Этапы развития страхования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:50, реферат

Описание работы

Страховое дело – один из важнейших экономических институтов, который существовал в разных экономических формациях, но наиболее полно реализуется в условиях рынка. Так, в странах с развитой рыночной экономикой страхование является одним из стратегических секторов экономики. Оно обеспечивает социально-экономическую стабильность в обществе, так как гарантирует собственникам возмещение ущерба при гибели или повреждении их имущества и потере дохода.

Работа содержит 1 файл

реферат МРиС.docx

— 25.60 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ 

       Страховое дело – один из  важнейших экономических институтов, который существовал в разных  экономических формациях, но наиболее  полно реализуется в условиях  рынка. Так, в странах с развитой  рыночной экономикой страхование  является одним из стратегических  секторов экономики. Оно обеспечивает  социально-экономическую стабильность  в обществе, так как гарантирует  собственникам возмещение ущерба  при гибели или повреждении  их имущества и потере дохода.

       Роль страхования проявляется,  прежде всего, на микроэкономическом  уровне, когда договоры страхования  заключаются юридическими и физическими  лицами с целью защиты своих  имущественных интересов. При  возникновении же крупных природных  или технологических катастроф,  охватывающих огромные территории, нарушающих производство сотен  предприятий, угрожающих жизни  тысяч жителей, возмещение соответствующего  ущерба через систему страхования  имеет макроэкономические последствия. 

     Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     История развития страхования в Республике Беларусь началась сравнительно недавно. До конца XVIII века в России, в том числе и на территории современной Беларуси, не было отечественных страховых организаций. Потребность в страховании частично удовлетворялась за счет услуг иностранных страховых обществ, что ежегодно влекло за собой вывоз до 10 млн. рублей золотом за границу для уплаты страховых премий. Желая остановить этот процесс, царское правительство в 1786 г. издало закон, воспрещающий пользоваться иностранным страхованием.

     Российская  императрица Екатерина II повелевала своим манифестом от 28 июля 1786 г. с  целью активной защиты от частых пожаров обязать государственный заемный банк в обеих столицах и во всех городах страховать каменные дома, а также каменные заводы и фабрики. Этим же манифестом в России устанавливалась государственная монополия на страхование.

     23 декабря 1786 г. при государственном  заемном банке была учреждена  страховая экспедиция. Страховые  премии назначались в размере 1,5 % от принятой суммы. В течение 36 лет она имела исключительную монополию на страхование от огня. В целом активной деятельности в поиске клиентов она не проявила. В год закрытия экспедиции (1822) было застраховано всего 25 зданий.

     Россия XVIII века не представляла обширного  поля деятельности для страховых  операций. Исключение составляли иностранцы, проживающие в России, и жители прибалтийских губерний, которые  ориентировались на страхование  имущества, а затем и жизни  в иностранных обществах.

     Однако  попытка введения государственного страхования не имела успеха, и  вскоре страховые операции были прекращены. Система государственного страхования  уступила место частным предприятиям. 22 июня 1827 г. было образовано Первое Российское страховое от огня общество, устав которого утвержден Николаем I. Обществу была предоставлена привилегия сроком на 20 лет. Проводилось страхование от огня, а с 1828 г. — страхование от несчастных случаев транспорта, ценностей и почтовых грузов.

     В связи с большим объемом операций и значительным ростом страхового капитала в 1894 г. в России был установлен государственный  надзор за деятельностью акционерных  страховых обществ, осуществляемый Министерством внутренних дел. Для  контроля страховых организаций  утвержден Институт правительственных  инспекторов, деятельность которых  оплачивалась самими страховыми организациями  за счет специального сбора. Министерство финансов ввело обязательную публичную  отчетность всех страховых обществ.

     После октябрьской революции 1917 г. страхование  претерпело существенные изменения. Декретом СНК РСФСР от 1 декабря 1918 г. «Об  организации страхового дела в Российской республике» страховые общества были ликвидированы, а их имущество  национализировано. Однако из-за военных  действий, разрухи и обесценивания  денег в период Гражданской войны  в конце 1920 г. государственное имущественное  страхование было отменено и введена  организованная государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий хозяйствам.

     Необходимые условия для восстановления страхования  были созданы лишь после окончания  Гражданской войны. Декретом СНК  РСФСР от 6 октября 1921 г. «О государственном  имущественном страховании» положено начало развитию государственного страхования  в Советской России. В соответствии с декретом было повсеместно организовано добровольное имущественное страхование, частных хозяйств от пожаров, падения  скота, градобития, сельскохозяйственных культур, аварий водного и сухопутного  транспорта.

     В БССР государственное страхование было организовано на основании Декрета СНК БССР от 3 декабря 1921 г. «Об организации государственного имущественного страхования в БССР». В соответствии с указанным Декретом было создано Управление государственного страхования в составе Народного комиссариата финансов БССР. Это учреждение принято считать родоначальником Белгосстраха — государственной страховой организации, с деятельностью которой связана последующая история развития страхового дела в Беларуси.

     Первое  время вводилось государственное  добровольное имущественное страхование, затем государственное обязательное страхование. Личное страхование было введено в 1922 г. Это смешанное  страхование жизни предусматривало выплату страховой суммы в случае смерти застрахованного и дожития им до определенного возраста. В конце 1924 г. вводится страхование от несчастных случаев, а в 1925 г. — добровольное страхование пассажиров (с 1931 г. стало обязательным).

     В середине 20-х гг. в стране получили распространение все основные виды государственного страхования. Все  операции совершались на основе единых правил и тарифов.

     В связи с оккупацией территории республики немецко-фашистскими захватчиками со второй половины 1941 г. страхование  было прекращено. Однако сразу после  освобождения в 1944 г. в соответствии с постановлениями СНК БССР от 10 марта 1944 г. №89 «О порядке проведения государственного страхования в  освобожденных районах БССР»  и 28 августа 1944 г. №522 «О проведении государственного страхования в освобожденных  западных областях БССР» страховые  операции возобновились.

     В послевоенные годы страхование развивалось  по пути последовательного расширения объема страховой ответственности  и совершенствования действовавших  видов страховых услуг. В 50-е гг. организационные основы органов  государственного страхования изменились: страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик. Это повысило их заинтересованность в развитии добровольных видов страхования и привело к значительному росту объемов страховых операций.

     В 1991-1992 гг. в связи с распадом Советского Союза прекратил существование Госстрах СССР и начали формироваться собственные рынки страховых услуг в бывших советских республиках.

     С 1992 г. в республике начался интенсивный  процесс демонополизации, который  положил начало формированию и становлению  национального страхового рынка. В 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О страховании», определивший правовые основы работы страховой отрасли  на начальном этапе становления  страхового рынка.

     С течением времени был накоплен существенный опыт и исследована практика работы сферы страхования, что привело  к пониманию необходимости коренного  изменения основ страхового законодательства.  Для этого в 2000 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь», которым утверждено Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь. Декрет положил начало новому этапу в развитии страхования и определил направления развития страховой отрасли в долгосрочной перспективе с учетом современных требований.

     В целях дальнейшего совершенствования  государственного регулирования страховой  деятельности 25 августа 2006 г. были приняты  Указы Президента РБ №530 и №531, определяющие размер страховых тарифов, страховых  взносов и лимитов ответственности  по отдельным видам обязательного страхования. 
 
 
 

     2 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     Страхование является защитным экономическим механизмом, направленным на поддержание производства и качества жизни людей.

     Современный этап развития страхового рынка Республики Беларусь начался в 2001 году и характеризуется устойчивостью функционирования в результате стабилизации ситуации в экономике страны, а также качественных структурных изменений, обусловленных введением новых видов обязательного страхования.

     Развитию  страхового рынка Республики Беларусь способствовало принятие указов Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530, от 25 августа 2006 г. № 534 ”О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 143, 1/7870) и от 19 мая 2008 г. № 280 ”О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 121, 1/9719), а также постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1750 ”Об утверждении Порядка инвестирования и размещения страховыми организациями средств страховых резервов“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 5, 5/24459).

     На 1 января 2011 г. на страховом рынке  Республики Беларусь осуществляли деятельность 24 страховые организации, в том числе 4 – осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни.

     Контрольные пакеты акций 8 страховых организаций, осуществлявших деятельность в 2010 году, принадлежали государству, 2 страховые организации созданы со 100-процентным иностранным капиталом. Доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых организаций республики на 1 января 2011 г. составила 2,4 процента.

     Развитие  страхового рынка осуществляется в  трех ключевых его сегментах – обязательном страховании, добровольном страховании ином, чем страхование жизни, и добровольном страховании жизни. При этом развитие обязательного страхования зависит главным образом от проводимой государством политики.

     Основная  доля (более 90 процентов) поступлений  страховых взносов и соответственно страховых выплат по обязательному страхованию приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страхование строений, принадлежащих гражданам.

     Оценка  современных тенденций развития страхового рынка Республики Беларусь свидетельствует о росте его роли в системе социально-экономических и финансовых отношений и необходимости дальнейшего повышения уровня обеспечения страховой защитой граждан и предприятий, реализации механизма, гарантирующего стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и техногенных катастроф.

     Несмотря  на определенные положительные результаты, уровень важнейших макроэкономических индикаторов, характеризующих потенциал национального страхового рынка, остается низким.

     Приоритетными направлениями развития страхового рынка являются обеспечение оптимального сочетания обязательной и добровольной форм страхования, введение новых видов обязательного страхования и совершенствование действующих, а также обеспечение финансовых гарантий в сферах общественной жизни, связанных с использованием источников повышенной опасности и возникновением крупных рисков, затрагивающих интересы всего общества в целом.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, развитие страхования в  Республике Беларусь началось еще во времена существования Российской империи, так как территория Беларуси входила в ее состав. Ведущую роль в это время играло страхование  от огня. Далее получили свое развитие страхование имущества, аварий водного и сухопутного транспорта, личное страхование.

Информация о работе Этапы развития страхования в РБ