Дипломатическое право: понятие, источники и субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:10, статья

Описание работы

Само слово "дипломатия" происходит от греческого "диплома" — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как специфическая сфера общественной жизни существует с незапамятных времен, для обозначения государственной деятельности в области внешних сношений это слово начинает применяться и прочно входит в обиход в Западной Европе лишь с конца XVIII века.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

ВЕРБЕЛЬЧУК  А.Ф.

Международный гуманитарный университет

Дипломатическое право: понятие, источники  и субъекты. 

     Само слово "дипломатия" происходит от греческого "диплома" — так на земле древней Эллады называли сдвоенные дощечки с нанесенными на них текстами, выдававшиеся посланцам в целях особого подтверждения их полномочий. И хотя дипломатия как специфическая сфера общественной жизни существует с незапамятных времен, для обозначения государственной деятельности в области внешних сношений это слово начинает применяться и прочно входит в обиход в Западной Европе лишь с конца XVIII века. Под дипломатией в наши дни принято понимать официальную деятельность глав государств, правительств, специальных органов внешних сношений и их зарубежных представительств по осуществлению переговоров, переписки, невоенных практических мероприятий с учетом конкретных условий и характера решаемых задач ради отстаивания внешнеполитических целей, защиты прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

   И так, дипломатическое право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений.

   Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические придставительства или через так называемые специальные миссии; многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

   Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на обычаях. Частичная официальная кодификация дипломатического права была впервые предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (20 февраля 1928 г. была принята Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках). В настоящее время дипломатическое право в основном кодифицировано.

    Источниками дипломатического права  являются международно-правовые  нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах (политических, торговых, консульских и др.), регламентах и постановлениях международных конференцый и организаций .   Когда в практике государств в настоящее время встают вопросы правового положения дипломатического представительства, представительства при международных организациях, делегаций на международные встречи и конференции и других зарубежных органов внешних сношений, прав и обязанностей их персонала, то обращаются, прежде всего, к действующим конвенциям многостороннего характера, которые определили их режим. 
   Комиссия международного права ООН на своей первой сессии в 1949 г. в числе ряда вопросов, подлежащих кодификации, назвала вопросы дипломатических и консульских сношений. В 1958 г. был составлен проект конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах, который лег в основу Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., принятой в Вене, а в 1961 г.-проект конвенции о консульских сношениях и иммунитетах, который лег в основу конвенции, сформулированной на конференции в Вене в 1963 г. Далее комиссия международного права ООН рекомендовала международному сообществу Конвенцию о правовом положении специальных миссий и Конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, которые были приняты соответственно в 1969 и в 1975 гг. Следует отметить также Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой 1973 г.

   Конвенциями универсального характера, оказывающими влияние на договорную практику государства по этому вопросу, являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.

    К действующим многосторонним конвенциям, регулирующим вопросы дипломатической и консульской деятельности, кроме Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., прежде всего, относятся: Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г., Общая конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., регламенты международных встреч и конференций. В качестве примера конвенции регионального характера можно привести конвенции о правоспособности, привилегиях и иммунитетах СЭВ 1985 г.  
   Кроме этого, нормы, посвященные вопросам дипломатического права, содержатся в двусторонних договорах, прежде всего,  в многочисленных консульских конвенциях, торговых договорах, соглашениях об установлении дипломатических или консульских отношений, регламентах международных организаций и конференций. В настоящее время Венская конвенция является основным международным правовым документом, определяющим статус и функции дипломатического представительства при главе государств.

   Для осуществления официальных отношений с другими субъектами  международного права каждое государство имеет специальные органы внешних сношений в виде особых государственных учреждений и определенных лиц, уполномоченных государством представлять его в международных отношениях с другими государствами, выражать его волю и защищать интересы, как государства, так и его граждан.

Различают следующие органы: по месту расположения и по характеру деятельности органы внешних сношений: - внутригосударственные и зарубежные. 
  Внутригосударственные органы бывают:

   а) органы, представляющие государство по всем аспектам его международных связей и выполняющие общеполитические функции в международных отношениях. Они действуют на основе конституции государства.  К ним относятся: глава государства, правительство и его глава, ведомство иностранных дел.   

б) органы, представляющие государство в одной из областей его международных связей.  

 Зарубежные органы внешних сношений делятся: 1) постоянные: 
   - дипломатические представительства (посольства и миссии); - консульские представительства; - торговые представительства; - постоянные представительства при международных организациях. 2) временные  - официальные представители, участвующие в мероприятиях политико-дипломатического характера, - миссии, направленные в другие государства; 
   - делегации, участвующие в международных переговорах, конгрессах, конференциях. 

Список  литературы

1. Ганюшкин Б. В. Дипломатическое право международных организаций. – М., 1972.

2. Ю.Г.Демин:Статус дипломатических представительств и их персонала/ М.: - 1995 г.

4. Сандровский К. К. Право внешних сношений. – Киев, 1986

5. Р.Дж. Фельтхэм: Настольная книга дипломата/ Пер. с англ. В.Е. Улаховича. — 4-е изд. — Мн.: Новое знание, 2004. — 304 с. 

Информация о работе Дипломатическое право: понятие, источники и субъекты