Организация страхового дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

Рыночная экономика основывается на свободе выбора граждан. В принципе каждый может решить сам, как ему поступить. Человек может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую — на накопление. Кроме того, человеку предоставляется свобода заключения соглашений с другими людьми. Все это учитывает страховой рынок, предлагая широкий набор страховых услуг.

Содержание

Введение. 3
1.Общая характеристика страхового рынка 4
2.Страховые компании как часть экономической системы 10
Заключение. 19
Список литературы. 21

Работа содержит 1 файл

страхование.docx

— 35.20 Кб (Скачать)

    Содержание. 

Введение. 3 
1.Общая характеристика страхового рынка                                                 4 
2.Страховые компании как часть экономической системы                             10 
Заключение. 19 
Список литературы.                                                                                               21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Рыночная  экономика основывается на свободе  выбора граждан. В принципе каждый может  решить сам, как ему поступить. Человек  может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую — на накопление. Кроме  того, человеку предоставляется свобода  заключения соглашений с другими  людьми. Все это учитывает страховой  рынок, предлагая широкий набор  страховых услуг

    Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует  появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия  для конкуренции между страховщиками. Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования  экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов  на страховом рынке. Эти успехи в  значительной степени зависят от страховщика, который побуждает  сотрудников страхового общества к  постоянному поиску новых потенциальных  клиентов, совершенствованию форм и  методов страхового обслуживания. Важно, особенно на этапе создания страхового общества, чтобы страховщик лично  руководил всей его внутренней и  внешней деятельностью, закладывая тем самым основы страховой культуры.

    Новые информационные технологии, облегчающие  доступ к информации, способствовали внедрению в страховое обслуживание кредитных карточек. 
         Усиливается конкуренция между страховыми компаниями и коммерческими банками, которые в рамках диверсификации банковского обслуживания активно внедряются в страховой бизнес (особенно в страхование жизни, которое приносит банкам большую прибыль и связано с небольшим риском).
 

    1. Общая характеристика  страхового рынка 

    Страховой рынок — это особая социально-экономическая  среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. 
Объективная основа развития страхового рынка — необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных  обстоятельств. 
        Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения, страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.

    Обязательным  условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни.

    Функционирующий страховой рынок представляет собой  сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные  звенья.

    Первичное звено страхового рынка — страховое  общество или страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс  формирования и использования страхового фонда, формируются одни и появляются другие экономические отношения, переплетаются  личные, групповые, коллективные интересы.

    Страховая компания — исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой  обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования  и их обслуживание. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. Экономическая обособленность страховой компании заключается в полной обособленности ее ресурсов, их самостоятельном полном обороте. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систему производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

    Рыночная  экономика основывается на свободе  выбора граждан. В принципе каждый может  решить сам, как ему поступить. Человек  может свободно тратить свои доходы и самостоятельно решать, какую их часть направить на потребление, а какую — на накопление. Кроме  того, человеку предоставляется свобода  заключения соглашений с другими  людьми. Все это учитывает страховой  рынок, предлагая широкий набор  страховых услуг.

    Свободная игра спроса и предложения в условиях рыночной экономики стимулирует  появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифных ставках на страховые услуги, создает условия  для конкуренции между страховщиками. Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования  экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов  на страховом рынке. Эти успехи в  значительной степени зависят от страховщика, который побуждает  сотрудников страхового общества к  постоянному поиску новых потенциальных  клиентов, совершенствованию форм и  методов страхового обслуживания. Важно, особенно на этапе создания страхового общества, чтобы страховщик лично  руководил всей его внутренней и  внешней деятельностью, закладывая тем самым основы страховой культуры.

    Решения, которые принимает андеррайтер, подписывая страховой полис, основаны на ожиданиях, подтверждаемых общественной практикой. В условиях рыночной экономики страховщик остро ощущает свою зависимость от того, как он использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы страхового фонда. 
         Страховщик выступает в роли предпринимателя, является заинтересованным лицом, поскольку несет ответственность перед совладельцами предприятия за состояние дел, что закреплено в соответствующих законодательных актах.

    В широком смысле страховой рынок  представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь  между страховщиком и страхователем. Здесь осуществляется общественное признание страховой услуги. Первостепенными  экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон  стоимости и закон спроса и  предложения.

    Страховой рынок формируется в ходе становления  товарного хозяйства и является его неотъемлемым и важным элементом. Условием возникновения того и другого  служат общественное разделение труда  и существование различных собственников  — обособленных товаропроизводителей. Реальное соотношение данных условий  определяет степень развития рыночных отношений. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство  по поводу купли-продажи страховой  услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей.

    Как известно, в странах с развитой рыночной экономикой наиболее безопасной в отношении монополизации считается  ситуация, при которой в отрасли  действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых  услуг, двух — 44, трех— 54 и четырех — 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.

    Элементом государственного регулирования страховой  деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий страховых компаний по разделу рынка  с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа  на рынок других участников. Считается  недопустимым использование средств  и методов недобросовестной конкуренции: искусственного повышения или понижения тарифов, попытки ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или своих конкурентов.

    Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном  аспектах.

    В институциональном аспекте она  представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. 
        Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран — членов ЕС.

    В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний  и международный страховые рынки.

    Внутренний  страховой рынок — местный  рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками.

    Внешним страховым рынком называют рынок, находящийся  за пределами внутреннего рынка  и тяготеющий к смежным страховым  компаниям как в данном регионе, так и за его пределами.

    Под мировым страховым рынком следует  понимать предложение и спрос  на страховые услуги в масштабах  мирового хозяйства.

    По  отраслевому признаку выделяют рынок: личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности и страхования экономических рисков. В свою очередь каждый из них можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

    Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также  их ассоциации. Категорию продавцов  составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей  выступают  страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

    Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга. Она может  быть представлена физическому или  юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или  закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций  общественных интересов, страхование  носит обязательный характер. Акт  купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться  страхователь, представляет собой ассортимент  страхового рынка.

    В самом характере современных  страховых услуг произошли существенные изменения, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким  внедрением электроники и автоматики в страховую сферу.

    В настоящее время в мировой  практике страхования усилились  две тенденции: специализация и  универсализация деятельности страховщиков. 
Первая непосредственно связана с углубляющимся общественным разделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым и в страховом деле. В последние годы наряду со специализацией страховщиков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными видами страхования страховщики вторгаются в смежные виды деятельности (например, приобретают биржевые маклерские фирмы, предприятия розничной торговли, гостиницы и т.д.).

    Новая роль страховых компаний заключается  в том, что они все больше выполняют  функции специализированных кредитных  институтов — занимаются кредитованием  определенных сфер и отраслей хозяйственной  деятельности. 
       Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности использования их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных Капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании должны занять главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.

Информация о работе Организация страхового дела