Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:56, реферат

Описание работы

Принятие в последнее десятилетие XX в. Римского статута Международного уголовного суда 1998 г., Протокола II к Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1999 г. и других международных договоров не только является значительным шагом в процессе кодификации международного гуманитарного права, но и влечет создание новых организационных и правовых форм обеспечения реализации международного гуманитарного права как на международном уровне, так и в сфере внутригосударственной юрисдикции. Достижение согласованности национального и международного права становится возможным только в том случае, если на национальном уровне своевременно и полно решается вопрос о выявлении международно-правовых норм, реализация которых невозможна без принятия внутригосударственных нормативных правовых актов.

Работа содержит 1 файл

аналитичка МГП.docx

— 25.18 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ  ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Имплементация международного гуманитарного права  в Российской Федерации 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая справка студентки 

 

 

Научный руководитель:

Кукушкина А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

 

Введение 

Принятие в последнее десятилетие XX в. Римского статута Международного уголовного суда 1998 г., Протокола II к  Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1999 г. и других международных  договоров не только является значительным шагом в процессе кодификации  международного гуманитарного права, но и влечет создание новых организационных  и правовых форм обеспечения реализации международного гуманитарного права  как на международном уровне, так и в сфере внутригосударственной юрисдикции. Достижение согласованности национального и международного права становится возможным только в том случае, если на национальном уровне своевременно и полно решается вопрос о выявлении международно-правовых норм, реализация которых невозможна без принятия внутригосударственных нормативных правовых актов. Неверная интерпретация содержания международно-правовых норм, рецепируемых национальным правом, может привести в последующем к невыполнению государством принятых международных обязательств, нанести ущерб имиджу государства, а в отдельных случаях повлечь применение тех или иных видов международно-правовой ответственности.

Цель данной работы – оценить уровень имплементации международного гуманитарного права в законодательстве Российской Федерации. Автор ставит перед собой следующие задачи: проанализировать соответствующие положения Конституции Российской Федерации 1993 года и ту степень, в которой они создают условия для инкорпорации международных норм, а также проанализировать действующее российское законодательство в его связи с инкорпорацией международного гуманитарного права.

В рамках этого исследования автор  намерен проанализировать как тексты международно-правовых документов, так  и работы специалистов, которые изучали  проблематику имплементации норм международного права в российское законодательство.

Имплементация международного гуманитарного  права в Российской Федерации

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора». Общая ссылка на международное право в ст. 15(4) российской Конституции дополняется  конкретными предметными ссылками в других положениях действующего законодательства. Сюда входят многочисленные законы, принятые в России вслед за вступлением в силу Конституции 1993 года.

Статья 15(4) Конституции РФ, кроме того, подразумевает, что в случае конфликта между  внутригосударственным законом  и обязательством по международному договору, последнее необязательно  отменяет первое. Договор скорее регулирует конкретную ситуацию, в отношении  которой может применяться и  договор, и закон. Внутригосударственный  закон сохраняет силу и может  действовать при иных обстоятельствах, когда нет применимых положений  международных договоров. Что касается «общепризнанных принципов и  норм международного права», в Конституции  нет положений, которые можно  было бы истолковать как предоставление таким принципам и нормам преимущества над внутригосударственными законами. С другой

стороны, в преамбуле закона «О международных  договорах Российской Федерации», принятого  в 1995 году, говорится, что «Российская  Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм». Однако сам факт, что ссылка на обычные нормы содержится только в преамбуле, а далее в законе нет никакого указания на то, каким образом эти нормы входят в российское законодательство, может служить свидетельством нежелания включать во внутригосударственное право некодифицированные обычаи.

 

Россия  является участницей всех четырех Женевских  конвенций 1949 года, а также двух Дополнительных протоколов 1977 года. Она также является участницей других главных международных договоров в этой области, в том числе Конвенции 1972 года о запрещении биологического оружия, Конвенции 1976 года о запрещении враждебного воздействия на природную среду, Конвенции 1980 года об обычном оружии и четырех протоколов к ней, а также Конвенции 1993 года о химическом оружии. Россия подписала,

но  во время написания данной статьи еще не ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда 1998 года. Россия не является участницей Конвенции 1997 года о запрещении противопехотных мин.

Можно вспомнить, что Женевские конвенции 1949 года установили некоторые требования в отношении внутригосударственного законодательства. Статья 1, общая для всех четырех Женевских конвенций, а также ст. 1(1) Дополнительного протокола I устанавливают общую обязанность «соблюдать и заставлять соблюдать» положения этих договоров (формулировка Протокола – «соблюдать настоящий Протокол и обеспечивать его соблюдение»). Помимо данного общего требования, все эти договоры обязывают Высокие Договаривающиеся Стороны принять законы и постановления для обеспечения

их  применения. В частности, они налагают на своих участников обязанность принять «законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения» Конвенций или Протокола (соответственно ст. 49, 50, 129, 146 и 85.1). Согласно требованиям первой и второй Женевских конвенций, Высокие Договаривающиеся Стороны «в том случае, если их действующее законодательство окажется недостаточным, примут меры, необходимые для предотвращения и пресечения» неправомерного использования эмблемы красного креста.

Советский Союз ратифицировал четыре Женевские  конвенции 1949 года в 1954 году. Уголовный кодекс, принятый в 1960 году и сохранявший свое действие до 1996 года, трансформировал ряд основных обязательств по международному гуманитарному праву во внутригосударственное законодательство. Например, дурное обращение с военнопленными наказывалось лишением свободы на срок до трех лет (ст. 268 Уголовного кодекса 1960 года).

Действующий Уголовный кодекс 1996 года17 в ст. 356(1) устанавливает, что «жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации» являются преступлениями, наказываемыми лишением

свободы на срок до двадцати лет. Данное положение  входит в раздел Кодекса, озаглавленный  «Преступления против мира и безопасности человечества».

Кодекс  предусматривает четыре степени  тяжести уголовного преступления, при этом правонарушения, указанные в ст. 356(1), принадлежат к категории особо тяжких преступлений.

Та  же статья, кроме того, определяет в  качестве уголовного преступления «применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации». В число других преступлений по этому разделу Уголовного кодекса 1996 года входят: «планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны» (ст. 353), «публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» (ст. 354), «разработка, приобретение или сбыт... оружия массового поражения» (ст. 355), «геноцид» (ст. 357), «экоцид» (ст. 358), «вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника» (ст. 359), а также нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360). В отношении последней статьи следует заметить, что подобное нападение подпадает под положения Уголовного кодекса только в том случае, если «это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений». Выражение «лица или учреждения, которые пользуются международной защитой» может ввести в заблуждение, но оно определенно подразумевает представителей иностранных государств и сотрудников международных организаций, пользующихся такой защитой. Однако четкого указания на то, что ст. 360 применяется во время войны, нет.

Кроме Уголовного кодекса 1996 года, другие положения  действующего российского законодательства обязывают личный состав Вооруженных  Сил и других ведомств, где предусмотрена  воинская служба, таких как Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ или внутренние войска Министерства внутренних дел, соблюдать международное право. В частности, закон «О статусе военнослужащих» 1998 года с поправками устанавливает обязанность военнослужащих «соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».

Устав внутренней службы Вооруженных Сил  Российской Федерации,  введенный в действие президентским указом 1993 года, уточняет эту обязанность. Пункт 19 Устава гласит, что «военнослужащий обязан знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными». В целях обеспечения знания военнослужащими норм международного гуманитарного права Министр обороны издал приказ № 333 от 29 мая

1999 года «О правовом обучении  в Вооруженных Силах Российской Федерации». Правовое обучение и обучение нормам международного гуманитарного права названы в приказе «составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации». Приказ, в частности, предусмотрел сдачу зачетов по правовому минимуму для офицеров, прапорщиков и мичманов перед назначением на вышестоящие должности. Лица, не сдавшие таких зачетов, не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности.

Только  в 2002 году Министерство обороны выпустило Наставление по международному гуманитарному праву. Наставление представляет собой краткий обзор главных договоров, составляющих основу международного гуманитарного права, от Санкт_Петербургской декларации от 29 ноября 1868 года до Конвенции 1993 года о химическом оружии. В ходе подготовки Наставления Юридическая служба Вооруженных Сил изучила подобные зарубежные пособия29. Итак, имеется правовая основа. Все военнослужащие знают, что обязаны соблюдать международное гуманитарное право и что нарушители будут наказаны. Согласно приказу, они изучают международное гуманитарное право, а их знания периодически проверяются. От результатов таких проверок отчасти зависит назначение на вышестоящие должности в вооруженных силах. Менее ясным остается вопрос о том, как будет обеспечиваться применение международного гуманитарного права в случае возникновения подобной необходимости.

 

Заключение

С учетом всего вышесказанного, можно  отметить, что российская Конституция 1993 года благодаря положениям о преимущественной силе международных договоров создала  правовую основу, в известной степени  способствующую включению международного гуманитарного права, в первую очередь, той его части, которая содержится в договорах, в российскую правовую систему. Российские законы, хотя и  в общих чертах, обязывают военнослужащих соблюдать международное право. Уголовный кодекс полагает особо  тяжкими преступлениями несколько  правонарушений, считающихся по международному гуманитарному праву «военными  преступлениями». Однако перечень таких  преступлений в Уголовном кодексе  слишком ограничен.

 

Список  использованной литературы

Батырь  В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в военном  законодательстве Российской Федерации. – М., 1999.

Калугин, В.Ю. Механизм имплементации международного гуманитарного права.  - Минск, 2003.

Суворова, В.Я. Реализация норм международного права. - Екатеринбург, 1992.

Федеральный закон Российской Федерации от 15.07 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Приказ  Министра обороны РФ от 29.05.99 N 333 «О правовом обучении в вооруженных силах  РФ» 

УК  РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ, ст. 356

 


Информация о работе Имплементация международного гуманитарного права в Российской Федерации