Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики.
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат.
Ограниченная социальная политика означает сведение ее к минимуму. Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
1.1 Понятие социальной защиты…………………………………………..4
1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике…………….5
2. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике
2.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования………………………………………………………………….9
2.2. Организация экономической деятельности социальных служб…….12
II. Практическая часть……………………………………………………....14
Заключение………………………………………………………………..…22
Список используемой литературы…………………………………………24

Работа содержит 1 файл

для сайта.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Теоретическая часть
  1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике

1.1 Понятие социальной  защиты…………………………………………..4

    1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике…………….5

2. Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике

2.1. Организационно-экономические основы социального обеспечения и страхования………………………………………………………………….9

2.2. Организация экономической деятельности социальных служб…….12

 

II. Практическая часть……………………………………………………....14

Заключение………………………………………………………………..…22

Список используемой литературы…………………………………………24 
 
 

Введение

    Социально-ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения доходов  путем проведения социальной политики.

    В социальной сфере господствующее положение  занимает государственный сектор. Расширенная  социальная политика означает общедоступность  социальных программ, универсальность  социальных выплат.

    Ограниченная  социальная политика означает сведение ее к минимуму. Социальная политика государства призвана гарантировать  населению минимальный доход; социально  защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население  высоким уровнем социальных услуг. Социальная политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

    Важнейшей частью государственных программ социального  обеспечения является социальное страхование. Другую часть государственной программы  социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно  финансируется из налоговых поступлений  государства и направлено на поддержание  дохода беднейших слоев населения  независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых  взносов. Система социальных услуг  опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные  предприятия. Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение  индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. В последние годы до наступления финансового кризиса российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась устойчивостью национальной валюты, ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации и рядом других положительных тенденций. Однако, качество и уровень жизни населения, если и повышаются, то незначительно, а это не может не настораживать.

      1. Теоретическая часть

Социальная  защита населения: место  и роль в рыночной экономике.

1. Понятие социальной  защиты в рыночной  экономике

1.1. Причины появления  социальной защиты

Появление категории "социальная защита населения" (СЗН) в нашей экономической теории и практике хозяйствования и отсутствие этой категории в недавнем прошлом  объясняется следующими основными  причинами:

переходом экономики  России к рынку без четкой и  всесторонне обоснованной программы  рыночных преобразований, приведшим  к резкому спаду уровня жизни  многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населения страны). Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы, отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов и сбережений населения и т.д.;

отсутствием скоординированных  планов и программ решения задач  перехода к рынку в рамках СНГ;

отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствования законодательной  базы, регулирующей различные стороны  жизнедеятельности российского  общества и государства;

искусственно  форсированным введением в экономику  качественно нового типа распределительных  отношений, что, с одной стороны, не позволило использовать положительный  отечественный опыт прошлого, а с  другой - не привело к появлению  адекватных рыночным преобразованиям  форм и методов управления доходами и потреблением населения;

коммерциализацией (платностью) процессов получения  социальных благ и услуг, ранее предоставлявшихся  бесплатно практически каждому  гражданину страны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).

    Граждане  нашей страны привыкли получать основные социальные блага и услуги бесплатно  по мере возникновения потребности  в них. Об этом всегда заботилось государство. Поэтому при переходе к качественно  иному характеру и содержанию производственных, в том числе  и распределительных отношений  нужна соответствующая реорганизация  социальной политики и ломка сложившихся  в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы. Необходим  качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий  возмездный, т.е. проводимый на платной  основе, порядок получения социальных благ и услуг населением.

    1. Понятие социальной защиты в рыночной экономике

    СЗН как категория национальной экономики  социально ориентированного рыночного  типа предполагает единство и взаимосвязь  экономического, социального, правового (законодательного), политического, а  также организационного аспектов.

    СЗН это обязанность не только государства. Это функция предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений  граждан, например, профсоюзов, обществ  потребителей, вкладчиков, ветеранов  войны и труда и т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, как Государственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, это функция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные права и обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальности и т.д.

    Сложность национальной системы СЗН заключается  в том, что приходится сводить  в единое целое все уровни выполнения защитных функций:

- межстрановый (межгосударственный);

- федеральный  (РФ);

- региональный (субъекты Федерации);

- межрегиональный  (федеральные округа);

- отраслевой;

- межотраслевой;

- конкретных  организационно-правовых структур  хозяйствования;

- общественных  организаций и объединений граждан;

- личностный.

Национальная  система СЗН включает подсистемы социальной защиты:

- работающих  в производственной и непроизводственной  сферах экономики;

- безработных;

- молодежи;

- пенсионеров  и инвалидов;

- военнослужащих  всех родов войск;

- малообеспеченных  и малоимущих членов общества  и т.д. 

    Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, свою организационную  специфику и источники финансирования.

    Для повышения эффективности функционирования общенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:

    - шире использовать программно-целевой  метод решения социальных задач  и проблем, возникающих в процессе  радикальных рыночных преобразований  в экономике;

    - законодательно закрепить приоритетные  направления СЗН с учетом региональной  и отраслевой специфики, применительно  к отдельным социальным слоям  и социально-демографическим группам  населения;

    - обеспечить сопоставимость структур  и форм СЗН по всем уровням  управления и реализации активной  социальной политики посредством  разграничения задач, функций,  ответственности и приоритетов. 

    По  мнению специалистов, в социальных программах по поддержанию уровня жизни  и потребления населения РФ целесообразно  выделить следующие основные блоки.

    1. Меры по обеспечению государственных  гарантий всем социально-демографическим  группам и слоям населения  (минимальные социальные нормы  и нормативы заработной платы,  пенсий, стипендий, социальных пособий  и выплат и т.д.).

    2. Меры по социальной поддержке  трудоспособного населения, включая  создание условий для самостоятельного  решения проблем повышения уровня  жизни семей. 

    3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных  членов общества.

    4. Меры по социальной защите  граждан, попавших в сложные  социальные ситуации, и маргинальных  групп населения. 

5. Ресурсное,  информационное и организационное  обслуживание и обеспечение программ  социального развития, социальной  поддержки и социальной защиты  граждан страны.

    При этом важнейшими составляющими системы  обеспечения общественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимума доходов) должны стать:

- обязательный  систематический пересмотр минимальной  заработной платы, пенсий, пособий  и других минимальных доходов  населения страны;

- систематическая  корректировка фиксируемых показателей  минимальных доходов в соответствии  с ростом стоимости жизни;

- введение социальных  пособий на проживание нетрудоспособных  иждивенцев на местном уровне, например, пособия на "бедность";

- сочетание  денежных доплат малообеспеченным  гражданам страны с другими  формами социальной поддержки,  в том числе натуральными и  льготными выдачами (бесплатные  продовольственные талоны, гарантированные  наборы продовольственных товаров  для ребенка, дотации на поддержание  социально низких цен на предметы  первой необходимости).

2. Организационно-экономические  основы социальной  защиты в рыночной  экономике

2.1. Организационно-экономические  основы социального  обеспечения и  страхования

   Система социальной защиты включает в себя социальные гарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.

    Согласно  ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину имеет гарантии на социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также для  воспитания детей.

    К основным видам социального обеспечения  относятся:

- пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т.д.;

- пенсии по старости, инвалидности;

- пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

- содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов в стационарных учреждениях;

- медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.

    Следовательно, социальное обеспечение представляет собой систему мер по материальному  обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с  детьми, а также лиц, нуждающихся  в социальной помощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности  престарелых и инвалидов, что  требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимых категорий  населения.

      В связи с переходом к рыночной  экономике назрела необходимость  введения страховых механизмов (страховых  взносов) и понятия социального  риска. Социальный риск - это вероятность  ухудшения материального положения  в результате утраты заработка  или трудового дохода по объективным  причинам. Речь идет об одной  из форм социального обеспечения  - о социальном страховании. Социальное  страхование - это система мер  по созданию особых денежных  фондов, формируемых за счет страховых  взносов субъектов страхования.  В нашей стране социальное  страхование является государственным  и обязательным. Система социального  обеспечения объединяет: пенсионное  обеспечение, государственное (обязательное) социальное страхование, обязательное  медицинское страхование .

Информация о работе Социальная защита населения: место и роль в рыночной экономике