Необходимость замены ЕСН страховыми взносами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Социальное страхование является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, воздействия государства на процесс воспроизводства и накопления капитала. Но это не означает, что оно было специально создано для этой цели. Его возникновение было обусловлено сложной совокупностью факторов, но, раз возникнув, социальное страхование приобретает затем, на определенном этапе своего развития, качественно новую функцию, становясь одним из главных каналов вмешательства государства в экономику и эффективным инструментом государственного воздействия на процесс расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение ………………………………………………..……………..…………2

Глава 1 Сущность и назначение ЕСН
1.1 История возникновения единого социального налога............................4
1.2 Характеристика основных элементов ЕСН……………………….….…….7
1.3 Правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН………………11

Глава 2 Необходимость замены ЕСН страховыми взносами
2.1 ЕСН и страховые взносы: сходства и различия………………………..…16
2.2 Мнения ученых о замене ЕСН страховыми взносами……………..……27

Заключение………………………………………...…………………….……….32

Список используемых источников и литературы………………

Работа содержит 1 файл

исправленная КУРСОВАЯ ЕСН.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

 

1.2             Характеристика основных элементов ЕСН

 

В составе единого социального налога консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (см. приложение, табл.3). При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Связь между этими двумя платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

 

Налогоплательщиками[3] признаются лица, производящие выплаты физическим лицам:

                  организации и индивидуальные предприниматели;

                  физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Для каждой из двух групп плательщиков единого социального налога предусмотрен отдельный объект налогообложения. [4]

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объект налогообложения состоит из следующих видов выплат:

1)  по трудовым договорам;

2)по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

3) по авторским договорам.

Для физических лиц, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, объектом налогообложения признаются следующие выплаты:

1) по трудовым договорам;

2) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Статьей 238 Налогового кодекса РФ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению единым социальным налогом. Данный перечень применяется при исчислении налога в части сумм, зачисляемых во все государственные социальные внебюджетные фонды.

Единственное исключение касается Фонда социального страхования, для которого помимо общего перечня выплат, не подлежащих налогообложению, предусмотрено дополнительное правило, согласно которому не облагаются ЕСН в части взносов в ФСС суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.

В полном объеме не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, следующие выплаты:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) и др.

Выделяется два вида налоговых баз по ЕСН:

• налоговая база налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;

• налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей и адвокатов.

Налоговые базы, предусмотренные для двух видов групп налогоплательщиков, определяются независимо друг от друга.

Налоговую базу организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, формируют следующие показатели:

 

                  вознаграждения и выплаты, начисляемые в соответствии с трудовыми договорами;

                  вознаграждения и выплаты по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям);

                  вознаграждения по авторским договорам;

                  суммы полной или частичной оплаты товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи.

Налоговая база физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты иным физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, за налоговый период в пользу физических лиц.

Никакие иные выплаты у данной категории налогоплательщиков в налоговую базу не включаются.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусматриваются следующие налоговые льготы:

1) организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или Ш группы;

2) следующие категории налогоплательщиков — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение на- логового периода на каждого отдельного работника:

• общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их региональные и местные отделения;

• организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

• учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками, имущества которых являются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов).

Указанные льготы не распространяются на следующих налогоплательщиков:

• организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров;

• организации, занимающиеся производством и (или) реализацией минерального сырья и других полезных ископаемых;

• организациям, занимающимся производством и (или) реализацией товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

3) индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или Ш группы, освобождаются от уплаты налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и, иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.[5]

Отчетность по ЕСН должна быть представлена работодателем в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (соответственно до 20 апреля, 20 июля, 20 октября).

 

1.3             Правовые аспекты механизма исчисления и уплаты ЕСН

 

Введение единого социального налога обусловило необходимость появления новых кодов бюджетной классификации - по недоимке, пени и штрафам по страховым взносам, уплачиваемым ранее в государственные внебюджетные фонды. С учетом "расщепления" в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 году дол и единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и долю единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, количество платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды и федеральный бюджет, потенциально оформляемых плательщиками, увеличилось с 5 документов в 2000 году до 11 документов в 2002 - 2004 годах и до 12 - в 2005 году.

Если в 2000 году плательщик страховых взносов в государственные внебюджетные фонды оформлял отдельными платежными поручениями их уплату в каждый из пяти фондов (ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), то в 2005 году он должен оформлять отдельными платежными документами следующие платежи:

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФСС;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФОМС;

- единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- пени и штрафы за несвоевременную уплату единого социального налога в части, зачисляемой ранее в бюджет ПФР, образовавшиеся на 1 января 2002 года;

- недоимку, пени и штрафы по взносам в ПФР;

- недоимку, пени и штрафы по взносам в ФСС;

- недоимку, пени и штрафы по взносам в ФОМС;

- недоимку, пени и штрафы по взносам в ТФОМС;

- недоимку, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами.

Каждому из вышеперечисленных платежей присвоен код бюджетной классификации доходов.

Таким образом, введение единого социального налога не только не сократило количество платежных документов для налогоплательщика, но потенциально увеличило их более чем в 2 раза.

В соответствии с изменениями, внесенными в налоговое законодательство и законодательство о пенсионном страховании Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ[6], была снижена ставка единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Ее размер с 2005 года составляет 20%. В то же время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для этой же категории страхователей составляет 14%, что делает принципиально невозможным реализацию приведенного выше положения п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ, и его сохранение в Налоговом кодексе приводит к недопониманию у налогоплательщиков механизма применения налогового вычета.

Таким образом, единый социальный налог является одним из важнейших источников формирования доходной базы бюджетов государственных внебюджетных фондов. Снижение эффективной ставки единого социального налога актуализирует проблему финансовой устойчивости этих фондов и поиска дополнительных источников финансирования их расходов.

Цели, декларируемые при введении единого социального налога, не были достигнуты в полном объеме. Введение единого социального налога предполагало упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей путем сокращения оформляемых плательщиками платежных документов и уменьшения числа органов, осуществляющих контроль за их уплатой. Однако замена страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды, единым социальным налогом практически ничего не изменила для их плательщиков с точки зрения упрощения процедур исчисления и уплаты обязательных платежей. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а потенциально даже увеличилось; органы управления государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) продолжают участвовать в администрировании обязательных платежей, зачисляемых в их бюджеты, а также получать отчетность от плательщиков единого социального налога. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога возложен на налоговые органы, осуществляющие также контроль за уплатой (а с 2005 года и правильностью исчисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом взыскание недоимки и пеней по ним осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Возложение на налоговые органы функций контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, не являющихся налоговыми платежами, представляется небесспорным.

 

 

 


Глава 2 Необходимость замены ЕСН страховыми взносами

 

2.1 ЕСН и страховые взносы: сходства и различия

 

Плательщиками являются:

                  ЕСН

Пункт 1 статьи 235 НК РФ содержит 2 категории плательщиков:

1)                 лица, производящие выплаты физическим лицам (к которым отнесены три типа плательщиков: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями)

2)                 индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

                  Страховые взносы

Ст.5 Закона «копируя» НК РФ, допускает, что:

- для лиц,  не производящих выплаты физическим лицам, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования может быть установлено иное;

- федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Информация о работе Необходимость замены ЕСН страховыми взносами