Система обязательного социального страхования Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:18, доклад

Описание работы

С обретением независимости в Казахстане строится собственная система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики является высокая степень ответственности каждого человека за формирование условий своей жизни. Следует отметить, что в жизни каждого человека могут возникнуть ситуации, угрожающие его существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

Работа содержит 1 файл

Система обязательного социального страхования Республики Казахстан.docx

— 19.45 Кб (Скачать)

Система обязательного  социального страхования Республики Казахстан 

 

С обретением независимости  в Казахстане строится собственная  система социальной защиты населения, адекватная рыночным общественным отношениям. Отличительной чертой рыночной экономики  является высокая степень ответственности  каждого человека за формирование условий  своей жизни. Следует отметить, что  в жизни каждого человека могут  возникнуть ситуации, угрожающие его  существованию, с которыми в одиночку он справиться не может. В связи с чем определяющей формой социальной защиты в условиях рыночной экономики является социальное страхование социальных рисков работающего населения.

Социальные риски обычно обладают следующими признаками:

Во-первых, экономическими. К ним относятся:

- угроза потерять работу  по причине несоответствия спроса  и предложения рабочей силы  в результате структурной перестройки  экономики, экономического кризиса,  реструктуризации, оптимизации производства  и др.;

- угроза нетрудоспособности  в силу профзаболевания, производственной  травмы, являющейся обычно следствием  нежелания предпринимателей вкладывать  средства в обеспечение техники  безопасности и создание благоприятных  условий труда. В этих случаях  причины риска не зависят или  мало зависят от самого работника. 

Во-вторых, часть рисков непосредственно  связана с наступлением случаев, связанных с временной потерей  трудоспособности и достижением  пенсионного возраста и т.д.

Риск материальной необеспеченности можно определять как вероятность  наступления из-за производственной травмы или профессионального заболевания. Эти риски носят массовый характер. Но их особенностью является и то, что  они не наступают одновременно для  всех застрахованных, всего населения. В то же время существуют риски, обусловленные  социально-экономическими условиями, которые, как, например, инфляция, дефолт и т.п., могут одновременно наступить  для всего населения. Подобные риски  не охватываются социальным страхованием.

Важное и необходимое  условие построения подлинно страховой  системы социальной защиты населения - выявление реальных функций страховых  выплат в материальном обеспечении  застрахованных.

В свою очередь это составляет основу методологии установления их величины, условий, формы и порядка  выплаты страховых выплат.

Международная организация  труда определяет понятие социальной защиты как систему, призванную обеспечить определенный уровень доступа к  жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые  в силу обстоятельств (старость, состояние  здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными  и обеспечивать себя доходами путем  участия в достойно оплачиваемом труде.

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана  трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).

Первый уровень - гарантированные  Конституцией Республики Казахстан  социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без  учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу  за ребенком);

второй уровень - пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты  из АО «Государственный фонд социального  страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее  их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень - социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня  система социального страхования  стала важнейшим и необходимым  элементом социально-экономических  отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного  социального страхования республики. Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования  имущества, транспортных средств и  т.д.) состоит в том, что она  обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности. Поэтому социальным страхованием в  первую очередь охвачены наемные  работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования  понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых  государством, регулирующих отношения  между участниками системы обязательного  социального страхования.

Основными принципами обязательного  социального страхования являются:

1) всеобщность соблюдения  и исполнения законодательства  Республики Казахстан об обязательном  социальном страховании; 

2) гарантирование государством  мер, применяемых для обеспечения  социальных выплат;

3) обязательность участия  в системе социального страхования; 

4) использование социальных  отчислений на социальные выплаты  при наступлении социальных рисков;

5) обязательность социальных  выплат при наступлении социальных  рисков участников системы обязательного  социального страхования; 

6) гласность в деятельности  государственных органов, обеспечивающих  обязательное социальное страхование. 

Система обязательного социального  страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения  республики. С 2005 года социальные выплаты  для участников системы социального  страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее - Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы  ГФСС формируются путем перераспределения  социального налога и аккумулирования  социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об  обязательном социальном страховании»:

с 1 января 2005 года - 1,5% от объекта  исчислений;

с 1 января 2006 года - 2% от объекта  исчислений;

с 1 января 2007 года - 3% от объекта  исчислений;

с 1 января 2009 года - 4% от объекта  исчислений;

с 1 января 2010 года - 5% от объекта  исчислений.

Участниками системы обязательного  социального страхования являются физические лица, за которых производились  социальные отчисления и которые  имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах  аналогично страховой организации  и отвечает по своим обязательствам своими активами.

ГФСС учрежден государством, как внебюджетная организация и не входит в бюджетную систему государства. Определяющим моментом деятельности Фонда является не коммерческая, а социальная цель: осуществление социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования (далее - СОСС).

Право на получение социальных выплат из ГФСС участника системы  обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, возникает:

1) на случай утраты  трудоспособности - со дня установления  уполномоченным органом по назначению  социальных выплат степени утраты  трудоспособности на основании  медицинских заключений;

2) на случай потери  кормильца - с даты смерти, указанной в свидетельстве о смерти, либо с даты, указанной в решении суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

3) на случай потери  работы - со дня обращения участника  системы обязательного социального  страхования за регистрацией  в качестве безработного в  уполномоченный орган по вопросам  занятости; 

4) на случай потери  дохода в связи с беременностью  и родами - с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листке нетрудоспособности;

5) на случай потери  дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка  (детей) - с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листке нетрудоспособности;

6) на случай по потере  дохода, в связи с уходом за  ребенком по достижению им  возраста одного года - с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка.

В случае рождения двух и  более детей социальная выплата  на случай потери дохода, в связи  с уходом за ребенком по достижению им возраста одного года, назначается  на каждого ребенка отдельно.

При этом размер минимальной  социальной выплаты по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года установлена не ниже размера государственного пособия, выплачиваемого из республиканского бюджета (в зависимости от очередности рождения ребенка). А максимальный размер - не более 40 процентов от 10-кратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемый Законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

С начала введения в действие СОСС с 2005 года по состоянию на 1 октября 2008 года, сумма осуществленных социальных выплат из ГФСС составила 21 314 млн тенге, из них 20 491,3 млн тенге только за 9 месяцев текущего года.

В соответствии с Посланием  Главы Государства народу Казахстана 2007 года «Новый Казахстан в новом  мире» в целях обеспечения  женщине возможности сочетания  профессиональной деятельности с воспитанием  детей с 1 января 2008 года введено  обязательное социальное страхование  беременности, родов и материнства  для работающих женщин - участников СОСС. В связи с чем суммы социальных выплат из Фонда в 2008 году резко увеличились (рисунок 2).

Следует отметить, что основной целью введения системы обязательного  социального страхования в республике являлось обеспечение работающих граждан, за которых перечислялись обязательные социальные отчисления, наряду с базовыми государственными пособиями, дополнительными  выплатами в случае наступления  рисков.

Размер социальных выплат из системы обязательного социального  страхования определяется на основе фактически поступивших социальных отчислений в Фонд на конкретного  участника СОСС, с учетом продолжительности  и размеров отчислений.

В структуре социальных выплат по республике по итогам 9 месяцев 2008 года основную долю занимают выплаты по беременности и родам - 10 484,4 млн тенге (51,2%) и по уходу за ребенком - 8 998,8 млн тенге (43,9%) (рисунок 3).

Наибольшая доля социальных выплат за 9 месяцев 2008 г. осуществлены в г. Алматы (18%), Южно-Казахстанской области (10%), г. Астана (9%) к общему объему социальных выплат по республике (рисунок 4).

Анализ деятельности АО «Государственный Фонд социального страхования» показал, что социальное страхование не является универсальным механизмом социальной защиты на все времена. Оно зависит от состояния экономики, рынка труда, демографических условий развития общества и ряда других факторов. Например, структурные преобразования экономики, рост дифференциации в доходах населения, долгосрочные демографические изменения, рост продолжительности жизни населения - эти и ряд других проблем в дальнейшем могут потребовать модернизации экономических, правовых и организационных механизмов институтов социального страхования.

Все это означает, что  социальная защита перестала быть монополией государства и приобретает многосубъектный характер. Ее субъектами помимо государства (Правительства и местных исполнительных органов) являются работодатели, сами работники, общественные организации, внебюджетные организации и объединения, благотворительные фонды, коммерческие организации-спонсоры, отдельные меценаты. Представление, что социальная защита - это только забота государства, уже не отвечает сегодняшним реалиям. Более того, она может быть достаточно эффективной лишь при объединении усилий работников, работодателей и государства.

 

Основополагающие цели и  задачи новой системы социальной защиты Казахстана содержат элементы по поддержанию экономического роста: справедливость в предоставлении защиты при наступлении социальных рисков…


Информация о работе Система обязательного социального страхования Республики Казахстан