Страхование ответственности автовладельцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:18, реферат

Описание работы

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………… 2
1. Понятие страхования ответственности………………. 3
1.1 Гражданская ответственность автовладельцев.
Порядок и условия добровольного страхования……………………………………………………. 4
2. Страхование гражданской ответственности
перевозчика……………………………………………………. 9
2.1 Необходимость закона об обязательном страховании 12
Заключение………………………………………………… 15
Список использованной литературы…………………. 16

Работа содержит 1 файл

Реферррат - копия.docx

— 39.97 Кб (Скачать)

    "Потерпевший" - лицо, включая пассажира транспортного  средства, жизни, здоровью или  имуществу которого был причинен  вред при использовании транспортного  средства водителем. Положения  настоящих Правил, касающиеся потерпевших,  также применяются и к лицам,  понесшим ущерб в результате  смерти кормильца, наследников  потерпевших, и к другим лицам,  которые в соответствии с законодательством  Российской Федерации имеют право  на возмещение указанного вреда; "место жительства (место нахождения) потерпевшего"- определенное в  соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации место жительства(место нахождения) гражданина (юридического лица), признаваемого потерпевшим.

    "Страхователь" - один из владельцев транспортного  средства, который заключил со  страховщиком договор обязательного  страхования и обязан уплатить  страховую премию.

    "Страховщик" - страховая организация, которая  вправе осуществлять обязательное  страхование гражданской ответственности  владельцев транспортных средств  на условиях и в порядке,  установленных Федеральным законом  "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств" и настоящими; Правилами в соответствии с  разрешением (лицензией), высшим  федеральным органом исполнительной  власти по надзору за страховой  деятельностью. 

    "Профессиональное  объединение страховщиков" - некоммерческая  организация. Действующая в установленном порядке в целях обеспечения взаимодействия, страховщиков и разработки правил профессиональной деятельности.

    "Страховой  полис обязательного страхования" - документ установленного образца,  удостоверяющий осуществление обязательного  страхования.

    "Страховые  тарифы" - ценовые ставки, определяющие  страховую премию по договору  обязательного страхования с  учетом объекта обязательного  страхования и характера страхового  риска, установленные в соответствии  с Федеральным законом "Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных  средств", применяемые страховщиками  при определении страховой премии  по договору обязательного страхования  и состоящие из базовых ставок  и коэффициентов.

    "Страховая  сумма" - определенная Федеральным  законом "Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев  транспортных средств "денежная сумма в валюте Российской Федерации, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный.

    "Страховая  премия" - денежная сумма в валюте  Российской Федерации, которую  страхователь обязан уплатить  страховщику в соответствии с  договором обязательного страхования. "Страховая выплата" - денежная сумма, которую в соответствии с договором обязательного страхования страховщик обязан выплатить потерпевшим в счет возмещения вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при наступлении страхового случая. При причинении вреда имуществу страховщик с согласия потерпевшего; вправе заменить страховую выплату компенсацией ущерба в натуральной форме. Организовать ремонт или замену пострадавшего имущества в пределах страховой суммы.

    "Акт  о страховом случае" - документ, составляемый страховщиком после  подачи потерпевшим заявления  о страховой выплате, фиксирующий  причины и обстоятельства дорожно-транспортного  происшествия, валяющегося страховым  случаем, его последствия, характер  и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой  суммы и подтверждающий решение  страховщика об осуществлении  страховой выплаты.

    "Компенсационные  выплаты" - выплаты потерпевшему, осуществляемые профессиональным  объединением страховщиков или  страховщиками действующими за счет профессионального объединения страховщиков на основе заключенного с ним договора, в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, в случае, если страховая выплата не может быть осуществлена страховщиком вследствие неисполнения лицом, причинившим вред. Обязанности по страхованию или применения к страховщику процедуры банкротства либо если это лицо неизвестно.

    "Независимая  экспертиза" - экспертиза, проводимая  в целях выяснении обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков в связи с повреждением имущества. При повреждении транспортного средства в целях выяснения обстоятельств наступления страхового случая, установления повреждения транспортного средства, технологии, методов и стоимости ремонта проводится независимая техническая экспертиза транспортного средства в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

    2. Страхование гражданской ответственности перевозчика.

 

    Перевозчик  – это транспортное предприятие, которое выдает перевозочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров. Ответственностью перевозчика является мера принудительного  имущественного воздействия, применяемая  к перевозчику, нарушившему правила  или договорные условия перевозки. Ответственность перевозчика выражается во взыскании штрафа либо в возмещении ущерба.

    Страхование гражданской ответственности перевозчика  ориентировано на имущественные  интересы, связанные с ответственностью страхователя (транспортной компании) за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам  и иным третьим лицам (например, грузополучателя).

    При страховании гражданской ответственности  потерпевшим физическим и юридическим  лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших  в случае причинения им увечья или  смерти и/или гибели или повреждения  их имущества в результате страхового события.

    Применительно к гражданской авиации субъектом  гражданской ответственности перед  третьими лицами является владелец воздушного судна, использующий его в момент причинения вреда. Страхователями при  страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.

    Под вредом понимают смерть, телесное повреждение  или ущерб, нанесенный имуществу  третьих лиц на поверхности земли  и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса  судна или выпавшего из него лица или предмета.

    Вопросы страхования гражданской ответственности  авиаперевозчика регулируются нормами  международного воздушного права, в  частности, Римской конвенцией о  возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам  на поверхности, в которой участвует  и Россия. По договору страхования  ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (т.е. авиаперевозчик) обязан выплатить  по закону в качестве возмещения за нанесение телесных повреждений  или причинение ущерба имуществу  третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием  воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично проводится страхование  гражданской ответственности перевозчика  перед пассажирами, а также за сохранность груза.

    К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:

  • связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
  • возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
  • по особым видам морских договоров (например, договор о спасении судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);
  • расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.

    Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение  с середины XIX в. в связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования – это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб представляет собой общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Беспорным лидером этой группы является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ассоциации в России работает страховое общество Ингосстрах.

    На  автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика  на случай возникновения убытков, связанных  с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и  обусловленных претензиями о  компенсации причиненного вреда  со стороны лиц, заключивших с  перевозчиком договор о перевозке  грузов. Условия наступления и  объем ответственности автоперевозчика  определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами  международного права (Конвенция о  договоре международной перевозки  грузов по дорогам).

    Страхование ответственности автоперевозчика  относится к добровольным видам  страхования. Однако в международном  автомобильном сообщении это  страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.

    В договор страхования ответственности  автоперевозчика в международном  сообщении обычно включаются следующие  основные риски:

  • ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибели груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обязательств;
  • ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);
  • ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);
  • ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.
 

    2.1 Необходимость закона об обязательном страховании 

    С учетом огромного социального значения страхование гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств следует проводить в обязательном порядке. Обязательная форма проведения этого вида страхования сделает его сравнительно недорогим, поскольку сумма средств для возмещения ущерба будет разложена на всех владельцев автотранспортных средств. Сейчас страхование автогражданской ответственности, проводимое в добровольном порядке, во многих случаях обходится для страхователей весьма дорого, а для страховщиков даже при этом не всегда рентабельно. Социологический опрос лиц, владеющих автомобилями, показал следующее: многие считают, что они не могут быть виновниками автодорожных происшествий. Поэтому не каждый владелец автомобиля намерен участвовать в создании денежного фонда по страхованию гражданской ответственности. Не всегда владельцы имеют средства на обычное обслуживание автомобиля, на его ремонт, и вряд ли смогут дополнительно платить ежегодный страховой взнос.

    Следует учитывать также, что по закону помимо легковых автомобилей должна быть застрахована также ответственность владельцев грузовиков, автобусов, мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

    Этот  вид страхования должен обеспечить реальную защиту материальных интересов  населения и юридических лиц, повысить стабильность страховых операций и существенно снизить затраты  на их проведение.

    Сейчас  в среднем годовой страховой  взнос при добровольном страховании  автогражданской ответственности  составляет 1,3-3% от страховой суммы, т.е. в 3 - 4 раз больше, чем было заложено в проекте Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств". Экономическое значение страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта состоит в создании за счет владельцев транспортных средств фонда страхования достаточного для обеспечения имущественных интересов потерпевших в результате ДТП. Этот вид страхования дает возможность получить компенсацию пострадавшим в ДТП, которым гарантируется полное возмещение материального ущерба, и тем самым освобождает причинителей вреда от его возмещения за счет внесения в страховую компанию ежегодных взносов. Таким образом, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств представляет собой переложение на страховую организацию обязанности возместить потерпевшим ущерб, причиненный владельцам повышенной опасности в результате ДТП.

Информация о работе Страхование ответственности автовладельцев