Страхование внешнеторговых грузов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг.Все наростающее в последние годы количество международных сделок привело к усложнению форм договоров.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы транспортного страхования грузов 6
1.1. Понятие и классификация страхования 6
1.2. Методология страхования грузов 12
1.3. Современное состояние рынка страхования грузов 27
Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов 33
2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов 33
2.2. Анализ страховых премий и выплат по транспортному страхованию 40
Глава 3. Стратегии рынка страхования, меры совершенствования страховых компаний 48
3.1. SWOT- анализ и PEST- анализ рынка страхования в России 48
3.2. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний 53
Заключение 67
Список использованой литературы 71

Работа содержит 1 файл

Курсовая «Страхование внешнеэкономических грузов в России».doc

— 611.50 Кб (Скачать)

     При железнодорожных отправлениях имеют  место нагрузки, как по вертикали, так и по горизонтали, особенно в  процессе погрузки в железнодорожные  вагоны. Кроме того, в пути груз подвергается воздействию качания, вибрации и центробежных сил, которые так же час то недооцениваются.

     При перевозке автотранспортными средствами действует такие нагрузки как  качание, тряска вибрация, удары во время езды по плохим дорогам и  булыжным мостовым, смещение груза  от резкого торможения.

     При морских перевозках возникают нагрузки вследствие удара или падения  груза, а так же горизонтальные удары  во время размещения груза, давления в штабелях, в трюмах, усиленное  сжатие груза вследствие килевой  или бортовой качки судна. Особенно это ощущается при международных морских перевозках. На груз оказывает влияние вибрация, а также вода (особенно на палубе судна и при складировании под открытым небом) конденсированная влага, образующаяся внутри упаковки из-за высокой относительной влажности воздуха и при быстрой смене температур (что особенно характерно для контейнерной упаковки).

     Часто существенным испытаниям поступивший  груз подвергается в пунктах назначения, поэтому на складе в пункте назначения следует учитывать следующее: упакованные  транспортные грузы могут храниться под открытым небом много месяцев при сильных изменениях погодных и температурных условий; груз может перемещаться автопогрузчиками и неподходящими подъемными средствами, ящики могут подвергаться толчком вдоль и поперек, их укладывать в штабели. Нередко убытки по перевозимым грузам можно предотвратить, только применяя соответствующую упаковку.

     При авиаотправках в целях облегчения вес используют контейнеры из гофрированного картона в соответствии со стандартами, разработанными ИАТА (международной авиатранспортной ассоциацией). Размещение груза в этом случае удобно тем, что оно может размещаться любыми погрузочными средствами.

     Заключительным  этапом оформления упаковки экспортных грузов является чистая, удобочитаемая  маркировка. Она является важным элементом и непременным условием при предъявлении страховщику заявления об убытке. В случае убытка безупречная маркировка может стать решающим фактором для заявления требования страховщику о возмещении.

     Наряду  с указанными символами на упаковке должны быть приведены следующие данные:

     – наименование получателя;

     – номер места;

     – место и порт назначения;

     – брутто и нетто-вес груза;

     – размеры упаковки.

     Нанесение рекламы должно быть исключено, так  как это может побудить к краже  содержимого упаковки. Важнейшие данные маркировки должны быть нанесены, по меньшей мере, с двух сторон упаковки в виде хорошо читаемых водостойких надписей. При серийных отправках дополнением к маркировке служит упаковочный лист, прикрепленный к внешней стороне упаковки в непромокаемом конверте.

     Из-за неудовлетворительно оформленной  маркировки могут возникнуть неприятные последствия:

     – потеря упаковочного листа на пути к получателю;

     – прибытие груза с большой задержкой;

     – повреждение поступившего груза  из-за неправильного обращения с ним;

     – штраф отправителю со стороны  таможни;

     – недовольство получателя;

     – издержки, связанные с заменой  отправки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Современное состояние  рынка страхования  грузов

Страховой рынок в 2010 году не достигнет уровня 2008 года, прогнозирует «Эксперт РА». Темпы прироста страховых премий в 2010 году составят 6,9% по сравнению с 2009 годом и минус 1,1% по сравнению с 2008 годом. В первом полугодии 2010 года объем российского страхового рынка вырос по сравнению с первым полугодием 2009 года на 5,1% (или 13,9 млрд рублей). Однако увеличение объема собранных взносов произошло в основном за счет повышения тарифов в ДМС и роста обязательных и вмененных видов страхования. Далеки от выхода из кризиса такие важные сегменты страхового рынка, как страхование автокаско и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков («Эксперт РА» прогнозирует падение взносов в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 19 и 12% соответственно). К концу 2010 года на докризисный уровень выйдут сегменты страхования от несчастных случаев и болезней (+3% по сравнению с 2008 годом) и страхования выезжающих за рубеж (+3%).

     Окончательное восстановление рынка с точки  зрения объемов собранной премии следует ожидать в 2011 году. В 2012 году с вступлением в силу нового закона об ОПО и реализации иных мер по стимулированию спроса на страхование начнется новый этап бурного роста российского страхового рынка.

     Дрейф рисков: центр финансовых проблем страховых компаний постепенно будет смещаться от розничных страховщиков к корпоративным. Резкий рост комбинированного коэффициента убыточности у розничных страховщиков вынудил их поднять тарифы в страховании автокаско. В результате в 1-ом полугодии 2010 года комбинированный коэффициент убыточности розничных страховых компаний снизился и составил 104,3% (106,9% в 2009 году). В 2010 году значение этого показателя продолжит снижение в случае, если не реализуется крайне негативный, но возможный сценарий возврата к политике демпинга розничных страховщиков, испытывающих иллюзию выхода из кризиса.

     Последствия демпинга на рынке корпоративного страхования  не столь заметны, как на рынке  розничного страхования. Причины - низкая частота наступления страховых  событий и значительные сроки  урегулирования убытков в корпоративном  страховании. В результате тарифы остаются заниженными, а финансовое состояние корпоративных страховщиков медленно, но стабильно ухудшается. В 1-ом полугодии 2010 года был отмечен рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто у этого типа компаний, хотя он до сих пор находится на «безопасном» уровне (95,6%).

     Опасные связи: сокращение доходности инвестиций страховщиков потребует повышения рентабельности непосредственно страховой деятельности, с чем в условиях роста убыточности способны справиться далеко не все участники страхового рынка. Снижение ставок по депозитам и «затишье» на фондовом рынке привели к снижению рентабельности инвестиций российских страховщиков. По данным «Эксперт РА», усредненное значение рентабельности инвестиций в первом полугодии 2010 года составило 4,2%, сократившись по сравнению с первым полугодием 2009 года на 0,3 п.п. Во втором полугодии 2010 года падение этого показателя продолжится. Снижение рентабельности инвестиций происходит на фоне роста комбинированного коэффициента убыточности в целом по рынку с 99,8% в 1-ом полугодии 2009 года до 101,6% в 1-ом полугодии 2010 года. В этих условиях страховщикам все труднее показывать высокие значения рентабельности активов. Небольшие страховщики при этом сталкиваются с дополнительными трудностями в плане достижения соответствия новым требованиям по минимальному размеру УК, как за счет собственной прибыли, так и за счет инвестиций собственников, которые, вполне вероятно, не захотят осуществлять дополнительные вложения в нерентабельный бизнес.  
 

     Доля совокупных взносов по корпоративному страхованию

     По  прогнозам «Эксперт РА», темпы прироста страховых премий в 2010 году по сравнению  с 2009 годом по страхованию имущества  юридических лиц от огневых и  иных рисков составят -5%, по ДМС – +8%, по страхованию от несчастных случаев и болезней –+1%, по страхованию СМР – +5%, по страхованию грузов – -5%.

     В 2010 году также продолжится развитие страхования ответственности через  саморегулируемые организации (оценщиков, аудиторов, проектировщиков, строителей, арбитражных управляющих).

     Восстановление  рынка корпоративного страхования  может значительно ускориться за счет введения новых обязательных и  вмененных видов страхования, а  именно:

    1. Принятие законопроекта об ОПО (вновь широко обсуждаемого после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС).
    2. Принятие законопроекта «Об обязательном страховании противопожарной безопасности» (предложенного МЧС после пожара в клубе «Хромая лошадь»).
    3. Принятие законопроекта «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» (предложенного Минтрансом РФ).

     Вступление  в силу этих законопроектов планируется  не ранее 2011 года. Введение новых обязательных и вмененных видов страхования, хотя и выведет рынок корпоративного страхования на новую ступень  развития, но в то же время может создать предпосылки для появления новых кризисных явлений, особенно при законодательном определении некорректных страховых тарифов.4

Однако  почти все российские страховые  компании предлагают сегодня услуги по страхованию грузов. И лучше купить страховку, чем лишиться бизнеса. Но по непонятным причинам, в России лишь 40-50% всех перевозимых грузов страхуется. И в большинстве своем, это все грузы тех отечественных компаний, которые тесно сотрудничают с иностранными фирмами. Следовательно, страхование грузов – это сегмент страховой отрасли, обладающий существенным потенциалом для дальнейшего развития.5

    Итак, рассматривая теоретические основы транспортного страхования грузов можно отметить, что страхование - это вид страхования, при котором объектом страхования являются грузы, перевозимые различными видами транспорта.

    Так же страхования классифицируются по следующим условиям:

  • вид транспортируемых грузов;
  • метод перевозки;
  • содержание народнохозяйственных интересов.
  • страхование генеральных грузов (генгрузов).
  • страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
  • страхование сельскохозяйственных и иных животных;
  • страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.

    Преимуществами  страхования груза являются:

  • Страховой полис является гарантией компенсации потерь, могущих возникнуть в любо момент транспортной перевозки.

Делая выводы о  современном страховом рынке  можно сказать, что страховой рынок в 2010 году не достиг уровня 2008 года.В первом полугодии 2010 года объем российского страхового рынка вырос по сравнению с первым полугодием 2009 года на 5,1% (или 13,9 млрд рублей).

По прогнозам  «Эксперт РА», темпы прироста страховых  премий в 2010 году по сравнению с 2009 годом  по страхованию имущества юридических  лиц от огневых и иных рисков составят -5%, по ДМС – +8%, по страхованию от несчастных случаев и болезней –+1%, по страхованию СМР – +5%, по страхованию грузов – -5%. 

Глава 2. Динамика расходов, премий, и выплат по страхованию и перевозке грузов

2.1. Анализ транспортных расходов при перевозке грузов

     С начала 2007 года рынок страхования  грузоперевозок в России вырос на 6%. Если учесть рост транспортных расходов и инфляцию, это немного, почти  ничего. Страховщики обвиняют в недостраховании  грузовладельцев - мол, они не заботятся о финансовой защите своего имущества. Но если копнуть глубже, окажется, что сами страховщики пока не могут создать для своих потенциальных клиентов удобный страховой продукт.

     В 2009 году суммарный объем премий по страхованию грузов в нашей стране, по данным Всероссийского союза страховщиков, составил около 20 млрд. руб., то есть около 3,5% совокупного сбора премии. Эта цифра отражает "недострахованность" бизнес-процессов, что означает низкую обеспеченность финансовой защитой транспортного бизнеса, которая может негативно отразиться на экономической безопасности транспорта РФ Объем рынка страхования грузов в целом по России, по данным «Росгосстраха», вырос на 16% за 2003 год по сравнению с 2002-м и оценивался в конце прошлого года в 15 млрд руб. А за первое полугодие года нынешнего он вырос на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом, по словам руководителя Центра стратегических исследований, анализа и планирования ОАО «Росгосстрах» Алексея Зубца, если учитывать рост цен на продукцию промышленного сектора в первом полугодии, то можно говорить о сужении рынка на 4-5%. Некоторые страховщики не согласны с такими данными. Они отмечают значительное снижение тарифов на страхование грузов и рост оборота — количества клиентов страховых компаний. Руководитель управления страхования имущества и ответственности Национальной страховой группы (НСГ) Михаил Терещенко приводит цифру в 30%. Выходит, что рост, несмотря на инфляцию, все-таки есть, хотя его темпы оставляют желать лучшего.

Информация о работе Страхование внешнеторговых грузов в России