Аккредитация в государственных органах и общественных объединениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.

Содержание

Введение.
§ 1. Основные требования к Правилам аккредитации журналистов.
§ 2. Типовые правила аккредитации журналистов СМИ
§ 3. Права и обязанности аккредитованных журналистов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

тема:

«Аккредитация в государственных органах и  общественных объединениях»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

Введение.

§ 1. Основные требования к Правилам аккредитации журналистов.

§ 2. Типовые правила  аккредитации журналистов СМИ

§ 3. Права и  обязанности аккредитованных журналистов

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В законе «О средствах массовой информации»  институту аккредитации посвящена  специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Аккредитация, аккредитовать в переводе с латинского (acredere) значит оказывать доверие. Первоначально понятие «аккредитация» использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, а также процедуру представления (признания полномочий) журналистов при международных организациях.

В дальнейшем этот термин стал использоваться шире - как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным  органам, организациям, учреждениям, органам  общественного объединения.

В соответствии со статьей 48 Закона «О СМИ» редакция имеет  право подать заявку в государственный  орган, организацию, учреждение, орган  общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Отметим, однако, что этому праву не корреспондирует  обязанность администрации, должностных  лиц аккредитовать журналистов  в соответствии с поданной заявкой.

Аккредитуются заявленные журналисты при условии  соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами. Таким  образом, правовое регулирование аккредитации осуществляется на основе Закона «О СМИ» и правил аккредитации, утверждаемых аккредитующими субъектами.

Институт  аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия  для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.

Некоторые организации не считают нужным вводить  у себя аккредитацию журналистов, мотивируя  это тем, что они работают в  режиме полной открытости. Однако по-настоящему открытых организаций, которые заинтересованы предоставлять информацию всем и  в полном объеме, пока в России не так уж много. На деле декларируемая  открытость нередко оборачивается  совсем противоположным.

Нередко руководители пресс-служб возражают  против введения института аккредитации, опасаясь (по разным мотивам) повышенного  интереса, критики деятельности своих  организаций со стороны СМИ. Не желая  создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные  барьеры к доступу информации, используют организационные способы  ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления информации. Все это не облегчает, а усложняет деятельность журналистов, им труднее получать информацию, заблаговременно  узнавать о проводимых мероприятиях, встречаться с людьми, которые  обладают социально-значимой информацией.

§ 1. Основные требования к  Правилам аккредитации журналистов.

 

Ст. 48 Закона «О СМИ» предоставляет всем государственным, политическим, общественным организациям право самостоятельно устанавливать  свои Правила аккредитации. Они призваны определять порядок аккредитации представителей средств массовой информации, права и обязанности журналистов, основные направления работы с аккредитованными работниками СМИ в целях создания необходимых условий обеспечения их информацией о деятельности аккредитующей организации, соответствовать Российскому законодательству, не вступать в противоречие с принципами Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Законом «О СМИ». Они не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов.

Однако  на практике существующие Правила далеко не всегда отвечают указанным требованиям. Поскольку нет Типовых Правил аккредитации, единых норм и понятий  для их разработки, то действует  принцип «по усмотрению». Ввиду  недостаточной разработанности  ст. 48 Закона «О СМИ», отсутствия подзаконных  актов, рассматривающих содержание и механизм функционирования института  аккредитации, значительная часть вопросов регламентируется устоявшимися традициями, здравым смыслом, внутренней культурой, уровнем правосознания и неписаными нравственными правилами и стандартами. Все это диктует необходимость  внимательного изучения и анализа  всех пунктов Правил, поскольку в  них может содержаться угроза свободе массовой информации не в  явной, а скрытой форме, которая  может «сработать» в «нужный» момент. Анализ действующих в различных  организациях и учреждениях Правил аккредитации показал, что нередки  случаи, когда отдельные пункты этих Правил используются в качестве инструмента ограничения доступа к информации, влияния или давления на СМИ со стороны пресс-служб или служб информации. Нередко принятые в регионах, на местах Правила аккредитации нарушают права журналистов, предоставленные им федеральным законодательством. Идеи, которые закладываются в эти правила, порой преследуют цель не облегчить журналистам доступ к информации, а расширить перечень ограничений прав журналистов собирать и получать информацию по интересующим их проблемам.

Не случайно аккредитация иногда воспринимается как  система манипулирования профессиональным сообществом, как деление журналистов  на «достойных» и «недостойных».

Во избежание  произвольного нормотворчества  в различных государственных  учреждениях и органах местного самоуправления необходимо принять  на законодательном уровне Типовые  Положения об аккредитации.

Попытка разработки общих рекомендаций пресс-службам  при составлении Положений об аккредитации была предпринята в 1994 году теоретической конференцией «Пресс-секретарь - чиновник или журналист?» Эта  конференция была организована Фондом защиты гласности и Оргкомитетом Ассоциации пресс-служб России при  поддержке ряда общественных творческих и профессиональных организаций. Выработанные конференцией рекомендации, в частности, содержали следующие предложения:

1. Правила  об аккредитации не должны  противоречить ст. 29 Конституции  РФ, которая гарантирует свободу  массовой информации, а также  законодательству о СМИ.

 

2. Общие  положения документа должны определять:

а) лиц, имеющих  право на аккредитацию;

б) срок, на который оформляется аккредитация;

в) виды аккредитации;

г) квотирование мест, выделенных для прессы;

д) порядок подачи заявки на аккредитацию и срок ее рассмотрения;

е) должностное  лицо, принимающее решение об аккредитации.

3. Права  аккредитованных журналистов.

4. Обязанности  аккредитованных журналистов.

5. Основания  для приостановления, лишения,  отказа в аккредитации.

6. Порядок  лишения и отказа в аккредитации.

Однако  эти предложения так и не получили законодательного закрепления и  широкого распространения. Между тем  правильно составленные Правила  об аккредитации и строгое их соблюдение как журналистами, так и информационными структурами организаций могут помочь избежать конфликтных ситуаций и необходимости обращения той или другой стороны с судебными исками в народный суд, а также с заявлениями и жалобами в Судебную палату по информационным спорам.

 

§ 2. Типовые правила аккредитации журналистов СМИ

 

1. Общие  положения

Аккредитация - оформление редакцией средства массовой информации полномочий своего представителя  при Акк. Орг. и их принятие аккредитующим органом (аккредитующей организацией) в порядке, определенном законом и настоящими Правилами.

Аккредитация  журналистов средств массовой информации при Акк. Орг. проводится в целях обеспечения открытости работы Акк. Орг., совершенствования взаимодействия Акк. Орг. со средствами массовой информации, создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов как лиц, выполняющих общественный долг и обеспечивающих право граждан на информацию.

Аккредитация  осуществляется в соответствии с  Законом Российской Федерации “О средствах массовой информации”  от 27 декабря 1991 года и настоящими Правилами  и не может быть использована для  введения цензуры, иного ущемления  свободы массовой информации, ограничения  прав граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Настоящие Правила базируются на согласованных  и взаимоприемлемых позициях, которым  Акк. Орг. и редакции средств массовой информации обязуются следовать, исходя из понимания того, что их выполнение соответствует общественным интересам.

2. Право  на аккредитацию

2.1. Право  уполномочить журналиста представлять средство массовой информации при Акк. Орг. принадлежит редакции любого зарегистрированного средства массовой информации, а также любому зарубежному средству массовой информации, аккредитованному при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

 

2.2. Акк. Орг. признает полномочия аккредитованного редакцией журналиста в соответствии с настоящими Правилами.

2.3. Отсутствие  аккредитации не влечет ограничения  прав журналистов, установленных  Законом Российской Федерации  "О средствах массовой информации".

3. Виды  аккредитации

3.1. Аккредитация  может быть постоянной и временной.

3.2. Постоянная  аккредитация предоставляется журналистам  средств массовой информации  бессрочно.

3.3. Временная  аккредитация предоставляется журналистам  средств массовой информации  на срок, необходимый для выполнения  конкретного редакционного задания,  либо для замены постоянно  аккредитованного журналиста в  случае его болезни, отпуска,  командировки.

4. Порядок  аккредитации

4.1. Заявка  редакции средства массовой информации  на аккредитацию своего представителя  подается в Пресс-службу Акк. Орг. на официальном бланке редакции за подписью главного редактора, заверенной печатью. К заявке прилагаются: копия свидетельства о регистрации средства массовой информации, две фотографии (3х4 см) каждого журналиста.

4.2. В  заявке необходимо указать:

• полное наименование средства массовой информации, тираж, периодичность, местонахождение  редакции, регион распространения, почтовый (электронный) адрес, номера телефонов  и факсов редакции;

• фамилию, имя отчество представленного на аккредитацию журналиста;

• вид  аккредитации (постоянная или временная).

4.3. Решение  об аккредитации принимается  руководителем Пресс-службы Акк. Орг. в семидневный срок со дня поступления заявки на аккредитацию.

 

4.4. Аккредитационное удостоверение выдается руководителем Пресс-службы Акк. Орг. на основании поданной заявки.

4.5. Аккредитационное удостоверение обеспечивает беспрепятственный проход в здания, в которых размещается Акк. Орг..

5. Квоты  для аккредитации 

5.1. Количество  представителей одной редакции  определяется с учетом реальных  возможностей их размещения в  помещениях, в которых проводятся  заседания и иные мероприятия  Акк. Орг. и ее подразделений, в связи с чем могут устанавливаться нормативы (квоты) для журналистов, аккредитуемых по заявке одной редакции.

5.2. При  установлении квот соблюдаются  принципы открытости и справедливости.

5.3. Квотирование  осуществляется на основе следующих  критериев подразделения СМИ:

• по форме  периодического распространения массовой информации - периодические печатные издания, информационные агентства, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, иные средства массовой информации;

• по тиражу;

• по специализации (заявленной тематической направленности);

• по территории распространения (вещания) - зарубежные, федеральные, межрегиональные, региональные, районные и городские.

5.4. Перечень  средств массовой информации  с указанием числа аккредитуемых  журналистов от каждого из  них содержится в приложении  к настоящим Правилам.

5.5. Квоты,  установленные для радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программ, включают помимо журналистов также вспомогательных и технических сотрудников (операторов, инженеров, осветителей и т.д.).

6. Основные  направления работы с аккредитованными  журналистами 

Журналистам, аккредитованным при Акк. Орг., обеспечиваются надлежащие условия для профессиональной деятельности по оперативному освещению работы Акк. Орг. В этих целях Пресс-служба Акк. Орг.:

• предварительно извещает о дате, времени и месте  проведения заседаний и иных мероприятий  Акк. Орг.;

Информация о работе Аккредитация в государственных органах и общественных объединениях