Механизм страхования внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность страхования внешнеэкономической деятельности………4
2. Основные виды и сферы международного страхования……………5
3. Страхование внешнеэкономической деятельности в России………14
4. Из зарубежной практики страхования внешнеторговых рисков…….
Заключение ……………………………………………………………….16
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

к.р страховае право 2.docx

— 46.15 Кб (Скачать)

       Естественно, что коммерческие страховые организации  интересуют наиболее привлекательные  виды рисков в сфере страхования  внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные»  долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления  которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

       Логично, что страхование перечисленных  выше рисков − обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Под  поддержкой внешнеторговой деятельности за рубежом понимается в первую очередь  поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды  и приоритеты российского рынка, вследствие чего первым широкое распространение  получило страхование авансовых  платежей для российских импортеров, предложенное в 2002 г. «Ингосстрах».  

       4.ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ  СТРАХОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ  РИСКОВ

       Система льготного предоставления и страхования  экспортных кредитов США основана на финансировании этих операций в едином государственном органе - Экспортно-импортном банке, который действует в сотрудничестве с частными компаниями. Государство дотирует деятельность банка посредством выделения средств из бюджета на формирование уставного капитала и обеспечивает льготные заимствования у министерства финансов.

       Наиболее  льготной системой страхования международных  операций считается французская  система. В июле 1946 г. была учреждена  Французская компания страхования  внешней торговли КОФАС, являющаяся смешанным обществом с преимущественным участием правительства, которое курирует деятельность компании с экономической и политической сторон.

       В отличие от Франции Германия использует более жесткую для иностранных  импортеров и должников систему  страхования внешних займов. Действующие  от имени правительства частные  компании предлагают клиентам различные  формы обслуживания. Особенность  германской системы страхования  внешнеэкономической деятельности состоит в том, что для получения льготных кредитов у государственного банка не обязательно страховать риски — достаточно лишь уведомить специальную страховую компанию «Гермес» об условиях этой сделки и регулярно сообщать о ходе ее исполнения.

       Страхование кредитов по внешнеторговым операциям  в Великобритании основано на сочетании ответственности государственных и частных компаний. Государство ежегодно фиксирует объем своей ответственности по экспортным кредитам и иностранным инвестициям.

       Система страхования внешнеэкономической  деятельности Японии в настоящее  время находится в стадии реформирования. В январе 2001 г. был учрежден специализированный государственный орган - Японское агентство по страхованию экспорта и инвестиций. Небольшая часть страхования экспорта зарубежных вложений передана Японскому банку международного сотрудничества. Он вправе предоставлять полисы по сделкам, имеющим особую важность для страны. Японская система страхования внешнеэкономической деятельности основывается на множественности видов предоставляемых гарантий.

       Государственная поддержка экспорта характерна не только для стран-лидеров в международной  торговле. Так, например, в Дании характерной особенностью является активная роль государства в содействии экспорту и привлечению иностранных инвестиций, что находит свое отражение в деятельности практически всех министерств, особую роль среди которых занимают МИД Дании и Министерство по делам предпринимательства. Субсидирование экспорта товаров в Дании не практикуется. Единственным средством, применяемым правительством для финансовой поддержки датского экспорта.

         Особый интерес представляет  опыт развивающихся стран. В Бразилии, где ситуация весьма схожая с российской, правительство стимулировало экспортную деятельность в традиционных формах. Так на основе решений, принятых еще в 1996 г., получила активизацию Программа финансирования экспорта. Ее новшеством явилось распространение действия на финансирование экспортной продукции уже на фазе ее производства и до момента поставки. Использование этой программы обеспечило получение Бразилией в 1997 г. значительного объема экспортной выручки.

       Несмотря  на различия в организации и технике  страхования международного кредита (размер и практика начисления премии, срок и объем гарантии и т. д.), общая черта для всех промышленно  развитых стран - усиление связи между  кредитованием и страхованием экспорта. Обычно предоставление кредита экспортеру или импортеру предполагает наличие полиса экспортного страхования. Страхование влияет на условия и сроки кредита, является источником кредитных льгот для экспортера. Кредиты, возврат которых гарантируется страховой компанией, предоставляются на более длительные сроки и более льготных условиях, что дает экспортеру конкурентные преимущества.

       Вместе  с тем государственное финансирование внешней торговли регулируется международным законодательством, которое разрабатывается развитыми странами, входящими в крупнейшие международные организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

       Координация политики государственного финансирования внешней торговли на международном  уровне осуществляется в рамках ВТО, решения которой запрещают государственную  помощь в форме определенных видов  субсидий. Кроме соглашений в рамках ВТО мировое сообщество выработало ряд других также весьма важных документов, регламентирующих государственное финансирования внешней торговли и в то же время соответствующих принципам добросовестности конкуренции и свободной торговли. Данные документы разработаны в рамках ОЭСР.

       В 1978 г. в рамках ОЭСР было разработано  и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits), которое впоследствии корректировалось и дополнялось (последняя редакция была осуществлена в 1998 г.). Основной целью данного соглашения является обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более 2 лет, предполагающего участие государства. Участниками данного соглашения являются большинство стран-членов ОЭСР, а также все члены ЕС.

       Официальная государственная поддержка в  соответствии с данным соглашением подразумевает любую помощь, предоставляемую непосредственно государством или от его имени в области экспортных кредитов: прямое финансирование со стороны государства или государственных организаций; рефинансирование; поддержку процентных ставок; финансовую помощь (кредиты и субсидии), осуществляемую прямым или косвенным образом от имени государства; предоставление гарантий, эмитируемых государством или от имени государства; экспортно-импортное страхование.

       Таким образом, ОЭСР является основным координатором  осуществления государственного финансирования экспорта. Страны, входящие в ОЭСР, разрабатывают свое законодательство на основе документов и принципов, данной международной организации. Несмотря на различного рода ограничения государственного финансирования, его объем имеет прочную тенденцию к росту. Согласно докладу, подготовленному неправительственными организациями 45 стран, объем государственного финансирования (займы, кредиты, страхование) в этих государствах с 1988 по 1996 г. возрос на 400%. При этом 56% государственных долгов развивающихся стран приходится на долю экспортных кредитных агентств. В 2001 г. объем ежегодно выделяемых средств из государственного бюджета на поддержку внешнеэкономической деятельности, в том числе страхование ее рисков, составлял: в Великобритании -$2,2 млрд, или 0,6% расходной части бюджета; Чехии - $0,62 млрд, или 3,3%; Швеции - $1,6 млрд, или 0,025%, Румынии - $0,3 млрд, или 0,42%, Польше - $0,15 млрд, или 3,59%, Японии - $4,19 млрд, или 0,62%, Финляндии - $0,57 млрд, или 0,16%, Республики Кореи -$0,138 млрд, или 0,16%, Китае - $16 млрд, или 7,02%.

       Объектами страхования являются вложения в  акции и паи иностранных компаний на территории других, прежде всего развивающихся, стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кредиты и займы.

       В рамках государственных гарантий и  поручительств политический риск обычно определяется следующим образом:

       • возможность возникновения помехи переводу или конвертации суммы задолженности после ее уплаты должником, хотя бы и в местной валюте, при этом помеха должна иметь общую природу и возникнуть в публичном межгосударственном обмене валюты;

       • возможность косвенного вмешательства  органов государственной власти в дебиторскую задолженность кредитору в виде действительного для всех акта власти, предусматривающего разрешение для должника отсрочить выплату кредитору либо запрещающего должнику производство выплаты кредитору;

       • возможность возникновения угрозы неплатежеспособности должника в результате войны, боевых действий, забастовками, внутренними беспорядками или природными катастрофами.

       При выдаче государственных гарантий по внешнеэкономической деятельности в них обычно включается покрытие и транспортных рисков на случай войны, т.е. покрытие распространяется и на экспортируемые, и на импортируемые товары. Государство обычно принимает на себя покрытие в рамках фиксированного лимита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Страхование внешнеэкономической деятельности можно разделить на две части: транспортное страхование (авиа, железнодорожного транспорта, автоперевозок, морского транспорта) и страхование финансово-кредитной  сферы. Транспортное страхование является имущественным страхованием и подразделяется на страхование транспорта как имущества (совокупности устройств и механизмов) и страхование гражданской ответственности  владельца транспортного средства как источника повышенной опасности. В первой части данной работы рассмотрены  основные условия страхования таких  видов транспорта, задействованного во внешнеэкономических операциях, как авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского. В ходе изложения  особенностей страхования каждого  из вышеназванных видов транспорта приводятся такие категории страхования  как объекты и субъекты страхования, размер страховой суммы, страховые  риски, принципы исчисления страховой  премии, сроки страхования, страховые  возмещения и т.д. Также отдельно рассмотрено страхование грузов (карго-страхование). Далее рассматривается  страхование инвестиций от политических рисков и страхование экспортных кредитов. Здесь указываются цели, условия и порядок осуществления  страхования инвестиций, страхования  экспортных кредитов от политических и экономических рисков, размеры  страховых выплат, страховых премий, субъектов и объектов страховых  отношений.

       Итак, страхование во внешнеэкономической  деятельности связано с обслуживанием  специфических страховых интересов  экспортеров и импортеров товаров  и услуг. Специфика форм страхового обеспечения при проведении внешнеэкономических  операций обусловлена особым характером страховых рисков и объектов страхования, необходимостью учитывать законодательство зарубежных государств и международные  правовые нормы. Страхование внешнеэкономической  деятельности в России осуществляется по большей мере коммерческими страховыми компаниями, в то время как за границей эта обязанность возложена больше на государство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Первоначальный текст документа опубликован в издании Российская газета, №237, 25.12.1993г.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994 г.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ // «Российская газета», N 23, 06.02.1996 г., N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996 г.
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 N 146-ФЗ // «Российская газета», № 233, 28.11.2001 г.
  5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ // «Российская газета», № 289, 22.12.2006 г.
  6. Архипов А.П., Гомеля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс: учебник/под ред. Е.В. Коломина. М.: Финансы и статистика, 2007.
  7. Александров А.А. Страхование. М.: Изд. «Приор», 2003.
  8. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Страхование. С-Пб: Питер, 2001.
  9. Белых В. С., Кривошеев И. В. Страховое право. М.: Издательство НОРМА, 2002.
  10. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.
  11. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. -2-е изд. -М.: Дело, 2000.
  12. Ефимов С. В. Энциклопедический словарь: Экономика и страхование.  М., 2000.
  13. Мурина Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие / Мурина Н.Н., Роговская А.А. -Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2005.
  14. Скамай Л. Г. Страхование: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001.
  15. Основы страхования: Учебное пособие / С.К. Казанцев. -Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ.
  16. Шахов А.К. Страхование: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2000.
  17. Информационный портал «Страхование сегодня»: http://www.insur-info.ru

Информация о работе Механизм страхования внешнеэкономической деятельности