Обязательное страхование отдельных категорий госслужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Современная система обязательного государственного личного страхования отдельных категорий государственных служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский период широкое распространение получила система компенсационных выплат и единовременных пособий, существенно обременяющая государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

Страхование КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 27.33 Кб (Скачать)

1. Теоретические  и правовые основы.

Современная система обязательного  государственного личного страхования  отдельных категорий государственных  служащих сложилась относительно недавно. Еще не так давно в законодательстве Российской Федерации отсутствовали  общие нормы, регламентирующие проведение этого вида страхования. В советский  период широкое распространение  получила система компенсационных  выплат и единовременных пособий, существенно  обременяющая государственный бюджет.

В современной России страхование  как эффективный механизм защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства становится все более необходимым элементом  социально-экономической системы  общества.

Обязательное государственное  личное страхование является особой формой страхования. Оно проводится с целью обеспечения социальных интересов граждан и государства  и представляет собой отношения  по защите имущественных интересов, связанных с жизнью и здоровьем  застрахованных лиц. Речь идет о ситуациях, когда компенсация понесенного  ущерба представляет общественный интерес, а в отдельных случаях и  государственную необходимость.

Эта форма страхования  устанавливается законом и осуществляется за счет средств, выделяемых на эти  цели из соответствующего бюджета министерствам  и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

По своей юридической  природе обязательное государственное  страхование жизни и здоровья отдельных категорий граждан  представляет собой гражданско-правовое обязательство. Оно осуществляется непосредственно на основании законов  и иных правовых актов о таком  страховании государственными страховыми организациями либо на основании  договоров страхования, заключаемых  в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями. Тем самым обеспечивается правовое равенство субъектов страховых правоотношений - страховщиков, которыми, в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" признаются "юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензии на осуществление страховой деятельности".

Размеры страхового тарифа по данному виду страхования устанавливаются  страховщиками по согласованию со страхователями и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой и бюджетной  политики.

Законодательной основой  обязательности в страховании являются часть вторая Гражданского кодекса  Российской Федерации (статьи 927, 935-937 и 969) и Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.97г. № 157-ФЗ "Об организации  страхового дела в Российской Федерации". Кроме этих основополагающих законодательных  актов, особенности проведения обязательного  государственного личного страхования  различных категорий граждан  регулируются и другими законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации  страхового дела в Российской Федерации" появление каких-либо норм об обязательном страховании связано с вступлением  в силу конкретного закона, реализующего право определенных лиц на страховую  защиту либо устанавливающего условия  проведения обязательного страхования  и обязанность страхователя заключать  договор страхования.

2. История развития.

История зарождения и развития системы обязательного государственного личного страхования в современной  России является весьма интересной и  поучительной.

30 декабря 1990 года постановлением  Совета Министров СССР №1393 было  введено обязательное государственное  страхование военнослужащих и  приравненных к ним лиц. Первоначально оно осуществлялось через Госстрах СССР (с 10.02.92 г. ОАО "Росгосстрах"), единственной в тот период страховой организацией, проводившей обязательное государственное личное страхование.

По замыслу, введение новых  условий проведения обязательного  личного страхования должно было решить не только собственно задачу страховой  защиты застрахованных лиц, но и исключить  случаи нерационального расходования бюджетных средств.

Практика проведения обязательного  государственного личного страхования  через ОАО "Росгосстрах" вскрыла  несовершенство предложенной в постановлении  схемы.

Страховщик выполнял свои обязательства со значительными  издержками. Росгосстрах вопросы  правового регулирования страховых  отношений перекладывал на воинские части и военные комиссариаты и на практике выполнял лишь кассовые функции. По страховым случаям, связанным  с гибелью (смертью) военнослужащих, выплаты могли быть получены членами  семьи погибшего (умершего) военнослужащего  только по истечении 6 месяцев. Тем самым  искажалась экономическая сущность страхования и нарушался принцип социальной справедливости.

Существующая система  порождала большой поток обоснованных жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей не находивших должного решения.

Негативные моменты особенно обострились в момент распада  СССР, когда ОАО "Росгосстрах" не могло производить страхование  военнослужащих оказавшихся за пределами  Российской Федерации. Его структуры  в бывших союзных республиках  перешли в подчинение к новым  государственным образованиям, а  силовым министерствам не был  предложен иной порядок страховой  защиты военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Из-за чрезмерного бюрократизма и несовершенства технологии обработки  страховых дел постоянно возрастали внутренние расходы ОАО "Росгосстрах", которое неоднократно ставило вопрос об увеличении компенсационных отчислений на покрытие своих расходов по ведению  этого вида страхования с 6 до 15 процентов.

Начавшийся рост инфляции в стране, длительные сроки рассмотрения страховых дел, свели к минимуму реальную стоимость фиксированных  сумм страховых выплат по страховым  случаям.

В этих условиях Министерство обороны вынуждено было проводить  страхование военнослужащих, выполнявших  задачи в "горячих точках", по отдельным  разовым договорам через ОАО "Военно-страховая  компания", которая была специально создана, с учетом новых политических и социально-экономических реалий.

Военно-страховая компания предложила более эффективную систему  централизованного сбора, обработки  страховых документов и производства выплат по страховым случаям с  использованием электронной системы  платежей Сбербанка России по месту  службы, жительства застрахованных и  их родственников.

Новая система позволила  в короткие сроки (3-5 дней) доводить страховое обеспечение практически  до каждого застрахованного. Преимущества системы были очевидны. Она позволила  не только оперативно рассматривать  и рассчитывать страховые дела, но и обеспечивать непрерывность проведения страховых выплат.

Повысилась роль и значение министерств-страхователей, которые  через своих представителей в  Комитетах страхователей стали  более активно и заинтересованно  сотрудничать со страховщиками, обеспечивая  дополнительный контроль, за использованием государственных денежных средств.

Во исполнение Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г.  
"О статусе военнослужащих" порядок проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих до принятия соответствующих законодательных актов был определен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля  
1993 г. № 295, введенным в действие с 1 марта 1993 года.

Постановлением было определено, что обязательное государственное  личное страхование указанных в  нем лиц осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из бюджета  Российской Федерации соответствующим  министерствам и ведомствам, в  которых законом предусмотрена  военная служба. Нормативно был закреплен  размер страховых сумм, подлежащих выплате, названы органы государственной  власти, которым рекомендовалось  заключать договора страхования  через Военно-страховую компанию, Российскую государственную компанию и другие страховые компании.

Правовое регулирование  обязательного государственного личного  страхования получило дальнейшее развитие в Указе Президента Российской Федерации  от 6 апреля 1994 года №667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования". Указ позволил преодолеть пробелы в  страховом законодательстве, в части  проведения обязательного государственного личного страхования сотрудников  Государственной налоговой службы Российской Федерации. Указом было установлено, что "размер расходов страховщика  на проведение страховых операций по данному виду обязательного государственного страхования не может превышать 6 процентов сумм, фактически выплаченных  в связи с наступлением страховых  случаев, предусмотренных договором  страхования". Этот процент основывается на реальном экономическом обосновании  государственных финансово-экономических  органов и позволяет компенсировать постоянно возрастающие расходы  страховых организаций на проведение обязательного государственного страхования.

3. Состояние

В настоящее время действующим  законодательством предусмотрено  обязательное государственное личное страхование за счет средств соответствующего бюджета более 20 категорий российских граждан, чья жизнь и здоровье подвергаются возможному риску.

Так, на основании действующих  в настоящее время нормативно-правовых актов обязательному государственному страхованию за счет средств соответствующего бюджета подлежит жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов, сотрудников кадрового состава  органов внешней разведки, военнослужащих и граждан призванных на военные сборы, сотрудников Федеральной службы охраны, сотрудников Государственной налоговой службы, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, а также учреждений исполняющих наказания и следственных изоляторов.

Обязательному государственному личному страхованию подлежат лица рядового и начальствующего состава  органов внутренних дел, сотрудники органов налоговой полиции, государственные  инспекторы по охране территорий государственных  природных заповедников и национальных парков, врачи-психиатры, медицинские, фармацевтические и иные работники  системы здравоохранения, работа которых  связана с угрозой их жизни  и здоровью.

Обязательное государственное  личное страхование предусмотрено  также для судей, народных и присяжных  заседателей, судебных исполнителей и  приставов, прокуроров и следователей, государственных и муниципальных  служащих, членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы.

В качестве меры социальной защиты нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлено  обязательное государственное страхование  граждан проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном  образовании на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и объектах.

Наряду с обязательным государственным страхованием, осуществляемым за счет средств соответствующего бюджета, Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 935, 936) предусмотрено обязательное страхование за счет страхователей, т.е. лиц, на которых законом возложена  обязанность страхования.

К сожалению, в отдельных  законодательных актах, обязательное государственное личное страхование  тех или иных лиц только декларируется. В них нормативно не установлены  существенные условия договоров  страхования, перечень рисков, от которых  эти лица должны быть застрахованы, а также страховые суммы, порядок  и условия проведения данного  вида страхования. А это, в свою очередь, не позволяет в полной мере реализовывать  провозглашенное законодателем  право на страховую защиту тех, кто  особенно в ней нуждается.

Поскольку конкретные механизмы  организации отдельных видов  личного страхования законом  не определены, необходима разработка их уполномоченными на то органами, отвечающими за организацию и  обеспечение этих видов обязательного  страхования.

Представляется, что в  общем виде процедура обязательного  государственного личного страхования  должна отвечать следующим требованиям:

    • обеспечение безусловной надежности с точки зрения полноты и своевременности страховых выплат;
    • максимальная экономия бюджетных средств;
    • открытость системы, позволяющая постепенно охватить единым механизмом страхования все категории работников;
    • гибкость, позволяющая работникам пользоваться помимо обязательного страхования и другими видами страховых услуг.

Обеспечить выполнение данных требований может создание специализированных страховых компаний, контролируемых соответствующими органами федерального и регионального уровня.

Информация о работе Обязательное страхование отдельных категорий госслужащих