Физические лица как субъекты международного частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

С каждым годом количество правовых связей граждан и юридических лиц Республики Беларусь с иностранными субъектами неуклонно возрастает. Это связано в первую очередь, с открытием границ и увеличением экономического оборота между Республикой Беларусь и другими государствами. В процессе различных правоотношений субъекты белорусского права, находясь на территории другого государства или принимая в Республике Беларусь иностранцев и лиц без гражданства, не всегда правильно оценивают свой правовой статус и своих контрагентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
I. Физические лица как субъекты международного частного права………………………………………………………………...5
II. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве………………………………………………………………..11
III. Особенность правового положения государства как субъекта международного частного права…………………………………16
VI. Международные организации как субъекты международного частного права……………………………………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..28

Работа содержит 1 файл

kursovaya_po_mchp!!!!!!!.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

- Гражданский процессуальный кодекс от 11 января 1999г. (раздел Х «Международный гражданский процесс»);

- Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;

- Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь;

- и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Правовое положение юридических лиц в международном частном праве

 

Юридические лица являются основными субъектами международного частного права. При рассмотрении вопросов, связанных с правовым статусом данного вида субъектов, необходимо иметь в виду, что при их изучении основополагающим критерием является разделение всех действующих на территории конкретной страны юридических лиц на две группы: «свои», или принадлежащие к данному государству, и «чужие», т.е. принадлежащие к иностранному государству. Отечественные юридические лица являются предметом правового анализа в первую очередь гражданского права и примыкающим к нему иных отраслей. Так, например, гл 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь целиком посвящена вопросам, связанным с понятием и видами юридического лица, объемом гражданских право- и дееспособности и т.д. [21, стр.86].

Для международного частного права характерен интерес к иностранным юридическим лицам, что не случайно, ибо законодательство всех без исключения стран содержит положения, особенным образом регулирующие правовой статус и деятельность иностранных юридических лиц на своей территории, что связано в первую очередь с защитой экономических интересов соответствующего государства. Нормы, содержащие данные положения, сосредоточены в основном в актах публичного характера. Кроме внутреннего законодательства нормы, определяющие вопросы деятельности иностранных юридических лиц, могут быть сформулированы и в международно-правовых документах, таких как резолюции Совета Безопасности ООН, решения иных международных организаций. Это происходит, к примеру, в случае введения санкций в отношения государства-правонарушителя. При отмене санкций соответственно прекращается действие и тех норм, которые затрагивали частноправовую деятельность юридических лиц соответствующего государства [18, стр.112]

Выяснение национальной принадлежности (личного закона юридического лица) требуется для определения:

          1) статуса организации в качестве юридического лица;

          2) организационно-правовой формы юридического лица;

3)   требований к наименованию юридического лица;

4) вопросов создания, реорганизации и ликвидации юридического лица,
в том числе вопросов правопреемства;

5) содержания правоспособности юридического лица;

6) порядка приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренних отношений, в том числе отношения юридического лица
с его участниками;

8) способности юридического лица отвечать по своим обязательствам [20, стр.146].

              «Национальность» юридического лица - это принадлежность юридического лица к  определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на­логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от­ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае если, например, юридическое лицо является белорусским, то личный статус его будет определяться белорусским правом; для немецкого  - применимо немецкое право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран­ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме­няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на­циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су­ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз­ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ­ность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии опре­деления национальности (или часто именуемые в юридической литературе - доктрины определения национальности):

         критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

         критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность го­сударства,  где находятся правление или  главные органы управления юридическою лица;

         критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извле­кает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

         критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица [19,стр.69].

На практике возможно сочетание различных критериев для определе­ния вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как пра­вило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежание двойного налогообложения).

В Республике Беларусь применяется принцип инкорпорации: лю­бое юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, считает­ся белорусским, то есть имеет «белорусскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных ак­тах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреж­дение данного предприятия белорусскими и иностранными лицами и на­личие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. На­циональность «совместного предприятия», так же, как и любого пред­приятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории Республики Беларусь, будет белорусской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории Республики Беларусь [20, стр.98]

Принцип инкорпорации в Республике Беларусь нашел отражение в п.1 ст.1112 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридиче­ское лицо учреждено в Республике Беларусь, то его правоспособность будет определяться по белорусскому праву и юридическое лицо будет иметь  белорусскую национальность..

Иногда бывает недостаточным указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между белорусским и немецким (или другим иностран­ным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является белорусским или немецким, необходимо дать дополнительные характеристики относитель­но национальности (в частности, указать, какое правило стороны избра­ли для определения национальности).

Правовое положение иностранных юридических лиц на территории Республики Беларусь определяется белорусским законодательством и международными договорами, участниками которых является Беларусь.

Иностранные юридические лица могут быть учредителями и участниками создаваемых в Беларуси хозяйственных обществ и товариществ. Они вправе осуществлять внешнеторговую деятельность в республике в соответствии с нашим законодательством.

Важной сферой деятельности иностранных юридических лиц является инвестирование с их стороны капиталов в белорусскую экономику [19, стр. 72].

Создание и регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с гл.15 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь и Декретом Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта 1999г., в редакции от 17 декабря 2007г.

Наше государство заключило достаточно большое количество двусторонних торговых соглашений, в которых предусматривается взаимное предоставление определенного правового режима юридическим лицам договаривающихся государств.

Согласно ст.ст.45-47 Гражданского кодекса и ст.ст. 81,83 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь юридические лица, в том числе с иностранным и смешанным капиталом, прежде чем приступить к хозяйственной деятельности, подлежат обязательной регистрации.

Иностранные юридические лица, имеющие постоянные деловые связи с белорусскими предприятиями, учреждениями и организациями, могут учреждать в Республике Беларусь свои представительства. Законодательством нашей страны предусмотрен разрешительный порядок открытия таких представительств. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 №929 (редакция от 27.12.2007г.) утверждено Положение «О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций».

Разрешение на открытие представительства в первую очередь выдается иностранным фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в качестве деловых партнеров белорусских предприятий и организаций, заключили с ними крупномасштабные сделки, важные коммерческие соглашения и т.п.

 

III. Особенность правового положения государства как субъекта международного частного права

В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов международного частного права), государство,  будет субъектом международного частного права только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче­ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за­ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами между­народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре­шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме­нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы­боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет [16,стр.77].

Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери­зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен­ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре­делах своей территории и компетенции, независимость одного государст­ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули­ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст­ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна­родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется между­народным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной пра­вовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств:

      судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

      иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения со­вершать определенные действия государственным органам иностранно­го государства в порядке обеспечения исковых требований);

      иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность при­нудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностран­ного государства или государственных органов);

      иммунитет государственной собственности (означает неприкосно­венность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства) [17, стр.119].

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: не­обходимостью получить согласие государства для осуществления опре­деленных действий со стороны другого государства. Без согласия госу­дарства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к уча­стию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвен­ции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридичес­кие лица, вступающие в отношения с государством, должны предусмат­ривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых госу­дарство - участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

Информация о работе Физические лица как субъекты международного частного права