Мировая практика страхования ответственности предприятий и организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсовой работы, целью которой является сравнительный анализ рынка страхования ответственности в России и за рубежом. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
проведен анализ рынка страхования ответственности;
изучен мировой опыт в области страхования ответственности;
рассмотрены проблемы и перспективы развития российского рынка страхования ответственности.

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.docx

— 135.89 Кб (Скачать)

Введение

 

Вопросы разработки надежных правовых механизмов, создающих условия для  развития предпринимательской деятельности, являются в настоящее время наиболее приоритетными в экономической  политике государства. Значительное место  в решении поставленных задач  отводится страхованию. В этой связи  важно проводить работу в данном направлении таким образом, чтобы  после появления нормативных  актов, создающих новый "правовой фон" в атмосфере бизнеса, предпринимателям не пришлось столкнуться с застарелыми  проблемами, которые создают препятствия  для применения новых законов.

Речь в данном случае идет о противоречивых критериях, разграничивающих обязательное и добровольное страхование, неясностях, связанных со страхованием ответственности, вытекающей из договора, учетом вины страхователя в наступлении страхового случая и т.д. Необходимость устранения имеющихся в данном вопросе двусмысленностей существует давно, экспертами ведутся  активные дискуссии, существует множество  публикаций по данной теме, но при этом проблемы никуда не деваются, поскольку  законодательство в этой части остается прежним.

При этом необходимо отметить, что  принципы страхования ответственности  уже достаточно разработаны в  зарубежной практике, в связи с  чем перенятие зарубежного опыта в данной сфере представляется необходимым.

Перечисленными выше факторами  обусловлена актуальность темы курсовой работы, целью которой является сравнительный  анализ рынка страхования ответственности  в России и за рубежом. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. проведен анализ рынка страхования ответственности;
  2. изучен мировой опыт в области страхования ответственности;
  3. рассмотрены проблемы и перспективы развития российского рынка страхования ответственности.

Таким образом, объектом данного исследования является рынок страхования ответственности, а предметом – проблемы и перспективы  рынка страхования ответственности.

В соответствии с поставленной целью  и задачами структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы страхования ответственности

 

1.1 Страхование  ответственности: сущность, содержание  и значение

 

Впервые страхование ответственности  появилось во Франции в 1825 г., когда  был принят закон о гражданской  ответственности части предпринимателей за несчастные случаи на производстве. Подобные законы были изданы впоследствии в Германии в 1871 г., в Англии - в 1880 г.1 Развитие страхования гражданской ответственности проходило достаточно быстро: в начале XX в. в Германии существовало до 40 различных видов страхования ответственности; этот вид страхования развивался во Франции, Бельгии, Англии, США и других странах. Однако наиболее интенсивное развитие началось, когда законодательством большинства стран принцип имущественной ответственности причинителя вреда стал все шире распространяться на случаи безвиновного причинения вреда. Это связано в основном с использованием сложных машин, механизмов, технологических процессов, которые могут причинить ущерб и при отсутствии вины их владельца. Таким образом, западное законодательство приняло принцип ответственности предпринимателя (предприятия) за случаи смерти работника или причинения увечья на производстве без учета вины предпринимателя2. Интенсивное развитие всех видов транспорта также способствовало расширению сферы применения института безвиновной ответственности. Возникло понятие источника повышенной опасности, владелец которого несет ответственность и без вины, а освобождается от ответственности лишь в случаях, когда он докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего. Законодательство ряда стран предусмотрело обязательное страхование ответственности владельцев некоторых источников повышенной опасности, наиболее опасных из-за широкой распространенности либо масштабности возможного ущерба. В 1929 г. оно было введено в Австрии, в 1930 г. - в Англии, в 1932 г. - в Швейцарии, в 1935 г. - в Чехословакии, в 1939 г. - в Германии и т.д. Кроме автомобильного страхования обязательное страхование гражданской ответственности возникало в других областях. Например, в области воздушных перевозок (Англия, Германия), охоты (обязательное коллективное страхование охотников от гражданской ответственности, введенное в фашистской Германии 1 апреля 1937 г.) и т.д. Изданный в Испании в 1933 г. Закон "О трудовых случаях в промышленности" обязывал владельцев промышленных предприятий к страхованию от ответственности за смерть или инвалидность рабочих от "трудового случая3".

В России в 1912 г. было осуществлено введение системы страхования ответственности  предпринимателей. Начиная с 1913 г. в  России стало формироваться гражданское  законодательство о страховании  автогражданской ответственности. Так, 11 мая 1913 г. Министерством внутренних дел для страхового общества "Россия" были утверждены Общие условия страхования  убытков владельцев моторных экипажей (и автомобилей), которые определенное время играли роль базового нормативного документа в этой сфере деятельности4. Общие условия понимались как заключение договоров страхования владельцев моторных экипажей (автотранспорта), по которому страховое общество ("Россия") обязывалось возместить страхователю убытки, возникавшие для него вследствие несчастных случаев, произошедших при движении или стоянках, включенных в страхование моторных экипажей. 30 ноября 1913 г. страховому обществу "Саламандра" было разрешено производить операции по страхованию убытков владельцев моторных экипажей на основании общих условий, утвержденных для страхового общества "Россия".

Постановлением СТО СССР от 10 февраля 1926 г. было разрешено страхование  гражданской ответственности, которое  стало применяться Госстрахом, созданным  в 1921 г., в форме особого вида страхования  моторных лодок. Сущность страхования  гражданской ответственности заключалась  в принятии на себя страховщиком обязанности  возместить страхователю то, что последний  сам должен был уплатить третьему лицу, на основании своей перед  ним ответственности за событие, наступившее во время страхования. После Великой Отечественной  войны в СССР Ингосстрахом (с 1947 г. из Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР) проводилось страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в добровольном порядке в отношении иностранных граждан (в том числе туристов), находящихся на территории СССР, а также советских граждан, выезжавших на автомашинах личного пользования за границу. При осуществлении внешнеторговых связей с зарубежными странами на время рейсов грузового транспорта системы Совтрансавто гражданская ответственность их владельцев страховалась в Ингосстрахе в обязательном порядке на условиях "синей" или "зеленой карты". Сегодня это страхование сохранилось лишь в отношении "зеленой карты".

В 30-е годы в СССР проводилось  гарантийное страхование, на первый взгляд несколько схожее со страхованием ответственности. Гарантийное страхование  обязывало Госстрах возместить страхователю убытки в застрахованном имуществе, причиненные преступными или  небрежными действиями и упущениями рабочих и служащих страхователя, непосредственно связанными с приемом, передачей, хранением, охраной и  транспортированием вверенного им застрахованного  имущества. Предметом данного страхования  являлось имущество, вверяемое служащему, а не его ответственность, причем это имущество всегда было известным  образом индивидуализировано (составление  описи и прочее). Вследствие этого  гарантийное страхование (скорее) относилось к страхованию имущества. Служащий не оказывался субъектом каких-либо прав и обязанностей по договору гарантийного страхования. Именно в этом и состояло главное отличие страхования гражданской ответственности от гарантийного страхования, поскольку при страховании ответственности страхование не приурочивается к какому-то определенному имуществу и предметом страхования является имущественный интерес страхователя, заключающийся в том, чтобы его имущество не понесло ущерба в случае ответственности перед третьими лицами.

Необходимо отметить, что в самом  начале становления страхования  ответственности законодательство практически всех стран, в том  числе и СССР, данный вид страхования  считался видом имущественного страхования. Например, В. Райхер, крупнейший специалист по истории развития страхования относил страхование гражданской ответственности к области имущественного страхования5. До 90-х годов XX в. отсутствие в российском праве законодательных актов, предписывающих виновному лицу возместить в полном объеме вред, причиненный имуществу, жизни или здоровью третьих лиц, а также невысокий уровень страховой культуры привели к почти полному отсутствию традиционных для других стран видов страхования гражданской ответственности.

Для современного российского страхового рынка обязательное страхование  гражданской ответственности - сравнительно новый и малоизученный вид  страхования. В России пока получило достаточно полное обоснование обязательное страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств и  частично освещаются его другие виды. В большинстве нормативно-правовых актов РФ лишь упоминается обязанность  заключать договоры страхования  ответственности. Например, Кодекс торгового мореплавания РФ6 - ст. 323 "страхование ответственности за ущерб от загрязнения собственником судна, перевозящего наливом в качестве груза более чем 2000 тонн нефти", Воздушный кодекс РФ7 - ст. 131 "страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна" и т.д.

Одним из сравнительно новых видов  страхования ответственности является экологическое. В настоящий момент основными законодательными актами, содержащими нормы страхования  в сфере природопользования, являются: Гражданский кодекс РФ8, Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации9", Федеральный закон "Об охране окружающей среды10", Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов11", Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений12", Федеральный закон "Об использовании атомной энергии13". Однако ни один из этих актов не определяет условия и порядок проведения такого страхования, не указывает перечень страховых рисков. На различных условиях функционирует обязательное страхование профессиональной ответственности - ответственности нотариусов, адвокатов, аудиторов и т.д. Однако механизм, включающий условия и порядок проведения такого страхования, пока законодательством не определен. В сложившейся в настоящий момент правовой ситуации можно считать, что страхователи обязаны иметь договор страхования своей ответственности для того, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, а страховые организации не имеют юридической базы для того, чтобы относить данное страхование к обязательному. Другими словами, получается, что страхование профессиональной ответственности является обязательным для самих страхователей, но не является таким для страховщиков.

Таким образом, существующее количество правовых актов в РФ, служащих напоминанием о необходимости страхования  риска ответственности, отнюдь не решает проблемы, а, скорее, создает новые. Явно ощущается отсутствие единого  основополагающего закона для каждого  конкретного вида страхования гражданской  ответственности, призванного определить понятия цели, задачи, принципы, а  также установить финансовые и инвестиционные механизмы страхования в каждом конкретном случае. Принятие основополагающих законодательных актов, которые  будут регламентировать основные действия и процессы, связанные со страхованием гражданской ответственности, поможет  создать прозрачный для всех механизм, одинаково работающий на всей территории России. И в этой ситуации следует  иметь в виду дореволюционный  законодательный опыт и опыт западных стран14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды страхования ответственности  предприятий и организаций и  их содержание  

 

1.2.1 Страхование ответственности за вред, причиненный третьим лицам15

Страхование ответственности за вред, причиненный третьим лицам, позволяет  защитить имущественные интересы физических и юридических лиц, а также  субъектов предпринимательской  деятельности в связи с возмещением  ущерба, нанесенного здоровью, жизни  или имуществу третьих лиц. Страховым  случаем в данном виде страхования  является предъявление страхователю претензии, в результате чего возникает ответственность  по возмещению нанесенного ущерба. Причинение вреда здоровью или имуществу  должно быть доказано, установлено  как факт и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением.

Лимит ответственности за причинение вреда устанавливается договором, его размер определяется соглашением  сторон, с учетом таких параметров как степень риска и особенности  страхователя. Кроме того, договором  могут устанавливаться различные  лимиты ответственности на причинение вреда имуществу, а также жизни  и здоровью человека.

Страховые тарифы зависят от таких  факторов как вид деятельности и  данные страхователя, размеры страховых  сумм, лимитов ответственности и  франшизы, а также мероприятий, реализованных  на объектах страхования для повышения  уровня безопасности.

 

1.2.2 Страхование профессиональной ответственности16

Даже самый высококвалифицированный  специалист может допустить в  своей работе профессиональную ошибку, отвечать за которую перед третьими лицами, здоровью, жизни или имуществу  которых нанесен ущерб, придется той организации, где этот человек работает. В связи с большим количеством платных услуг и возросшим уровнем грамотности населения в правовых вопросах в последнее время наблюдается увеличение количества жалоб и претензий со стороны тех клиентов, которые пострадали в результате некачественно выполненных работ и оказанных услуг.

Поэтому все большую популярность сегодня приобретает страхование  профессиональной ответственности  адвокатов и аудиторов, строителей и бухгалтеров, врачей и других категорий  медицинских работников. Это помогает руководству компаний и субъектам  предпринимательской деятельности избежать значительных финансовых убытков  в случае необходимости компенсации  пострадавшим причиненного вреда, а  также незапланированных расходов и потерь времени на участие в  судебных разбирательствах. Кроме того, подобные процессы, без сомнения, негативно  отразятся на имидже организации, что, в свою очередь, приведет к оттоку клиентов и заказчиков и уменьшению прибыли.

Страхование профессиональной ответственности – прекрасный выход для руководства компаний из описанных выше ситуаций, потому что все риски, связанные с потерями в случае нанесения ущерба третьим лицам в той или иной форме берет на себя страховая компания. Некоторые руководители не спешат оформлять полисы по страхованию профессиональной ответственности, ошибочно полагая, что подобный шаг можно трактовать как безответственность компании по отношению к выполнению своих прямых профессиональных обязанностей. Однако они заблуждаются, ведь заключение такого договора свидетельствует лишь о добросовестности руководства предприятия по отношению к своим заказчикам и партнерам по бизнесу, стремлении учесть их интересы.

Объектами страхования являются:

  • ответственность по обязательствам, которые возникли в результате причинения страхователем ущерба здоровью, жизни или имуществу третьих лиц во время осуществления им профессиональной деятельности;
  • судебные издержки при ведении дел, касающихся споров с потерпевшей стороной в связи с причинением ей вреда в какой-либо форме.

 

В качестве третьих лиц могут  выступать как сами клиенты, являвшиеся заказчиками работ и услуг, так  и их родственники, в случае если клиенту нанесен физический ущерб, а также иные потребители услуг, не являвшиеся непосредственными заказчиками.

 

1.2.3 Страхование ответственности директоров и руководителей (органов управления - D&O)17

Страхование D&O (Direct and Officers Liability Insuarance) чрезвычайно популярно на Западе и в США, а с недавних пор – и в России. Впервые такой вид страхования как страхование ответственности руководителей появился в 30-х годах XX века. Одной из главных причин широкого его распространения стало осознание руководством компаний огромной личной ответственности по исполнению взятых на себя обязательств.

Суть данного вида страхования  – в защите финансовых интересов  как владельцев предприятий, которые  доверили свои активы управленческому  аппарату, так и партнеров, клиентов и других контрагентов компании–страхователя. Страхование руководителей – достаточно специфический вид страхования, поэтому тарифы по договору определяются спецификой коммерческой деятельности и значительностью принимаемых должностным лицом управленческих решений. Нужно понимать, что стоимость подобного страхования определяется лишь масштабом бизнеса, поэтому для очень крупных компаний страховые суммы могу достигать нескольких миллионов долларов.

Информация о работе Мировая практика страхования ответственности предприятий и организаций