной  работе представлен детальный анализ положений данного документа, в  особенности тех направлений  и норм инвестиционных вложений, которые  предусмотрены государством для  страховщиков. Проведенное исследование показало, что выполнение страховщиками  установленных правил фактически лишает их возможности самостоятельно принимать решения о размещении значительной части страховых фондов и реализовывать на практике основные принципы инвестирования.

Основу инвестиционных вложений страховых организаций  по принятым правилам составляют государственные  ценные бумаги (до 30%) и банковские ценные бумаги (до 40%). Только 10% страховых резервов разрешается вкладывать в реальный сектор экономики. Государство, представляя  себя или банки в качестве наиболее надежных и эффективных инвестиционных посредников, на самом деле решает вопрос привлечения “дешевых” денег. Причем государственные заимствования  через ценные бумаги (т.е. долговые обязательства) не только не надежны, о чем свидетельствовал кризис 1998 г., но и не гарантируют поступления этих средств в национальную экономику.

Размещение страховых  резервов в банковские ценные бумаги позволяет в достаточной степени  реализовать принципы гарантированности  и ликвидности только для краткосрочных  страховых рисков, так как банки  практически не занимаются долгосрочным привлечением средств с гарантированной доходностью. Кроме того, данное направление инвестиций не позволяет страховщикам в полной мере реализовать принцип прибыльности вложений. Для экономики страны такие инвестиции также являются неэффективными, так как осуществляются через самых дорогих посредников – банки. Именно по причине дороговизны кредитных ресурсов большинство банков занимаются краткосрочным кредитованием торговых и коммерческих операций, а также бюджетов разных уровней, и не могут удовлетворить потребности производственных предприятий в долгосрочных дешевых инвестициях.

Вложение страховщиками  средств в котируемые ценные бумаги в условиях текущего состояния фондового рынка нашей страны не удовлетворяет ни одному принципу размещения. Ввиду предельной узости фондового рынка как по количеству предлагаемых к продаже бумаг, так и по числу участников этого рынка, возвратность, ликвидность и прибыльность страховых резервов, размещенных на фондовом рынке, на практике зависит от поведения отдельных крупных игроков рынка (в том числе – государства), а не от фактического экономического состояния отдельного эмитента.

В государственных  правилах необоснованно сужен перечень разрешенных объектов инвестирования. Так, с нашей точки зрения, необходимо снять ограничение на размещение средств страховых фондов в отдельные объекты недвижимости.

Допустимые размеры  инвестирования по различным направлениям устанавливаются на федеральном  уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики. Это не дает возможности страховым  компаниям использовать собираемые на определенной территории страховые  средства для экономического развития региона и его хозяйствующих  субъектов, которые и выступают  основными источниками поступления  страховых взносов.

В современных  условиях государственное регулирование  инвестирования страховых фондов требует, на наш взгляд, введения и соблюдения дополнительного принципа размещения страховых резервов. Это принцип контроля за инвестициями (подконтрольности) со стороны страховщиков. Это означает обеспечение реальной возможности для страховых компаний осуществлять контроль за размещенными резервами путем участия в советах директоров предприятий, в которые сделаны инвестиции, регулярного получения информации о принимаемых управленческих решениях, о текущем финансовом состоянии и т.п. В настоящее время у страховщиков нет ни возможностей выбора, ни способов воздействия на эффективность своих инвестиций.

Информация о работе Инвестиционная деятельность страховых компаний: принципы организации, регулирование и оптимизация