Экономическая сущность страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 13:16, контрольная работа

Описание работы

Участники страховых отношений. Страховые отношения имеют глубокие исторические корни. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства и денежных отношений возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Обеспечение сохранности материальных и нематериальных благ за счет средств отдельного взятого владельца имущества является экономически невыгодным.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 92.29 Кб (Скачать)

      В основе страхования лежит  математический закон больших чисел, оно может быть эффективным только тогда, когда распространяется на большое количество объектов, подвергающихся одинаковым рискам, но не одновременно. Финансовые же риски имеют достаточно высокую степень вероятности наступления и требуют соответствующего страхового покрытия ущерба. Понятно, что это под силу только крупным, финансово устойчивым страховым компаниям.  

     Организация страхования  в Российской Федерации

  Рыночная  экономика характеризуется разнообразием  форм предпринимательской деятельности, ориентацией производителей товаров и услуг на удовлетворение запросов и интересов потребителей. Страхование как один из важнейших элементов регулируемой рыночной экономики призвано обеспечивать защиту имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении неблагоприятных событий и явлений.

    Основными принципами организации  страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.

  Формирующийся страховой рынок Российской Федерации  заполняется страховщиками различных  форм собственности и организационно-правового  статуса, определенных законодательством РФ.

  Страховые отношения регулируются Гражданским  кодексом РФ (ч. П., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.

  На  страховом рынке основная часть  страховых компаний — более 58% — относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций —1%.

  После демонополизации страхового дела в  России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.

Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами', богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО «Росгосстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому,  авиационному страхованию,  а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.

  Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции  государственных, частных и акционерных страховых интересов.

  Коммерческий  сектор страхования представлен  страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего,  открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями   и  обществами   с   ограниченной   ответственностью. Около 2300 страховщиков  имеют лицензии  на  проведение  операций   страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей,  поиска дополнительных. Источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.

   Страхование призвано обеспечивать гарантированную  защиту общественных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля. Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников . страховых отношений.

  Федеральный орган исполнительной власти  по  надзору за страховой  деятельностью  — Департамент  страхового  надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков,  их  объединений  и  страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.

  Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии.

        Тарифная  политика    в страховании.

     Определение расходов, необходимых на страхование конкретного объекта, наиболее сложный и ответственный момент в деятельности страховщика.

  Расширение  перечня страховых услуг и  объема страховой ответственности в условиях рынка, вероятностный характер и различное содержание отдельных видов страхования требуют адекватного соизмерения обязательств страховщика, взятых по договорам страхования, достоверного исчисления размера страховых платежей.

  Тарифная  ставка. Именно страховые тарифы предопределяют финансовую устойчивость страховых операций.

    Основой исчисления страховых платежей является тарифная ставка, представляющая собой цену страховой услуги, адекватно выражающую обязательства страховщика по условиям заключенного договора.

  Тарифная  ставка, именуемая также брутто-ставкой, состоит из двух частей: нетто-ставки и нагрузки. Брутто-ставка устанавливается в денежном выражении с единицы страховой суммы (с каждых 100 руб.) либо в процентах от совокупной страховой суммы на определенную дату.

  1. Основная доля в страховом тарифе принадлежит нетто-ставке, предназначенной для формирования страхового фонда и предстоящих страховых выплат клиентам, ее величина отражает обязательства страховщика перед страхователем.

  В основе построения нетто-ставки по любому виду страхования лежит вероятность наступления страхового случая, которая

определяется  на основе статистических данных, накопленных  за ряд лет (тарифный период). Вероятность  ущерба, лежащая в основе нетто-ставки, зависит от вероятности наступления страхового случая. Зная вероятное число страховых случаев за тарифный период, можно определить степень вероятности наступления этих случаев как отношение количества страховых случаев к числу застрахованных объектов.

  В классическом варианте нетто-ставка является вероятностью наступления страхового события. Основой для построения нетто-ставки служит показатель убыточности страховой суммы, который означает соотношение между суммой страхового возмещения, выплаченного за определенный период, и страховой суммой всех застрахованных объектов.

  Методика  расчета нетто-ставок по каждому  виду или однородным объектам страхования сводится к определению среднего показателя убыточности страховой суммы за тарифный период, с поправкой на величину рисковой надбавки (вероятная величина отклонения показателя убыточности от его среднего значения). Для этого строится динамический ряд показателей убыточности страховой суммы и оценивается его устойчивость с помощью используемого в статистике показателя среднего квадратического отклонения.

2.   Следующий   элемент  тарифной   ставки  —   нагрузка   — включает расходы страховщика на ведение дела, связанные с заключением и обслуживанием страховой сделки; отчисления на предупредительные мероприятия, в резервные и запасные фонды; расходы на оплату труда работников страховой компании и страховых посредников. Кроме того, в нагрузку закладывается прибыль от проведения страховых операций. Доля нагрузки в тарифе определяется страховщиком самостоятельно. Как правило, по страхованию жизни закладывается 5—10% нагрузки, а по остальным видам страхования эта величина составляет 30—35%. Рассчитав нетто-ставку и зная долю нагрузки в тарифе, можно определить величину брутто-ставки по следующей формуле:

 
 

     
    где БС — брутто-ставка, %;

    НС— нетто-ставка, %;

    f — удельный вес нагрузки в брутто-ставке.

  Расчет  оптимальной величины брутто-ставки, и особенно нетто-ставки, — достаточно сложная задача, решаемая специалистами по тарифной политике и актуарным расчетам.

  Актуарные расчеты. Проведение актуарных расчетов связано с исследованием и группировкой принимаемых страховщиком рисков, исчислением математической вероятности наступления страхового случая, определением частоты и степени тяжести последствий причиненного ущерба, обоснованием необходимых расходов на ведение страхового дела и прогнозированием тенденций их развития.

    Актуарные расчеты — это система математических закономерностей и статистических приемов, позволяющих установить обоснованные затраты и расходы, связанные со страхованием того или иного объекта, определить себестоимость и цену страховой услуги.

  В настоящее время страховые компании проводят самостоятельную тарифную политику и занимаются актуарной калькуляцией, но чаще всего предпочитают использовать уже разработанные тарифные ставки, действующие на отечественном и зарубежном страховых рынках.

  Зная  структуру страхового тарифа, можно  определить прибыль от страховых операций как разницу между ценой страховых услуг и их себестоимостью, включающей затраты на погашение обязательств перед страхователями и на финансирование деятельности страховщика. Прибыль, заложенная в тарифную ставку, выступает самостоятельным элементом цены на страховую услугу. Страховщик устанавливает в страховом тарифе долю прибыли, выраженную в процентах или в твердой сумме. Но прибыль может и не фиксироваться в тарифе, а формироваться по фактическим результатам работы по отдельным статьям, в основном по расходам на ведение дела.

  Помимо  прибыли от страховых операций страховщик может получать доходы от не страховой, по сути — инвестиционной деятельности, которая предоставляет дополнительные возможности в расширении объемов страховой ответственности, снижении тарифов по отдельным видам страхования, укреплении финансового положения страховой компании. 
 

Финансовые  аспекты   страховой деятельности

    Наиболее универсальной формой привлечения капитала в страховой бизнес является открытое акционерное общество, создаваемое за счет денежных взносов учредителей через механизм акционирования — выпуск и продажу ценных бумаг. Дополнительный приток финансовых ресурсов за счет расширения круга акционеров ведет к увеличению собственного капитала страховщика, что гарантирует ему финансовую независимость, позволяет принимать на свою ответственность достаточно крупные риски и осваивать новые, перспективные виды страхования.

    Финансовая  устойчивость страховой компании определяется размером собственного капитала, состоящего из уставного фонда, резервного фонда, нераспределенной прибыли и создаваемых за счет чистой прибыли фонда накопления и фонда потребления.

  Уставный  фонд как основной источник собственного капитала акционерного страхового общества образуется за счет поступления средств в виде оплаты акций акционерами, уменьшается либо увеличивается по решению общего собрания акционеров, служит формой обеспечения требований кредиторов при ликвидации общества. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых страховых компаний устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида проводимых операций. По Закону РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г. минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформулированного за счет денежных средств, существенно увеличен по сравнению с ранее действовавшими уставными требованиями:

  • при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, уставный фонд должен быть не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • при проведении страхования жизни и иных видов страхования — не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
  • при  проведении  исключительно  перестрахования     не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

     Такой порядок нацелен на создание страховых компаний с достаточным финансовым потенциалом, конкурентоспособных на страховом рынке.

Информация о работе Экономическая сущность страхования