Автономия воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов традиционно именуется общим надзором.

Предмет общего надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре составляет:

1) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации; за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Работа содержит 1 файл

контрольная ПН.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
  1. Полномочия  прокурора по надзору  за исполнением законов  и законностью  правовых актов (общий  надзор).
 

    Надзор  за исполнением законов и законностью  правовых актов традиционно именуется  общим надзором.

    Предмет общего надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре составляет:

    1) надзор за соблюдением Конституции  Российской Федерации; за исполнением  законов, действующих на территории  Российской Федерации, Федеральными  министерствами, государственными  комитетами, службами и иными  федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

    2) надзор за соответствием федеральным  законам правовых актов, издаваемых  всеми перечисленными выше органами  и их должностными лицами.

    Прокурорам  вменено в обязанность осуществлять надзор за исполнением законов. Законодатель ограничился лаконичной формулировкой «закон», не расшифровав, какие из действующих на территории Российской Федерации законов имеются в виду.

    Необходимые пояснения дает приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

    В приказе сказано, что в надзорных  действиях прокурору надлежит руководствоваться  положением о высшей юридической  силе Конституции РФ, ее прямом действии применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.  Следовательно, иерархия нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокурор, по нормативной силе включает: Конституцию РФ, международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

    Для успешного осуществления прокурорского  надзора за исполнением законов  прокуроры наделены определенными  правами и несут установленные законом обязанности, т.е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

    Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

    1. По предъявлении служебного удостоверения  беспрепятственно входить на  территории и в помещения органов, за исполнением

    2. Иметь доступ к интересующим  его документам и материалам.

    3. Требовать от руководителей органов,  за исполнением законов которыми  осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных  сведений.

    4. Требовать от руководителей органов,  перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов.

    5. Требовать от руководителей органов,  за исполнением законов которыми  осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями.

    6. Требовать от руководителей поднадзорных  прокурору органов проведения  ревизий деятельности подконтрольных  или подведомственных предприятий,  учреждений и организаций.

    7. Вызывать должностных лиц и  граждан в прокуратуру или  в иное место своего нахождения  для истребования объяснений  по поводу нарушения закона.

    8. Проводить прокурорские проверки  исполнения законов и проверки  законности правовых актов.

    Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст. 22251 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям относятся права прокуроров:

    1. Опротестовывать противоречащие  закону правовые акты либо  обращаться в суды и арбитражные  суды с заявлениями (исками) о  признании таких актов недействующими.

    2. Вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

    3. Возбуждать производство об административном правонарушении.

    4. Возбуждать уголовное дело.

    5. Требовать привлечения лиц, нарушивших  закон, к иной установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной).

    6. Освобождать лиц, незаконно подвергнутых  административному задержанию на  основании решений несудебных органов;

    7. Предостерегать должностных лиц  о недопустимости нарушения закона. 
 

    2. Специализированные  прокуратуры в  системе прокуратуры  РФ. Особенности организации  и деятельности  военной прокуратуры.

    Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

    Специализированные  органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку  проблемы законности в специфических  сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.

    Первый  тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.

    Второй  тип: природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.

    Специализированные  прокуратуры служат необходимым  элементом прокурорской системы.

    Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Транспортные  прокуратуры осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.

    Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.

    Прокуратуры особо режимных объектов созданы в целях охраны государственной тайны и обеспечения установленного режима секретности на особо режимных объектах, перечень которых устанавливается Правительствам РФ. Следователи этих прокуратур расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах. Эти прокуратуры находятся в непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ. 

    Задача.

    В прокуратуру района поступило анонимное  заявление о том, что в дежурной части РОВД отказались принять заявление  гражданина Николаева о нанесении  ему неизвестными лицами ножевых  ранений. Приглашенный в прокуратуру Николаев этот факт подтвердил, указав в своем объяснении, что в настоящее время лечение закончилось благополучно, и он  не настаивает на расследовании данного преступления. Главврач больницы по запросу прокуратуры представил справку о диагнозе Николаева: проникающее в брюшную полость колото-резаное ранение, причинившее тяжкий вред здоровью.

    Какие решения должен принять  в данном случае прокурор? Какие виды уголовного преследования предусматривает УПК РФ? Полномочия прокурора в связи с их осуществлением.

    Согласно  ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные  заявления о преступлении не могут  служить поводом к возбуждению  уголовного дела. Если в таких заявлениях содержатся данные о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в правоохранительные органы для возможного использования в оперативных целях в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

    Однако, при допросе потерпевшего Николаева был установлен факт нанесения ему ножевых ранений неизвестными лицами, что подтверждает медицинская справка, поэтому данное преступление можно квалифицировать как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 УК РФ.

    В соответствии со ст.20 ч. 5 данное преступление является публичным и возбуждается в каждом случае обнаружения признаков преступления и без заявления потерпевшего.

    Так как имеются достаточные основания  для возбуждения уголовного дела: показания потерпевшего и медицинская справка, то прокурор вправе возбудить уголовное дело, а также может вынести постановление о направлении материалов дела в орган дознания и следствия для решения о возбуждении дела.

    Статья 20 УПК РФ. Виды уголовного преследования.

    1. В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.

    2. Уголовные дела о преступлениях,  предусмотренных статьями 115 частью  первой, 116 частью первой, 129 частью первой и 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

    3. Уголовные дела о преступлениях,  предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 136 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой и 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частно - публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

    4. Руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.

    5. Уголовные дела, за исключением  уголовных дел, указанных в  частях второй и третьей настоящей  статьи, считаются уголовными делами  публичного обвинения. Дела публичного  обвинения - это дела, возбуждаемые  уполномоченными органами (прокурором, следователем, дознавателем) в каждом случае обнаружения признаков преступления.

Информация о работе Автономия воли