Дипломатические представительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:26, реферат

Описание работы

То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

Работа содержит 1 файл

дипломатические представительства.docx

— 28.62 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

То или иное государство вступает в разного рода связи с другими  странами через посредство своей  внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления  международной жизни. Проводя внешнюю  политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или  иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет  представить определенную систему  международных отношений, которая  охватывает сложный комплекс процессов  и регулируется различными отраслями  международного права.

В широком понимании система  международных отношений может  быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную  структуру. В нее входят различные  связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и дипломатические  отношения призваны содействовать  сотрудничеству в названных и  других областях.

Таким образом, для поддержания  международных отношений государства  создают дипломатические представительства.

 

 

  1. Понятие и виды дипломатических представительств

Дипломатическое право - совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств.

Оно необходимо для осуществления  государством права посольства, которое  включает активное право посольства (право направлять посольства) и  пассивное право посольства (принимать  посольства).

Дипломатические представительства - орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.

Учреждение дипломатического представительства  осуществляется по взаимному согласию, выраженному в форме совместного  коммюнике, обмена нотами, что часто  совпадает с достигнутой договоренностью  об установлении дипломатических отношений.

Международным правом устанавливаются  виды дипломатических представительств:

1) посольства - представительство  высшего уровня, возглавляется чрезвычайным  и полномочным послом, к ним  приравниваются представительства  Ватикана - нунциатуры, а также представительства,  которыми обмениваются государства  Британского содружества;

2) миссии - представительства, возглавляемые  чрезвычайными и полномочными  посланниками или постоянными  поверенными в делах;

3) иные официальные представительства,  имеющие специфический статус (например, представительство РФ в Ватикане  и наоборот).

Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный  правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты.

Установление между государствами  дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право  предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень -- посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих  должностей и т.д. определяются законодательством  аккредитующего государства.

В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые  дипломатическим работникам. Они, как  и дипломатические должности, устанавливаются  внутренним законодательством соответствующего государства.

  1. Состав дипломатического представительства

Установление между государствами  дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право  предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые  не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и  привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует  определенный класс главы представительства.

Штат дипломатического представительства состоит из главного представительства, дипломатического и административно-технического и обслуживающего персонала.

Члены дипломатического персонала - лица, имеющие дипломатический ранг, который присваивается дипломатам в соответствии с существующими в стране правилами прохождения дипломатической службы (послы, посланники, советники, торговые представители).

Дипломатический ранг сохраняется  пожизненно. К дипломатическому персоналу  относятся также торговые представители  и их заместители, военные атташе (военно-морские, военно-воздушные) + 1,2,3 секретари и специалисты по областям сотрудничества.

В РФ устанавливаются следующие  дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1 и 2 класса, первый секретарь 1 и 2 класса, второй секретарь 1 и 2 класса, 3 секретарь, атташе.

Дипломатические ранги посла и  посланника присваиваются Президентом, а остальные ранги - министерством  иностранных дел.

Административно-технический  персонал включает в себя заведующего канцелярией, финансовых работников, переводчиков, делопроизводителей.

К обслуживающему персоналу относятся врачи, курьеры, шоферы, повара, лифтеры и др. лица, выполняющие обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Главы представительств государств согласно ст.14 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. делятся на 3 класса:

  • послов и нунциев, аккредитируемых при главах государств;
  • посланников и интернунциев, аккредитируемых также при главах государств;
  • класс поверенных в делах, аккредитируемых при министрах иностранных дел.

Класс главы дипломатического представительства  определяется соглашением заинтересованных государств. Назначение главы представительства осуществляется в соответствии с общепринятыми международными правилами и национальным законодательством аккредитирующей страны и сводится к следующим стадиям:

  • запрос агремана - согласие государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;
  • издание после получения агремана акта, оформляющего назначение представительства;
  • вручение верительных грамот, т.е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитирующего в этом качестве в государстве пребывания.

Верительные грамоты подписываются  главой аккредитирующего государства  и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя.

Аккредитирующее государство может  назначить главу представительства  в одно или несколько государств, если не заявлено возражений со стороны  любого из этих государств.

Члены дипломатического персонала  назначаются аккредитирующим государством без предварительного запроса. Назначение производится ведомством иностранных дел. Своеобразно решается вопрос относительно военного атташе. Согласно Венской конвенции государство пребывания может предложить, чтобы имена военного, морского или авиационного атташе заранее сообщались, с целью их одобрения.

В РФ действует правило, предусматривающее  обязательное согласие на назначение того или иного лица в качестве военного атташе.

  1. Функции дипломатического представительства

Венская конвенция о дипломатических  сношениях 1961г. определяет функции  дипломатических представительств с точки зрения международного права. К ним относятся:

1) представительство аккредитующего  государства в государстве пребывания;

2) защита в государстве пребывания  интересов аккредитующего государства  и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

3) ведение переговоров с правительством  государства пребывания;

4) выяснение всеми законными  средствами условий и событий  в государстве пребывания и  сообщении о них правительству  аккредитующего государства; 

5) поощрение дружественных отношений  между аккредитующим государством  и государством пребывания и  развитие их взаимоотношений  в области экономики, культуры и науки (ст.3).

6)   обеспечение национальных интересов;

7)  выполнение поручений Президента, Правительства, министерства иностранных дел;

Кроме того, дипломатические представительства  могут выполнять консульские функции. Для этой цели в них создаются консульские отделы.

В РФ Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол РФ. В случае его отсутствия - временный поверенный в делах РФ, назначаемый из числа  старших дипломатических сотрудников  посольства.

  1. Иммунитеты и привилегии дипломатических представительств и его сотрудников

Работники дипломатических представительств пользуются определенным иммунитетом (изъятие из под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями (льготами, преимуществами). Иммунитет и привилегии предоставляются не для личных выгод, а с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функций дипломатических представительств.

В Венской конвенции 1961г. дипломатические  иммунитеты и привилегии подразделяются на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

К первой группе относятся:

1) неприкосновенность помещений  дипломатических представительств - она обеспечивается двумя обязанностями  государства пребывания обеспечить  надлежащую внешнюю охрану помещений  и не допускать вступления  властей (следователей, пожарных, судебных  исполнителей) в эти помещения  без согласия главы представительства.

2) иммунитет имущества и средств  передвижения, корреспонденции и  архивов.

Средства передвижения не могут  быть подвергнуты обыску, реквизиции, аресту. Это не исключает права  ГАИ (ГИБДД) фиксировать нарушения  правил уличного движения и сообщать о них в Министерство иностранных дел. Иммунитет транспортных средств не распространяется на водителей, если они не являются дипломатами (в сентябре 1995г. в Москве был арестован, а затем передан суду водитель посла Саудовской Аравии, обвиняемый в захвате заложника, который был вывезен в Подмосковье на машине посольства).

Дипломатические представительства  обладают привилегией пользоваться своим государственным флагом и  эмблемой, внеочередной телеграфной  и телефонной связью. Дипломатическая  почта не подлежит вскрытию, а сопровождающие ее дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью.

3) фискальный иммунитет - освобождение  от прямых налогов;

4) таможенный иммунитет - освобождение  от пошлин на предметы, предназначенные  для личного пользования, личный  багаж не подлежит досмотру. Исключение  составляют случаи, когда есть  серьезные основания полагать, что  он содержит предметы, запрещенные  к ввозу или вывозу. В таком  случае досмотр должен производиться  в присутствии дипломата или  его представителя.

Ко второй группе относятся:

1) неприкосновенность личности.

Свобода передвижения по территории государства пребывания с учетом правил о закрытых зонах. Дипломат не обязан давать свидетельские показания  в судах страны пребывания, но это  не исключает согласия дипломата  дать такие показания по просьбе  властей страны пребывания.

2) иммунитет от уголовной юрисдикции, но иммунитет от гражданской  юрисдикции имеет ограничения,  которые относятся к тем случаям,  когда дипломат выступает не  в официальном качестве. Можно  предъявлять судебный иск по  поводу недвижимого имущества,  которым дипломат или член  его семьи владеет лично, иск  по наследственному делу, в котором  эти лица выступают в качестве  наследника, иск по поводу профессиональной  или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях  личной выгоды, хотя Венская конвенция  в принципе запрещает заниматься  в стране пребывания профессиональной  или коммерческой деятельностью  в целях личной выгоды (ст. 42). Пренебрегая  этим, дипломаты нередко нарушают  не только международное право,  но и законы страны пребывания.

Информация о работе Дипломатические представительства