Медицинское страхование в РФ и проблемы его реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:13, доклад

Описание работы

Медицинское страхование, как способ защиты государством прав пациента на полноценное лечение и охрану собственного здоровья, уходит корнями вглубь веков. Издавна к недобросовестным лекарям и мошенникам от врачевания применялись суровые наказания. Медики, не располагающие требуемой квалификацией и знаниями, не только лишались права заниматься врачебной практикой, но попадали в суровые жернова закона.

Работа содержит 1 файл

Медицинское страхование.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

 

Для реализации государственной политики в области  обязательного медицинского страхования  граждан созданы Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

 

В настоящее  время в Российской Федерации  созданы как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

 

В  2009 году в  Российской Федерации в системе  обязательного медицинского страхования  работало по договорам 8142 медицинских  учреждений, (на 52 медицинских организаций  больше, чем в 2008 году).

 

В медицинские  организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.

 

Численность граждан,  застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.

 

Страховые медицинские  организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах  Российской Федерации и г.Байконур. В Чукотском автономном округе страховые  медицинские организации не работают.

 

Из общей численности  застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК “МАКС-М“ застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО “РОСНО-МС“ – 15,7млн. человек (11,2%), “ОАО СК СОГАЗ - Мед“ – 11,4 млн. человек  (8,2%).

 

В структуре  поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение  дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

 

Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.

 

При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила      1,7%.

 

Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

 

В 2009 году в бюджеты  территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.

 

В 2009 году поступление  налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного   Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год). 
 
 
 

19 ноября 2010 г  Государственная Дума в третьем  чтении приняла проекты Федеральных  законов «Об обязательном медицинском  страховании в Российской Федерации»  и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». 

Законопроект  направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Он предусматривает механизм реализации ранее продекларированного права на выбор страховой компании и медицинского учреждения. В проекте не предусмотрено ограничений для участия в системе ОМС медицинских организаций в зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности. 

Страховой медицинский  полис единого образца будет  действовать на всей территории России, и его не нужно будет менять при смене страховой компании. 

Проект закона закрепляет право застрахованного лица на возмещение от страховой медицинской организации и медицинской организации ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по организации медицинской помощи. При этом функции «адвокатом» человека станет страховая компания, заинтересованная в результате. 

За неоплату или несвоевременную оплату медицинской  помощи Законопроект предусматривает  санкции и к самим страховым  медицинским организациям. 

Страхователями  для работающих граждан являются плательщики страховых взносов на ОМС, для неработающих граждан - органы исполнительной власти регионов. Причем впервые будет законодательно закреплен минимальный размер тарифа за неработающих граждан. 

Предлагается  установление единого страховщика  в системе обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными ФОМС и страховыми медицинскими организациями. 
 

«Благодаря принятию законопроекта «Об обязательном медицинском страховании» будут созданы условия для здоровой конкуренции среди медицинских учреждений и страховых компаний, что, естественно, приведет к росту качества медицинских услуг. Совершенствование системы медицинского страхования станет принципиально важным шагом на пути модернизации сфер, затрагивающих интересы каждого человека - здравоохранения и социального страхования», - сказал статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Юрий Воронин. 
 
 

Законопроект "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" готов ко второму чтению 

15 октября 2010 

Комитет Госдумы  по охране здоровья рассмотрел поправки к законопроекту "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", который будет рассматриваться во вором чтении. Из 586 поправок от депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, правительства и органов законодательной власти субъектов Федерации одобрены 52. 

Согласно проекту  закона застрахованное лицо может выбирать и менять страховую медицинскую организацию. Работодатели и органы государственной власти субъектов Федерации лишены такого права. По мнению авторов проекта, пациент должен иметь возможность выбирать медицинскую организацию и врача, получать медицинскую помощь в любой организации, работающей в системе ОМС. 

В случае одобрения  закона все застрахованные лица будут  иметь страховой полис единого  образца, не требующий замены при  смене страховой медицинской  организации и действующий на всей территории России. Тарифы на оплату медпомощи будут едиными для всех страховых медицинских организаций, оплачивающих медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в одной медицинской организации. 

Также комитет  рассмотрел поправки к законопроекту "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" - из 36 Думе рекомендовано принять 13. Часть одобренных поправок касается централизации финансирования, часть уточняет порядок составления документов, порядок финансирования, контроля использования финансовых средств. Кроме того, одобрена поправка, в соответствии с которой в системе ОМС смогут работать не только медучреждения, расположенные в России, но и российские медицинские организации за рубежом.

Информация о работе Медицинское страхование в РФ и проблемы его реализации