Страхование финансовых рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:46, реферат

Описание работы

Развитие мировых финансовых рынков, характеризующееся усилением процессов глобализации, интернационализации, либерализации, оказывает непосредственное влияние на всех участников мирового экономического пространства, основными членами которого являются крупные финансово-кредитные институты, производственные и торговые корпорации. Число рисков, возникающих в деятельности таких компаний, существенно увеличилось в последние годы. Это связано с появлением новых финансовых инструментов, активно используемых участниками рынка. Применение новых инструментов хотя и позволяет снизить принимаемые на себя риски, но также связано с определенными рисками для деятельности участников финансового рынка. Поэтому все большее значение для успешной деятельности компании приобретает в настоящее время осознание роли риска в деятельности компании и способность риск-менеджера адекватно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию, принять правильное решение в отношении риска. Для этого необходимо использовать различные инструменты страхования и хеджирования от возможных потерь и убытков, набор которых в последние годы существенно расширился и включает как традиционные приемы страхования, так и методы хеджирования с использованием финансовых инструментов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие финансового риска. 4
2. Критерии степени риска 5
3. Способы снижения риска 8
4. Законодательное регулирование страхования финансовых рисков. 12
5. Отдельные сегменты рынка страхования финансовых рисков. 13
Заключение. 18
Список литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Страхование_реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

    Реализация  второго принципа требует, чтобы  инвестор, зная максимально возможную  величину убытка, определил бы, к  чему она может привести, какова вероятность риска, и принял бы решение об отказе от риска (то есть от мероприятия), о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу.

    Действие  третьего принципа особенно ярко проявляется  при передаче финансового риска. В этом случае он означает, что инвестор должен определить приемлемое для него соотношение между страховой премией и страховой суммой. Страховая премия, или страховой взнос, – это плата за страховой риск страхователя страховщику. Страховая сумма – это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности (или гражданская ответственность, жизнь и здоровье страхователя). Риск не должен быть удержан, то есть инвестор не должен принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховой премии. Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:

    • диверсификация;
    • приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
    • лимитирование;
    • страхование и др.

    Диверсификация  представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных фондов, которые продают клиентам свои акции, а полученные средства вкладывают в различные ценные бумаги, покупаемые на рынке и приносящие устойчивый средний доход. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Так, приобретение инвестором акций N различных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность дохода в N раз и соответственно в N раз снижает степень риска.

    Инвестор  иногда принимает решения, когда  результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обеспечивающее более качественный прогноз сбыта на перспективу.

    Лимитирование – это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п.; хозяйствующим субъектом – при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т.п.; инвестором – при определении сумм вложения капитала и т.д.3

    Сущность  страхования заключается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, то есть он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. Фактически, если стоимость страховки равна  возможному убытку, инвестор, не склонный к риску, может застраховаться так, чтобы обеспечить полное возмещение любых финансовых потерь, которые он может понести. Страхование финансовых рисков является одним из наиболее распространенных способов снижения его степени. Страхование – это особые финансовые отношения. Для них обязательно наличие двух сторон: страховщика и страхователя. Страховщик создает за счет платежей страхователя денежный фонд (страховой или резервный фонд).

    Для страхования характерны целевое  назначение создаваемого денежного  фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений, так как заранее не известно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет; возвратность средств, так как данные средства предназначены для выплаты возмещения потерь по всем страхователям (а не для каждого в отдельности).

    В процессе страхования происходит перераспределение  средств между участниками создания страхового фонда: возмещение ущерба одному или нескольким страхователям осуществляется путем распределения потерь на всех. Число страхователей, внесших платежи в течение того или иного периода, больше числа получающих возмещение.

4. Законодательное регулирование страхования финансовых рисков

     Основными нормативными актами, регулирующими российский рынок страхования  финансовых рисков, являются Гражданский  кодекс РФ (ГК РФ), Налоговый  кодекс РФ, Федеральные  Законы "Об организации  страхового дела в  России", "Об акционерных обществах", "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве)", "О финансовой аренде (лизинге)" и "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

     Основная  проблема - это юридическая  неопределённость самого термина "финансовые риски". Это понятие отсутствует в главе "Страхование" в ГК РФ. Гражданский кодекс содержит только понятие "предпринимательских рисков", которое нельзя считать полностью тождественным понятию "финансовые риски". Первое, как мы уже говорили, охватывает сферу деятельности коммерческих предприятий и организаций и предпринимателей - физических лиц, второе - некоммерческих организаций и физических лиц, не ставящих своей целью извлечение прибыли. Нет понятия "финансового риска" и в законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Понятие "финансовые риски" содержат только нормативные документы Департамента страхового надзора, касающиеся вопросов лицензирования страховой деятельности, а также тексты лицензий на соответствующий вид страхования.

     Не  свободно российское законодательство и  от внутренних противоречий. Существует практика издания местными органами представительной и исполнительной власти нормативных  актов, не соответствующих  действующему Федеральному законодательству либо восполняющих нормативную базу с учётом только своих местных особенностей. Основная коллизия в страховании финансовых рисков - это запрет, согласно ГК РФ, на страхование противоправных интересов и запрет на односторонний отказ от исполнения обязательств, с одной стороны, и практика заключения договоров страхование риска убытков в результате неисполнения обязательств контрагентом страхователя без указания причин, с другой.

5. Отдельные сегменты рынка страхования финансовых рисков

     Рынок титульного страхования  существует около 4-5 лет. Несмотря на наличие большого числа компаний, имеющих лицензии на проведение данного вида страхования, в действительности страхование осуществляют не более десяти мелких и средних компаний, а также два-три лидера страхового рынка.

     Рынок по страховому продукту "долевое строительство" только формируется и на сегодняшний день лишь немногие российские компании имеют лицензии на данный вид страхования.

     Объем страхового рынка  России по титульному страхованию оценивается  экспертами в $1 млн. подписанной страховой премии в год. По долевому строительству объем собираемой премии не превышает $150 тыс4.

     Данным  видам страхования  присущи моменты, связанные с закрытостью  информации об объекте  страхования (титульное  страхование) или  контрагенте (страхование долевого участия в строительстве), что существенно затрудняет оценку степени риска.

     Для страхования долевого участия в строительстве  характерно наличие  факторов, не связанных  с вероятностью наступления  страхового случая (влияние  местных властей  и местного законодательства).

     Ограничивает  развитие данных видов  страхования, в первую очередь, неинформированность  потенциальных страхователей, непривычность и  новизна страховых  продуктов.

     Вместе  с тем, данные виды страхования можно  считать потенциально весьма перспективными, учитывая мировой опыт. В среднесрочной перспективе предполагается, что все сделки с недвижимостью будут застрахованы, особенно при растущей популярности ипотечного кредитования.

     Объекты титульного страхования  могут перестраховываться на российском рынке без привлечения западных партнёров.

     Страхование, связанное с банковскими  продуктами, выделяется в отдельное направление.

     Финансовыми институтами, риски  которых принимаются  на страхование, выступают  как кредитные  организации, так  и профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая регистраторов и депозитарии). Эмитентами пластиковых карт выступают кредитные организации, действующие на основании лицензий Банка России на банковскую деятельность.

     На  страхование принимаются  следующие финансовые риски5:

    • по  страхованию финансовых институтов: подделка документов (ценных бумаг, платежных  документов, поручений  на перевод активов);
    • операции  с поддельными  или похищенными  ценными бумагами;
    • операции  с фальшивыми банкнотами (монетами);
    • нелояльность  персонала;
    • по  страхованию эмитентов  пластиковых карт: списание денежных средств  со спецкартсчёта  держателя банковской (пластиковой) карты в результате противоправных действий третьих лиц с  банковской картой, невозможность взыскания  суммы овердрафта с держателя банковской карты (по расчётной банковской карте) и суммы кредита (по кредитной банковской карте).

     В настоящий момент данные виды страхования  получили дополнительное развитие в связи с принятием ряда саморегулирующихся организаций рынка ценных бумаг положений о комплексном страховании финансовых институтов. Основной объём страховых премий по данным видам страхования собирается страховыми компаниями-лидерами страхового рынка. Наряду со страховыми компаниями довольно большое влияние на рынок оказывают транснациональные брокерские компании ("Marsh", "Heath Lambert"), которые, по сути, первыми адаптировали свои продукты под российский рынок и осуществили первые продажи. Объем страхового рынка России по данным видам страхования оценивается экспертами в $10 млн. подписанной страховой премии в год.

     Перечисленные ранее виды страхования  являются традиционными  для западных страховых  рынков. Политика Правительства  и Минфина России направлена на укрепление банковской системы  РФ. Результатом такой  политики может стать  существенное уменьшение количества кредитных организаций их слиянием либо поглощением мелких и средних более крупными. Кроме того, банковская система России ориентируется на минимизацию катастрофических рисков6. Всё это стимулирует дополнительный интерес к описанным ранее страховым продуктам и рост страховой премии.

     На  стыке банковских и страховых технологий находится такой  страховой продукт, как страхование  потребительских  кредитов. В качестве особенностей продукта стоит отметить, во-первых, обширные возможности по взысканию долгов заемщиков в порядке выдвижения регрессных требований и, во-вторых, использование статистических данных в вероятностных оценках степени риска в отличие от страхования других видов финансовых рисков.

     Поскольку широкое распространение потребительского кредитования в России началось не так давно, то конкуренция в этом сегменте не столь велика как в развитых странах. Это позволяет кредитным организациям за счет высокой стоимости потребительского кредита зачастую оставлять связанные с ним риски на собственном удержании. И всё же объём выданных банками потребительских кредитов постоянно растёт, постепенно увеличивается и спрос на страхование. Поэтому ряд страховых компаний планирует в ближайшем будущем заключить облигаторный договор перестрахования потребительских кредитов с одной из крупных западных компаний. Ёмкость облигаторного договора будет невелика - она рассчитывается исходя из того, чтобы размер среднего потребительского кредита не превышал эту величину. Оставить данные риски на собственном удержании страховая компания уже не может, т. к. количество застрахованных кредитов становится слишком большим.

     Объем страхового рынка  России по этому виду страхования оценивается  экспертно в $10 млн. подписанной страховой  премии в год7.

     Страхование коммерческих кредитов своими корнями уходит в начало XX века, когда были образованы первые государственные агентства по страхованию экспортных кредитов в Германии, Франции и Англии.

     По  разным оценкам сборы  в 2010 г. составили около $1 млн. вместе с продуктом "страхование авансовых платежей". Емкость рынка по страхованию коммерческих кредитов оценивается в $150 млн.

Информация о работе Страхование финансовых рисков