Юридические лица как субъекты международного частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами международного частного права. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.
В данной работе сделана попытка кратко рассмотреть виды субъектов международного частного права и раскрыть правовое положение юридических лиц как субъектов международного частного права.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3


1. Виды субъектов международного частного права…………….4


2. Юридические лица как субъекты международного частного права………………………………………………………………………6

3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России…………………………………………………………..………..15


Заключение…………………………………………………………20

Список используемой литературы………………………………..21

Работа содержит 1 файл

К.р. по МЧП.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны  и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют свои критерии определения национальности и содержатся разные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статус) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности (или часто именуемые в юридической литературе – доктрины определения национальности):

· критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано;

·   критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства,  где находятся правление или  главные органы управления юридическою лица;

· критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления);

·  критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность того государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица6.

На практике возможно сочетание  различных критериев для определения вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как правило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

В Российской Федерации применяется  принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, считается российским, то есть имеет «российскую» национальность. При этом встречающееся в настоящее время в обиходе, а ранее в нормативных актах такое понятие, как «совместное предприятие», означает лишь учреждение данного предприятия российскими и иностранными лицами и наличие в уставном фонде такого предприятия иностранного капитала. Национальность «совместного предприятия», так же, как и любого предприятия, учрежденного только иностранцами (или имеющего в уставном фонде только иностранный капитал) на территории РФ, будет российской, поскольку данное юридическое лицо зарегистрировано (внесено в Государственный реестр) на территории РФ.

Принцип инкорпорации в Российской Федерации нашел отражение в  ст.161 ГК РФ7, в которой содержится положение о том, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Следовательно, если юридическое лицо учреждено в Российской Федерации, то его правоспособность будет определяться по российскому праву и юридическое лицо будет иметь российскую национальность.

Разные принципы определения  национальности юридического лица на практике порождают проблему в правовом регулировании деятельности юридических лиц. Эта проблема в МЧП именуется «коллизией коллизий».

 «Коллизия коллизий» — это понятие, используемое в МЧП для обозначения ситуации, когда одни и те же фактические обстоятельства в разных правовых системах имеют различное регулирование8.

Существование «коллизии  коллизий» обусловлено наличием в законодательстве разных государств таких коллизионных норм, которые имеют одинаковый объем и разные коллизионные привязки. Так, например, практически во всех правовых системах предусмотрены коллизионные нормы, определяющие выбор права для установления правоспособности юридических лиц. Однако, как было показано ранее, сами коллизионные принципы (соответствующие правила выбора права) имеют различное содержание.

«Коллизия коллизий» проявляется  как в виде «положительной» коллизии (когда одно правоотношение может быть урегулировано несколькими правовыми системами), так и в виде «отрицательной» (в том случае, когда ни одна из правовых систем не является «компетентной» для регулирования конкретного правоотношения).

При положительной коллизии на определение национальности юридического лица «претендуют» две правовые системы. Например, в условиях, когда юридическое лицо, зарегистрированное в России (где признается принцип «инкорпорации») осуществляет свою деятельность на территории Франции (где существует принцип «оседлости»).

При отрицательной коллизии получается, что юридическое лицо вообще не имеет национальности: когда, например, юридическое лицо зарегистрировано во Франции, а осуществляет свою деятельность на территории России.

Преодоление «коллизии коллизий»  в большинстве случаев осуществляется путем заключения международных договоров, содержащих нормы о подчинении деятельности юридического лица конкретной правовой системе (по вопросам налогообложения, регистрации акций, порядка формирования уставного фонда и т.п.).

Иногда бывает недостаточным  указать только национальность юридического лица, необходимо ещё определить, по какому принципу национальность установлена. Это может понадобиться, например, в контракте в случае, когда стороны указывают, что договор заключается между российским и французским (или другим иностранным) юридическим лицом. Чтобы впоследствии у арбитра не возникло вопроса, согласно какой доктрине лицо является российским или французским, необходимо дать дополнительные характеристики относительно национальности (в частности, указать, какое правило стороны избрали для определения национальности).

В юридической литературе в качестве разновидности юридических лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто называют «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п. В связи с этим необходимо заметить, что само понятие «международные юридические лица» является условным и его использование в МЧП не всегда считается обоснованным.

Дело в том, что «международность» - это категория, показывающая наличие «иностранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих общую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине инкорпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учитывая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительственными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному законодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организационно-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Большую роль в развитии международных экономических отношений  играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

 

 

  1. Правовое положение иностранных юридических лиц в России

 

Понятие «иностранные юридические  лица» закрепляется в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены9.

Другими словами, иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.

Внутреннее законодательство государства  устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, которые  осуществляют свою деятельность на территории государства. Общий режим определяется в специальном законодательном  акте. Нормы о правовом положении  иностранных юридических лиц  также можно встретить в международных  соглашениях, заключаемых государствами, в которых регламентируются вопросы  взаимного признания правосубъектности  юридических лиц, определяются правовые режимы их функционирования, устанавливаются  критерии определения национальности юридических лиц. Режим наибольшего  благоприятствования и национальный режим являются самыми распространенными  режимами, предоставляемыми данными  соглашениями иностранным юридическим  лицам10.

В Российской Федерации правовому  положению иностранных юридических  лиц посвящены статьи многих законов  и подзаконных актов11.

Что касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным  законом «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г12. Однако данный ФЗ не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации и в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях4.

В качестве инвесторов на территории РФ могут выступать иностранные  юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные  физические лица, имеющие право на основе законодательства государства  своего учреждения, гражданства или  постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Иностранные юридические  и физические лица имеют право  осуществлять хозяйственную деятельность на территории РФ как путем создания предприятий и открытия своих  филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим  законодательством.

В первом случае могут создаваться  и предприятия, полностью принадлежащие  иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами РФ (совместные предприятия) Все предприятия с  иностранными инвестициями с момента  регистрации становятся российскими  юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации13.

Юридические лица, являющиеся коммерческими  организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации  в органах юстиции. Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.

Иностранные юридические лица могут  открывать на территории России свои филиалы. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления  на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами  России головная организация, и ликвидируется  на основании решения иностранного юридического лица14.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией  филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его  аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию  привлечения прямых иностранных  инвестиций в экономику РФ. Этот орган также определяется Правительством РФ. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую  деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения  его аккредитации. Филиалу может  быть отказано в аккредитации в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства15.

Помимо создания коммерческих и  некоммерческие предприятий, а также  открытия своих филиалов, иностранные  юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации  деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом16. Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ 1994 г. понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту». Представительство считается открытым с момента выдачи аккредитирующим органом разрешения на его открытие. Обычно оно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица8.

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории РФ предприятий, долей участия  в них, паев, акций, облигаций и  других ценных бумаг, могут участвовать  в приватизации17.

Информация о работе Юридические лица как субъекты международного частного права