Страхование в системе МЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:47, доклад

Описание работы

Конец XX и начало XXI века период активизации интеграционных процессов, происходящих в мировом экономическом сообществе. Практически все страны испытывают процессы проникновения капитала. Мировой рынок обогащается новыми странами его участниками и новыми видами торгово-экономических отношений. В настоящее время последовательный рост товарооборота участников мирового рынка, интеграция, налаживание торгово-экономических отношений с новыми странами являются одними из важнейших показателей, характеризующих экономико-политическое положение страны в мировом сообществе.

Работа содержит 1 файл

Страхование.docx

— 22.38 Кб (Скачать)

     Страхование в системе МЭО

     Конец XX и начало XXI века период активизации  интеграционных процессов, происходящих  в мировом экономическом сообществе. Практически все страны испытывают процессы проникновения капитала. Мировой  рынок обогащается новыми странами его участниками  и новыми видами торгово-экономических отношений.  В настоящее время последовательный рост товарооборота участников мирового рынка, интеграция, налаживание торгово-экономических  отношений с новыми странами являются одними из важнейших показателей, характеризующих  экономико-политическое положение  страны в мировом сообществе.

     Вступление  России в ВТО это очередная  ступень вхождения в мировое  экономическое сообщество со сложившимися мировыми нормами и правилами, дальнейшее растущее взаимопроникновение капитала. Естественно будут расти межгосударственные торгово-коммерческие обороты, соответственно и возможные риски.

     Определенное  место в защите от вероятных рисков отводится страхованию.

     Понятие и объекты страхования  внешнеэкономической  деятельности – комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества.

     Объекты страхования – экспортно-импортные грузы перевозящие их транспортные средства, строительно-монтажные риски, экспортные кредиты, международные торгово-промышленные и иные выставки, создаваемые в России и за рубежом совместно с иностранными фирмами, имущество действующих на нашей территории иностранных компаний, работающих за рубежом организаций, страхование гражданской ответственности российских и иностранных участников экономического сотрудничества, иностранные инвестиции, туристы и автотуристы, совместные предприятия.

     Страхование как правило добровольное, но необходимость его заключения оговаривается в договорах и контрактах.

     Сущность  и особенности  страхования внешнеэкономической  деятельности

     Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана  с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам  участника внешнеэкономической  деятельности (ВЭД).

     Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

     Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, практически все  крупные зарубежные предприятия  имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные  программы, направленные на минимизацию  возможного ущерба.

     Виды  страхования в  ВЭД

     Морское страхование

     В средние века страхование морской  торговли существовало в форме морской  ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна  и других затрат по перевозке. При  благоприятном исходе сделки – прибытии судна в порт с товаром –  банкир возвращал свои средства с  некоторой прибылью. При неблагоприятном  исходе ссуда оставалась торговцу в  качестве своеобразного возмещения ущерба.

     Современное морское страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.

     Морские риски можно разделить на следующие  виды:

     - обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;

     - военные, которые лежат вне факта перевозки.

     Среди обычных выделяют:

     - риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;

     - риски возникновения  ущерба на судне  во время нахождения  в море – риски пожара, хищения;

     - прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, – аварии, поломки, пробоины и т.д.

     Военные и политические риски  можно разделить  на риски:

     - забастовок;

     - бунтов;

     - гражданских волнений.

     Нормативной базой регулирования морского страхования  в России является Кодекс торгового  мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ).

     Морское страхование можно  разделить на следующие  виды:

     каско – этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;

     карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;

     страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;

     страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.

     Страхование строительных рисков

     За  последнее время в мировой  торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые к  инжиниринговым. Они включают в себя:

     - строительство;

     - сооружение;

     - монтаж оборудования;

     - ввод в эксплуатацию различных  объектов и т. д.

     Эта важная сфера внешнеэкономической  деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.

     В настоящее время в международной  практике широко применяются два  вида страхования, связанные со строительством и сооружением объектов за рубежом.

     Страхование инвестиций

     Это один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений.

     Специфика иностранных инвестиций состоит  в том, что владельцы капитала из одного государства (или нескольких государств) вкладывают его в объекты  инвестиций, расположенные на территории другого государства. Этот процесс  размещения иностранных инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом от неблагоприятных  событий, приводящих к убыткам инвестора.

     Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены  на следующие группы:

     - риски стихийных  бедствий – ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;

     - риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;

     - технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;

     - политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;

     - действия третьих  лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;

     - хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;

     - другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.

     Международная торговля

     Это система международных товарно -  денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

     Внешняя торговля является важной и исторически  самой первой формой международных  экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно-оформленными национальными хозяйствами.

     Природно-климатические  условия, содержание недр, сложившиеся  экономико-хозяйственные традиции в мировом сообществе различны и по сути предопределяют их хозяйственную деятельность, выделяя приоритеты их экономического развития и внешнеэкономических отношений, в том числе и международную торговлю.

     Место международной торговли в системе  международных экономических отношений  определяется тем, что во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей – вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товаров в конечном счете определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

     Страхование внешнеэкономических рисков связано  с решением проблем защиты валютных интересов нашей страны, которые  охватывают экспортно-импортные операции, отечественные имущественные интересы за границей, туризм и автотуризм, имущественные интересы иностранных физических и юридических лиц в нашей стране, деятельность совместных предприятий.

     Международными  соглашениями в порядке защиты заключаемых  сделок от непредсказуемых событий  были разработаны и внедрены  условия продажи и страхования  грузов.   Эти условия изложены в договорах СИФ, КАФ, ФОБ и  ФАС.

     Сделка  СИФ

     коммерческие  условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Термин образован от начальных  букв английских слов "Cost, Insurance, Freight" (стоимость, страхование, фрахт).

     При поставке товаров на условии СИФ  в продажную  цену  включается  непосредственно цена самого товара, а также затраты на страхование  и расходы по транспортировке товара до порта назначения.

     Продавец  обязан: доставить товар в порт отгрузки; зафрахтовать судно; оплатить сборы, налоги и пошлины застраховать товар; вручить покупателю необходимые документы.

     Риск  порчи или случайной гибели товара переходит на покупателя с момента погрузки на борт судна.

     Сделка  КАФ

     вид договора, при котором в цену товара включается стоимость его морской перевозки (фрахта) до порта назначения. Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).

     Продавец  обязан: организовать перевозку и оплатить ее до места назначения; поставить товар на борт судна; получить экспортные лицензии и оплатить пошлины; передать покупателю счет; Оплатить все расходы по погрузке/разгрузки товара

     Покупатель  обязан: принять поставку товара; оплатить расходы, не включенные во фрахт.

     Сделка  ФОБ

     коммерческие  условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле и учета в ценах затрат на транспортировку, погрузочно – разгрузочные операции. Термин образован из начальных букв английских слов "Free on Board" (свободен на борту).

     Продавец  обязан: поставить товар на борт судна; предоставить лицензии на экспорт и оплатить сборы и пошлины; получить коносамент; оплатить расходы по погрузке товара на борт судна

     Покупатель  обязан: предоставить судна в точно установленный срок; зафрахтовать судно и оплатить фрахт;

     оплатить все расходы по разгрузке товара.

     Сделка  ФАС

     коммерческие  условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. От английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).

     Продавец  обязан: доставить груз на причал к борту судна

Информация о работе Страхование в системе МЭО