Авторское право Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:39, реферат

Описание работы

Предотвратить неправомочное использование в своих целях, будь то художественных произведений или баз данных или компьютерных программ должен Закон - Закон об Авторском праве. Авторское право — подотрасль гражданского права, регулирующая отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения……………………………………………………….4
1.1. Сфера действия авторского права………………………………………...4
1.2. Субъекты и объекты авторского права…………………………………...4
1.3. Личные неимущественные и имущественные авторские права………...9
1.4. Исключительное право на произведение………………………………..10
1.5. Авторское право и право собственности………………………………..13
1.6. Защита авторских прав…………………………………………………...13
1.7. Нарушение и защита авторских прав……………………………………15
Глава 2. Защита авторских прав при пересечении товаром таможенной границы…………………………………………………………………………...18
2.1. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров…………………………………………………………………………... 19
2.2. Соблюдение мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности……………………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список Литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Авторское право Российской Федерации.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования. Объектами Авторского права должны обязательно стать Проекты Государственного развития[4].

 

 

1.3. Личные неимущественные и имущественные авторские права.

 

Личные неимущественные права (также обозначены в Бернской конвенции как "моральные права") включают в себя: право признаваться автором произведения (право авторства).

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя).

Право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу.

Имущественные авторские права — права, которые автор может предоставлять другим лицам.

Имущественные авторские права включают в себя:

право на воспроизведение — воспроизводить произведение;

право на распространение — распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее;

право на импорт — импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав;

право на публичный показ — публично показывать произведение;

право на публичное исполнение — публично исполнять произведение;

право на передачу в эфир — сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путём передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств;

право на перевод — переводить произведение;

право на переработку — переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение;

право на доведение до всеобщего сведения — сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору[5].

 

1.4. Исключительное право на произведение.

 

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко - или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

прокат оригинала или экземпляра произведения;

публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения)[6].

 

1.5. Авторское право и право собственности.

 

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное)[7].

 

1.6. Защита авторских прав.

 

Защита авторских прав обеспечивается благодаря наличию в законодательстве правовых норм, которые предусматривают способы защиты прав физических и юридических лиц. Законодатель предусмотрел две формы защиты любых прав: юрисдикционный и не юрисдикционный способ защиты.

Не юрисдикционная форма защиты прав и интересов заключается в самостоятельно предпринимаемых действиях субъекта правоотношений без обращение в суд либо другие компетентные органы. Область применения не юрисдикционных способов правовой защиты авторских прав достаточно узкая.

Наиболее распространенной формой защиты авторских прав является юрисдикционная форма защиты. Обращение в суд, к примеру, является юрисдикционной формой правовой защиты авторских прав. Наибольшую эффективность в данной сфере проявили гражданско-правовые методы защиты авторских и смежных прав. Гражданский Кодекс РФ в статье 12 предусматривает 11 способов защиты гражданских прав. Из анализа диспозиции правовой нормы вытекает, что этот список не является закрытым, то есть это говорит о возможности применения других способов защиты авторских прав, которые не противоречат действующему законодательству. Исковое судопроизводство помогает реализовывать данные способы защиты. Лицо, считающее, что его авторские права были нарушены, может обратиться в суд с иском о защите авторских прав, и в качестве искового требования избрать, к примеру, признание за ним права авторства на произведение.

Более детально процесс защиты авторских прав регламентирован в ст. 1252 ГК РФ, которая является специальной нормой. Закон говорит, что защита прав субъекта на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется при помощи предъявления следующих требований о:

признании права

пресечении действий, нарушающих авторские права;

возмещения убытков;

выемке материального носителя;

публикации судейского решения о допущенных нарушениях с указанием настоящего правообладателя.

 

 

 

1.7. Нарушение и защита авторских прав.

 

В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя[8].

Нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требования закона в отношении как личных неимущественных и имущественных прав автора, исполнителя, так и исключительных имущественных прав иных правообладателей.

За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение неимущественных авторских прав называется плагиатом. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

Статья 146 УК РФ определяет, что незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Часть 2 указанной статьи УК РФ определяет ответственность за те же деяния, но совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 400 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 4 до 8 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет[9].

Исходя из диспозиции ст. 146 УК РФ, нарушения авторских и смежных прав являются уголовным деянием в случае:

— незаконного использования объектов авторского права и смежных прав;

— присвоения авторства — при условии, что эти деяния причинили крупный ущерб.

Нарушения иных личных неимущественных прав обладателя авторских или смежных прав не являются объектом указанного преступления и могут повлечь иную ответственность: гражданско-правовую, административную.

Следует отметить, что уголовной ответственности за данное деяние подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

В соответствии со ст. 27 УПК РСФСР дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 146 УК РФ (незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб), возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым, в отличие от некоторых иных категорий дел частного обвинения, не подлежат.

В исключительных случаях, если указанное деяние имеет особое общественное значение или если потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить такое дело и при отсутствии жалобы потерпевшего.

Информация о работе Авторское право Российской Федерации