Избирательная система в рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов отдельных лиц и различных кланов. Демократические выборы позволяют гражданам избирать и смещать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров и поэтому являются важнейшей частью политического процесса, а сама избирательная кампания чаще всего происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

Содержание

1.Введение
2. Основная часть:
2.1. Понятие избирательной системы и избирательного права
2.2. Принципы проведения выборов в РФ.
2.3. Порядок организации и проведение выборов в РФ.
3. Заключение
4. Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     Особую  роль в подготовке и проведении выборов  играет Центральная избирательная комиссия. Она осуществляет руководство другими избирательными комиссиями по выборам федеральных органов и проведению федерального референдума, издает инструкции и разъяснения, касающиеся также других выборов. Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых на четыре года по частям: пять членов назначается Государственной Думой из числа кандидатов, предлагаемых депутатами и их объединениями, пять — Советом Федерации из кандидатов, предлагаемых законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, остальные пять — Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Они могут уйти в отставку по письменному заявлению, могут быть освобождены досрочно от должности решением назначавшего их органа, в связи с утратой гражданства РФ, вступлением в силу  обвинительного приговора суда, признанием члена Комиссии решением суда систематически не выполняющим свои обязанности или недееспособным, ограниченно дееспособным.

     Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ организует разработку нормативов технологического оборудования для выборов, обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с проведением выборов, обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий, распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, эфирное время между кандидатами и избирательными объединениями на федеральных выборах, устанавливает образцы или основные нормативы избирательных документов, помогает избирательным комиссиям и контролирует их деятельность, рассматривает жалобы на них. Она вправе издавать разъяснения, инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах. Эти инструкции обязательны для всех избирательных комиссий в РФ. Центральная избирательная комиссия отменяла постановления избирательных комиссий некоторых субъектов Федерации (например, Ненецкого автономного округа), если эти постановления противоречили избирательному законодательству.                            

     Порядок деятельности Центральной избирательной  комиссии регулируется принятым ею регламентом 1998 г. Он устанавливает, что Комиссия является государственным органом, действующим на началах коллегиальности. Она не связана решениями политических партий и иных общественных объединений. В ее состав не могут входить депутаты законодательных органов и органов местного самоуправления, зарегистрированные кандидаты, должностные лица государственных органов, супруги и близкие родственники зарегистрированных кандидатов. Руководство Комиссии – председатель, его заместитель, секретарь – избираются ею.

     Отдельно  по каждому избирательному участку  участковой избирательной комиссией  составляется список избирателей на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в этот список. Уточнение списков осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

     Основанием  для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

     Основания и порядок составления списков  избирателей устанавливаются в  соответствующих федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

     Список  избирателей представляется для  всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня выборов.

     Каждый  гражданин, обладающий избирательным  правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении  его в список избирателей, а также  о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течении 24 часов, а  в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения,  но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

     Вносить изменения в списки избирателей  после начала подсчета голосов избирателей  запрещается.

     Следующим этапом подготовки к выборам является выдвижение кандидатов. Кандидатами в депутаты представительного органа или на определенную должность могут быть граждан; (неграждане — не могут), удовлетворяющие соответствующим условиям для пассивного избирательного права (возраст и др.). Священники православной церкви, однако, даже удовлетворяющие этим требованиям, по постановлению Священного синода (коллегиальный высший орган православной церкви в РФ) не должны выдвигаться в качестве кандидатов, ибо это, по мнению Синода, разделяет верующих и мешает исполнению пасторских обязанностей. Те, кто нарушает запрет, могут быть лишены сана священнослужителя (это применялось, в частности, в 1993 г. к священникам, избранным в Государственную Думу).

     Кандидат  может быть выдвинут: 1) гражданином  РФ, обладающим избирательными правами; 2) инициативной группой избирателей; 3) избирательным объединением или блоком объединений; 4) в органы местного самоуправления — также трудовыми коллективами и собраниями избирателей по месту жительства, работы, учебы.

     Кандидата в представительные органы (Государственную  Думу, законодательное собрание субъекта Федерации, муниципальное собрание) по одномандатному или многомандатному округу может выдвинуть каждый гражданин, если он обладает избирательными правами на территории округа. Такой гражданин, следовательно, может.выдвинуть, и самого себя, но в этом случае он должен иметь возраст, соответствующий пассивному избирательному праву (например, на выборах в Государственную Думу он должен иметь возраст не менее 21 года). Инициатор выдвижения уведомляет об этом соответствующую избирательную комиссию, направляя заявление в письменной форме. В нем помимо обычных анкетных данных о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, род занятий и др.) должно быть сообщено о неснятой или непогашенной судимости кандидата (если таковая есть) с указанием статьи (статей) Уголовного кодекса, а также указано гражданство иностранного государства (если оно есть). В дальнейшем эти сведения будут сопровождать многие документы кандидата, включая избирательный бюллетень.

     Если  кандидата в представительный орган, на избираемую должность выдвигает инициативная группа на собрании избирателей (официально можно выдвигать только одного кандидата), она должна представить в избирательную комиссию протокол собрания, список участников, решение собрания, решение о назначении уполномоченного инициативной группы. Представляются также заявление кандидата и в нем — данные, указанные выше. При выдвижении избирателями нескольких кандидатов на одно место от одной и той же организации могут использоваться неофициальные предварительные выборы одного кандидата от партии (организации), который и будет включен в избирательный бюллетень. Эта форма заимствована из США и называется праймериз (первичные выборы). В них участвуют только лица, считающие себя членами (сторонниками) данного общественного объ единения. Эта форма использовалась в 2000 г. некоторыми объединениями для выдвижения единого кандидата на должность губернатора Санкт-Петербурга.

     Если  кандидата в представительный орган  выдвигает избирательное объединение (блок), он может выдвинуть не более одного в каждом одномандатном округе, а в многомандатном обычно закон разрешает выдвигать от избирательного объединения (блока) большее число кандидатов, чем число кандидатских мест, подлежащих замещению по единому многомандатному округу (например, в Государственную Думу в России избирается по такому округу 225 депутатов, а каждое избирательное объединение может выдвигать до 270 кандидатов).

     По  единому федеральному избирательному округу в Государственную Думу (на 225 мест) списки кандидатов выдвигают только избирательные объединения (блоки) на съездах и конференциях, но нередко кандидатов и их место в списке, а следовательно, очередность получения мандата определяют руководители объединения (блока). Численность кандидатов определяется объединением (блоком). Она не может, быть менее трех, поскольку закон устанавливает, что в избирательном бюллетене при наименовании блока должны быть указаны фамилии  трех его лидеров. Как говорилось, в списке не может быть более 270 фамилий (на 225 депутатских мандатов). Запас необходим, по-видимому, потому, что, с одной стороны, возможна естественная убыль кандидатов до голосования, снятие ими своих кандидатур, а с другой некоторые кандидаты заранее не собираются работать в Думе, если они будут избраны.

     Кандидата на должность Президента РФ (и в  некоторых субъектах Федерации  на должность главы субъекта Федерации) может выдвинуть открытым голосованием инициативная группа избирателей (на должность Президента РФ — численностью не менее 100 человек). Такую группу вправе образовать любой избиратель или группа избирателей. После ее создания инициативная группа должна быть зарегистрирована соответствующей избирательной комиссией. Кандидат на должность Президента РФ, главы другого субъекта РФ, муниципального образования может быть выдвинут также избирательным объединением, блоком на съезде, конференции (съездах, конференциях участников блока) тайным голосованием.

     Для органов местного самоуправления, а  иногда для законодательных собраний субъектов Федерации политический характер избирательного объединения предусмотрен не всегда. Депутаты в представительные органы могут выдвигаться также на собраниях трудовых коллективов. Наконец, в субъектах Федерации срок от регистрации объединения до выборов может быть установлен в полгода, а регистрация осуществляется местными отделениями Министерства юстиции РФ.

     Еще до сбора подписей к ходатайству  о регистрации кандидата прилагаются сведения о размере и источниках доходов кандидата, его супруга и его детей, сведения об имуществе, принадлежащем кандидату, супругу, детям, а также об обязательствах имущественного характера кандидата, супруга, детей. Эти  сведения представляются в виде копий  налоговых деклараций за два года, предшествующих году выборов. Они проверяются избирательной комиссией. В случае, если недостоверность представленных сведений носит существенный характер (например, если на президентских выборах доходы преуменьшены более чем на 200 размеров минимальной оплаты труда, если это составляет более 10% от представленных сведений о доходах или не указаны находящиеся в  собственности квартиры, земельные участки, воздушные, морские, речные суда), избирательная Комиссия отказывает в регистрации  кандидата или списка кандидатов, представленного избирательным объединением.

       Для того чтобы выдвинутый кандидат (список кандидатов избирательного объединения, блока) был зарегистрирован и в дальнейшем мог участвовать в предвыборной агитации, был включен в избирательный бюллетень, он должен быть зарегистрирован соответствующей избирательной комиссией. Для регистрации кандидата (списка) необходимо либо собрать установленное законом число подписей избирателей в его поддержку, либо внести на счет государства (через избирательную комиссию) — специальный избирательный залог. Закон не всегда позволяет выбрать по своему усмотрению то или другое. На выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, на выборах Президента РФ — только сбор подписей.

     Число необходимых подписей в поддержку кандидата для федеральных выборов устанавливается федеральными законами, для выборов органов и должностных лиц субъектов Федерации и муниципальных образований —законами субъектов Федерации. Числовые данные, названные в законах субъектов Федерации, могут быть повторены в уставах муниципальных образований. При выборах в муниципальные органы небольших муниципальных объединений сбор подписей обычно не требуется, регистрация осуществляется в связи с выдвижением на собраниях избирателей, трудовых коллективов.

     Для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы по одномандатному округу (по таким округам избирается половина состава Думы) в его поддержку необходимо собрать 1% подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, т.е. там, где кандидат намерен баллотироваться (при досрочных выборах — 0,5%). В поддержку списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением (блоком) по федеральному округу на выборах половины депутатов Думы, необходимо собрать 200 тыс. подписей, причем на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. При досрочных выборах эти цифровые данные уменьшаются вдвое

     Сбор  подписей возможен по месту работы, учебы, жительства, но, например, недопустим в воинских частях, на транспорте, там, где это создает помехи нормальной деятельности. Избиратель вправе ставить подписи в поддержку нескольких кандидатов, но за одного и того же кандидата или за один и тот же список избирательного объединения — только один раз.

     В целях обеспечения, равенства кандидатов (избирательных объединений) при сборе подписей в их поддержку нельзя привлекать к этому лиц, находящихся от кандидатов в служебной зависимости, использовать служебные средства связи, оргтехнику, государственные и муниципальные помещения, транспортные средства, собирать подписи во время служебных командировок и т.д.                                    

Информация о работе Избирательная система в рф